Тема 7 "СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ"

«Сущность государства и его признаки»

1. Соотношение общества и государства

Понятие общества

    В юридической науке существуют различные понятия и определения государства.

    Государство - это политическая организация об­щества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверен­ную публичную власть, придающая праву общеобяза­тельное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

     Государство - это организация политической вла­сти, содействующая преимущественному осуществ­лению конкретных интересов (классовых, общечело­веческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

     Государство и общество не тождественны, их следует различать. При взаимосвязи употребляемых понятий  «общество», «страна» и «государство» они имеют разное смысловое содержание. «Обще­ство» — понятие, непосредственно характеризующее соци­альную организацию страны и потому занимающее цент­ральное место в системе категорий социологии. «Страна» — это понятие, отражающее преиму­щественно географическую характеристику части нашей планеты, определяемой границами государства. «Государ­ство» — понятие, отражающее главное в политической системе страны и потому выступающее в качестве важней­шей категории политологии и юридических наук. Б.Чичерин писал, что «ни один человек, имеющий сколько-нибудь ясные понятия о самых элементарных началах публичного и частного права, не сомневается в том, что общество есть нечто отличное от государства» (Чичерин Б. Вопросы поли­тики. М.,  1903. С. 83).

     В античности государство и общество совпадали. Впер­вые вопрос о различии государства и общества поставил Н.Макиавелли. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество — содержание, государство — политическая форма управления обществом.

     Наиболее часто встречаются определения общества как совокупности индивидов, обладающих сознанием и волей. Р. Ф. Моль определяет общество «как жизненную среду, создаваемую важными и длящимися интересами людей, объединяющими желания и действия всех участников одною общею целью и таким образом вырабатывающими одинако­вые нравы и воззрения, общие учреждения» Определе­ние Г.Еллинека: «Общество, в самом ши­роком смысле, означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми. Оно есть, таким образом, собирательное понятие, объединяющее совокупность всех общественных отношений между людьми в одно логическое единство». К.Маркс оп­ределил общество как «продукт взаимодействия людей».

     Без общих интересов и их столкновений общество немыслимо. На основе взаимных интересов осуществляется сотрудничество индивидов.

     Обществу присущи такие признаки как:

   = совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием,

   = общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер,

   = взаимодействие  и сотрудничество  на  основе  общих интересов,

   = регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения,

   = наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю без­опасность,

   = способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию общества.

Соотношение гражданского общества и государства

     Общество, понимаемое как продукт жизнедеятельности людей, носит название гражданского общества. Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение част­ных лиц, каждый из которых преследует свой собственный интерес. Но интересы взаимосвязаны, людям приходится взаимодействовать, что и составляет суть гражданского об­щества. Таким образом, гражданское общество — это сис­тема общественных отношений, в которых находятся между собой люди. Как считал К.Маркс, гражданское общество — это развивающаяся непосредственно из производства и общения общественная организация, которая во все времена образует базис государства и всякой иной идеологической надстройки. Гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству.

     Основные принципы гражданского общества: свобода личности, частная собственность, семья, религия, обще­ственные объединения и т.д. Характерной его чертой явля­ется саморегулированность.

     Необходимо учитывать при этом наличие противоречий между общим и частным интересами.

     Государство появляется позже общества, оно отражает общество и в ходе своего функционирования они находятся в непрерывном взаимодействии.

     Гражданское общество — это такое общество, где главным действующим лицом, субъектом развития является человек со всей его системой потребностей и интересов, соответ­ствующей структурой ценностей. Это система экономичес­ких, социальных, национальных, личностных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем более развито граждан­ское общество и тем сложнее отношения между ним и государством. Главные ценности гражданского общества — жизнь,  свобода, равенство перед законом,  право на собственность и свободное выражение воли граждан. Государ­ство призвано защищать и обслуживать эти ценности, и чем лучше оно это делает, тем более гармоничными являются отношения между гражданским обществом и государством. И наоборот, невнимание или игнорирование государством этих ценностей ведет к коллизиям между обществом и го­сударством.

 

2. Понятие и сущность государства

Общесоциальное и классовое в сущности государства

     Сущность — главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, опре­деляющее, что обусловливает его объективную необходи­мость в обществе, уяснить, почему общество не может су­ществовать и развиваться без государства. Сущность госу­дарства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.

     Различают два основных подхода к сущности государ­ства:

  = классовый;

  = общесоциальный.

-»   При  классовом  подходе  государство   можно   рас­сматривать  как  организацию  политической   власти   господствующего класса, при котором  возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью наси­лия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

-» При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественно­го компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.

     При рассмотрении государства в развитии прослежива­ется закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.

     Наряду с этими двумя подходами к сущности госу­дарства можно еще выделить национальный, религиоз­ный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

     Сущность государства многие ученые толковали по раз­ному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.

     Другие утверждали, что государство является носите­лем политической власти.

     Б.А.Кистяковский считал, что государство есть форма солидарности между людьми.

     Л.Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основан­ное на экономическом могуществе.

     Отдельные ученые сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом.

     Распространена также точка зрения, что государство выступает прежде всего как средство социального компро­мисса, как механизм управления делами общества.

     Французский мыслитель XVI столетия Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководство­ваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны да­вать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".

     Английский философ XVI века Томас Гоббс (1588-1679), сторонник абсолютистской власти государства — гаранта мира и реализа­ции естественных прав, определял его как "единое лицо, верховного вла­дыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты".

     В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.

     Иногда государство изображают как надклассовое обра­зование. Государство на самом деле выступает как инстру­мент решения общих дел, как организация всего общества. Это организующая сила общества, которая выражает и ох­раняет личные и общественные интересы всех граждан общества (общесоциальная функция). Именно в этом плане государство как историческое явление имеет двойственную природу. Этот момент подчеркивал К.Маркс. Он писал, что государство выступает: как политическая форма организации обще­ства и как орудие элитарно-классового господства. Следо­вательно, существуют социальная, общечеловеческая и клас­совая стороны государства. «Деятельность государства, — писал К.Маркс,— охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфическую функцию, вытекающую из противополож­ности между правительством и народными массами» (Соч. Т. 25. Ч.  1. С. 422).

     С этой точки зрения государство выступает как форма организации классового общества, являющейся по своему устройству многоаспектным социальным образованием. Оно появляется на определенном этапе исторического развития  вместе с возникновением частной собственности, рассло­ением первобытного общества на классы и социальные группы с различными интересами, усложняющимся разде­лением труда и появившейся необходимостью регулирова­ния отношений в обществе между социальными группами и гражданами, налаживанием властного, принудительного управления. Одной из важных причин появления государ­ства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности,  прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.

     В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает пере­растание государства в организацию всего общества, в пол­ностью правовое государство (например, в некоторых пере­довых странах Запада).

     Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учи­тывать как  классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.

     Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:

   ~ это территориальная организация людей;

   ~ им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

   ~ создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

Социальное назначение государства

     Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения.

Платон и Аристотель считали, что государство существует ради утверждения нравственных норм, достижения общего блага людей и справедливости. Платон считал, что государ­ство создает потребности людей и оно полезно. По Аристотелю государство — это политическое общение граждан. В нем обеспечивается жизнь в соответствии с добродетелью.

     Сторонники договорной теории происхождения государ­ства считают, что оно возникло также из общих интересов граждан в обеспечении их безопасности (Т.Гоббс), достижения общего блага (Г.Гроций), ради обес­печения общей свободы (Ж.-Ж.Руссо). И.Кант обосновывал правовую концепцию государства. Г.Гегель социальную сущ­ность государства видел в действительности конкретной свободы. Марксисты видели в государстве инструмент клас­сового господства, усмирения столкновения классов и со­циальных групп. Современные западные политологи счита­ют, что государство существует ради создания разнообраз­ных социальных благ для всех членов общества, справедли­вого распределения этих благ (Ростоу и др.).

     Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства. Главное в социальной сущности государства, — оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общеприз­нанных принципах и нормах.

Государство как политическая, структурная и террито­риальная организация общества

     Государство само по себе составляет социальную ценность, ибо оно есть гарант стабильности, порядка, хранитель прав и свобод человека. Сущность его связана не только с экономическими, классовыми факторами, но и с культурой, духовной жизнью общества. Именно эта связь и превращает государство в политическую, структурную и территориаль­ную организацию общества.

     Государство выступает как политическая организация общества потому, что оно есть носитель политической вла­сти, осуществляет регулирование классовых и групповых отношений. Суть государства состоит в том, что это един­ственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Политическая власть рассматривается в качестве общего признака и основного орудия государства.

     Структурная организация государства состоит в том, что оно имеет специальный аппарат управления, многочислен­ные государственные органы со сложной системой их вза­имоотношений.

    Территориальная структура — это разделение населения по территориальному признаку и территориальная целост­ность государства. Русский юрист Е.Н.Трубецкой видит в государстве союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Такой же точки зрения придерживается и его соотечественник В.М.Хвостов, определявший государство как союз свобод­ных людей, живущих на определенной территории и под­чиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти. С характеристикой государства как политической, структурной и территориальной организацией общества связаны такие его черты, как:

   = монополия на принудительную власть,

   = суверенитет государственной власти,

   = издание законов,

   = взимание налогов.

 

3. Основные признаки государства

     В обществе помимо государства есть и другие организа­ции. Возникает вопрос: по каким признакам можно отграничить государство от них, т.е. какими признаками обладает государство.

     За всю историю развития человечества великими мыслителями и поли­тическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

      Так, древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 до н.э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. "Хорошо управляе­мое государство, - писал он, - есть величайший оплот: в нем все заключа­ется и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет".

    Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106-43 до н.э.) рассматривал в качестве одного из основных при­знаков государства - дело "достойное народа". Причем под народом им по­нималось "не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согла­сием в вопросах права и общностью интересов".

     Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. Говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и за­конов; в существовании тем или иным образом организованной полити­ческой власти. "Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно", - писал он в своем знаменитом сочинении "Государь".

     Представители социологического направления такими при­знаками, принадлежащими государству, считают следующие:

   • совокупность людей,

   • власть над ними,

   • территория.
      Марксистская теория выделяет в качестве признаков государства:

   • разделение подданных по территориальным единицам,

   • публичная власть,

   • взимание налогов с населения.

     Несмотря на разнообразие форм образования и развития государств все они имеют схожие элементы. Государство обладает определенными свойствами и предстает перед каждым человеком в качестве формы общества. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.

     Признаками государства являются:

   ≈ наличие публичной власти;

   ≈ суверенитет;

   ≈ территория и административно-территориальное деление;

   ≈ правовая система;

   ≈ гражданство;

   ≈ налоги и сборы.

1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Для  выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

     Публичная власть обладает своими особенностями:

   ♦ отделена от общества;

   ♦ не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна;

   ♦ чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а оп­ределенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а не­редко и самого аппарата управления;

   ♦ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в об­щественном производстве;

   ♦ опирается на писаное формализованное право;

   ♦ подкреплена принудительной силой государства.

     Правовая система - юридический "скелет" государ­ства. Власть поддерживается через юридические нормы. Государство, его институты закреплены в пра­ве и действуют в цивилизованном обществе опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста­новления и т.п.

     Аппарат управления подразумевает органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

     Специальный аппарат принуждения и подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли.

     Только госу­дарство создает и имеет такие структуры как суд, прокуратура, органы безопасности и полиция (милиция) и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государ­ственных решений, в том числе по необходимости и принуди­тельными средствами.

     Как форма организации общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственное управление характеризуют  уровень развития государства как демократического и правового.

2. Государственный суверенитет

     Суверенитет выражается в независимости вла­сти данного государства от всякой иной власти и обладает двумя свойствами – верховенство и независимость.  Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Под независимостью понимается самостоятельность государства на международной арене. Государственный суверенитет проявляется внутри государства и за его пределами.

     Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исклю­чительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим организациям общества.

     Внешний суверенитет - полная независимость во внеш­неполитической деятельности государства, т.е. независимость от других государств и международных организаций в международных отно­шениях, а также никакое государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

     Суверенитет может быть абсолютным (полным) и ограниченным. Ограничение суверенитета возможно в  добровольном порядке (самоограничение) и принудительном.

     Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей, либо вступления в международные союзы, организации, а также в случае объединения с другими государствами в федерацию.

    Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к государству-колонии или побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

     Государственный суверенитет не следует путать с на­родным суверенитетом и суверенитетом нации. Народный суверенитет - исход­ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. На практике государст­венная власть и суверенитет порой не совпадают с народной властью и суверенитетом.

     Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возмож­ность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоя­тельного государства.

     У государства есть свои государственные символы - герб, гимн, флаг, уста­новившиеся правила официального поведения, традиции, формы обра­щения людей друг к другу и приветствия. Вместе с основными признаками они позволяют отделить государство от догосударственной и негосударственной организа­ции.

3. Разделение населения на территории

     Территория государства - то пространство, на кото­рое распространяется его юрисдикция (публичная власть). Тер­ритория является пространственной основой государства, теряя территорию, государ­ство прекращает свое существование. Территория включает землю, недра, воздушное пространство, территориальные воды. Территория обычно имеет специальное деление, име­нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб­ства управления.

     Размер территории и численность населения является основанием для деления государств на малые, средние и крупные.

     В условиях государ­ства население разделено по признаку проживания на опреде­ленной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с обеспечением наилучших условий управления.

     Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

4. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, про­живающих на территории государства, с данным государ­ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан­ностей и ответственности.

     Государство — единственная организация власти в масшта­бе  всей  страны.   Ни  одна  другая  организация  (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определен­ную связь с государством, становясь его гражданином или под­данным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

5. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов.  Французский социолог Реймон Арон от­мечал, государство обязано изымать какую-то часть доходов отдельных лиц, чтобы финансировать, как ему и положено, решение задач всего общества. Денежные средства, собирае­мые с физических и юридических лиц, находящихся на территории  государства которые используются на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.  

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!