Тема 33 "ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА"

  «ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

 

1. Правосознание

Понятие сознания и сущность правосознания

     Человек, в результате эволюции выделившись из животного мира, приобрел очень важное качество - способность мыслить, т. е. отражать в своем сознании окружающий мир, соотносить свое поведение с поведением других людей. Воздействуя на человека, окружаю­щий мир отражается в виде представлений, мыслей, идей, которые, в свою очередь, закреп­ляются в продуктах человеческой культуры: в языке, нормах морали, обрядах, традициях.

     Развитое сознание формируется у человека только тогда, когда он вовлекается в обще­ственную жизнь, приобщается к ее культурному наследию. Поэтому нельзя рассматривать сознание в отрыве от явлений общественной жизни. "Сознание... с самого начала есть обще­ственный продукт и остается им, пока вообще существуют люди" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., Т.З, С. 29.). Понятие "сознание" включает в себя личное (индивидуальное) и общественное сознание.

     Общественное сознание - это целостное духовное явление, которое обладает определен­ной внутренней структурой, включающей различные уровни (от обыденного до теоретическо­го) и формы сознания (политическое, нравственное, религиозное). Следует иметь в виду, что общественное сознание не является просто совокупностью сознаний отдельных личностей, как например, общество не является "суммой составляющих его людей".

     Между личным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие. Выработанные обществом нормы сознания, становятся личными убеждениями человека, основой его поведения. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают качество об­щественной ценности, когда они входят в состав общественного сознания.

    В зависимости от характера человеческих отношений общественное сознание может приобретать форму религиозного, эстетического, нравственного и правового сознания.

     Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая выражает пред­ставления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.

     Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. В этом качестве оно включает и аккумулирует политические, нравственные, философские, религиозные, технократические и иные проявления духовной жизнедеятельности людей и является интеллектуальным выражением их общественной и индивидуальной жизни.

     В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его прин­ципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружаю­щих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятель­ности); к своему правовому поведению (самооценка).

     Правосознание как особая форма сознания - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настрое­ний и т.п., в которых выражается отношение индивидов,   объединений   или   всего  общества  в целом, выражающих отношение к праву действо­вавшему, действующему и желаемому.

     Правосознание существует «до», «после» права и «параллель­но» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, во­площения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.

    Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых ак­тах, оказывает воздействие на сам процесс и результате право­творчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.

    Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правиль­ных представлений о правовых принципах и нормах, правоот­ношениях, ответственности.

Характерные черты и виды правосознания

     Сущность правосознания проявляется в его особенностях:

   1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного со­знания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.

   2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом.

     Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их требований в правовые отноше­ния. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нравственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.

    3. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством юридических понятий и категорий.

      К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответствен­ность ", "правонарушение " и другие.

    4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и направления их развития.

     Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений.

     Например, еще в начале XX века словосочетание "пересадка человеческих органов" про­сто не укладывалась в сознании тогдашнего среднего человека, а само это явление представлялось неосуществимым. О пересадка человеческих органов можно было прочесть разве что в произведениях писателей-фантастов: Г.Уэллса "Остров доктора Моро", М. Булгакова "Собачье сердце", А. Беляева "Голова профессора Доуэля" и т. д.

     Однако уже в 60-х годах XX века в Советском Союзе впервые была осуществлена удачная пересадка сердца. Затем с течением времени трансплантация человеческих органов стала до­вольно распространенным явлением в медицинской практике и таким образом приобрела со­циальную значимость.

   5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.

     Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заимствование основных положений) римского частного права гражданским правом Европы. Известный правовед и педагог 3. М. Черниловский в своих лекциях высоко отмечал роль Древнеримской культуры и, в особенности, значение римского частного права: "По известному выражению, Рим трижды покорял мир: первый раз своими легионами, поставившими Италию в центр тогдашнего "орбис террарум" - круга земель, омываемых Средиземным морем, второй раз христианством, воспринятым и Древней Русью, третий раз - когда римское право было заим­ствовано (рецепировано) позднефеодальной Европой, с тем, чтобы спустя столетия сделаться основной десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминоло­гическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней".

Виды правосознания

    Правосознание в зависимости от уровня правовой культуры и количества субъектов подразделяется:

                  По содержанию:

  1. Обыденное
  2. Профессиональное
  3. Научное
  4. Индивидуальное 
  5. Коллективное:

По субъектному составу:

    Общественное
  1. Групповое

Обыденное правосознание, как правило, определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом.

Например, человек знает, сколько "дают" за хулиганство или грабеж, какие документы нужны для поступления в ВУЗ и т. д.

Обыденное правосознание очень ограничено, это представления ос­новной массы людей, возникающие под влиянием жиз­ненного опыта, о праве. Это объясняется узостью личного опыта, который, как правило, не выходит за рамки мелких житейских проблем. Кроме  того,   оно  представляет   собой  элемент здравого смысла,  которого недостаточно,    чтобы проникнуть в сущность правовых явлений.

Прямой противоположностью обыденного   является профессиональное и научное  правосоз-нание. Оно формируется в результате специального обучения в юридических ВУЗах и оттачивается затем в процессе юридической практики.

Профессиональное правосознание представляет собой чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов.

Научное правосознание представляет собой идеи, по­нятия, концепции теоретического освоения права иссле­дователями, научными работниками.

Индивидуальное правосознание - это правовые пред­ставления и чувства индивидуума. 

Коллективное правосознание - это правовые пред­ставления и чувства тех или иных социальных групп, клас­сов, слоев общества и общества в целом. 

Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества.

На основе общественного складывается групповое и индивидуальное правосознание.

Прежде чем общественное сознание  проникнет в разум  отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное    правосознание становится результатом     усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека.

    По степени осознанности различают правосознание:

   * с преобладанием сознательного,

   *с преобладанием бессознательного.

     Эти разновидности правосознания по-разному влияют на совершенство законодатель­ства, эффективность работы правоохранительных органов, на то, насколько граждане стра­ны являются законопослушными, добровольно и точно исполняют нормы права, какие пра­вовые требования они выдвигают.

Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология

     Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) составляют сознание и переживание связанности поведения с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъективными правами, юридическими обязанностями и сан­кциями.

     Отдельные ученые-юристы включают в структуру правосознания следующие составляющие:

  • правовая идеология;
  • правовая психология;
  • индивидуальные знания о праве;
  • личностные ценности индивида;
  • субъективная воля индивида.

     Наиболее часто классически структуру правосознания рассматривают как совокупность двух элементов: правовая идеология и правовая психология.

   ? правовая идеология (это более глубокое осмысление субъек­тами правовых явлений, характеризующее более рациональный уро­вень правовых оценок);

   ? правовая психология (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву на уровне чувств и эмоций, во многом выражающее поверхностные оценки права субъектами);

   ? Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на вос­приятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, не­специалиста, глубоко интересующегося правом).

   ? Личностные ценности индивида - та система убежде­ний, личный опыт, опираясь на которые, человек оцени­вает правовые явления.

   ? Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.

     Правовая идеология - это система идей, теорий, научных доктрин, правовых взглядов, принципов, которые отражают правовые явления и требования общественной жизни.

     Правовая идеология отражает понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение к праву. Это рацио­нальная оценка права. Она обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.

     В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие кон­кретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, во­лю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.

     Ценность правовой идеологии заключается, прежде всего, в том, что она содержит положения о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права. Этим она оказывает активное влияние на правотворчество и правоприменительную деятельность государства. Например, идея правового государства, прежде чем обрести со­временную форму и стать моделью идеального правопорядка для многих стран мира, про­шла в своем развитии целый ряд изменений. Впервые она сложилась у древних греков в образе города (полиса), который должен был представлять собой объединение людей, подчиняю­щихся единому и справедливому закону.

    Правовая психология - представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отношение людей к праву.

     Правовая психология отражает переживания, чувства, настроение, эмоции, выражающие отношение к праву, характерное для всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Это эмоциональная оценка права. Она является наиболее непосред­ственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои на­селения.

     Через правовую психологию реализуются: а) органи­чески присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

     Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психи­ческих переживаниях. Например, закон о защите прав потребителей у одних людей может вызывать чувство уверенности и удовлетворения, у других - опасение и недоверие. Высокая степень правосознания человека определяется целым рядом психологических свойств, без ко­торых немыслим законопослушный гражданин как субъект правоотношений. К таким свойствам относятся самооценка личности, стыд и совесть.

     Самооценка личности (в правовом аспекте) представляет собой способность человека оценивать свое поведение критически с точки зрения норм действующего права.

     У порядочных людей собственный неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, т. е. внутреннее осознание неприемлемости данного поступка. Но только совесть, в от­личие от самооценки и чувства стыда, является тем внутренним переживанием, которое по­буждает человека к нравственному, справедливому и правомерному поведению.

     Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицатель­ным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.

     Самооценка может проявляться и в форме таких нравствен­ных категорий, как стыд и совесть.

     От уровня идеологической подготовки личности зависит воз­можность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «вла­ствовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообс­луживания правовой идеологии и правовой психологии как струк­турных элементов правосознания.

     Анализ этих психологических свойств помогает ориентироваться в мотивах человече­ских поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения.

Значение и функции правосознания 

    Курс на дальнейшую демократизацию общественной жизни и создание правового государства с необходимостью предполагают гораздо большую ориентацию на использование правового сознания как средства социального регулирования юридически значимого поведения гражданина.

     Особая общественная роль правосознания проявляется в его активном влиянии на:

правотворчество

и правоприменительную деятельность.

Правовые нормы создаются в процессе сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. Определен-ные интересы и потребности людей, прежде чем воплотиться в юридических нормах, проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы.

Требования, заключенные в правовых нормах, так же реализуются посредством сознательной и полевой деятельности людей. Чем выше уровень правосозна-ния граждан, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание помогает человеку понять, что осуществлять правовые требования необходимо и выгодно.

     В таком регулятивном воздействии правосознания можно выделить следующие моменты:

   1. Правосознание не просто способствует осознанию гражданином цели юридически значимого поведения, но и является определяющим источником и каналом этого осознания. Правосознание помогает человеку всесторонне осмыслить ситуацию. Именно здесь происходит невидимый глазу процесс расщепления сознания на правовое или противоправное.

   2. Правосознание помогает человеку "увидеть"  набор возможных средств достижения целей юридически значимого поведения и произвести выбор конкретных средств из этого гипотетического множества.

   3. Правосознание индивида (вместе с нравственным и политическим сознанием) помогает ему правильно оценить социальную эффективность избранной стратегии достижения целей юридически значимого поведения.

     Основными функциями правосознания являются:

   = информационно-познавательная (коммуникативная) - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как об­ществом в целом, так и отдельным индивидом; 

   = оценочная - при развитом правосознании легче и пра­вильнее оцениваются те или иные правовые явления;

   = регулятивная - высокий уровень правосознания в об­ществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения;

   = прогностическая (правового моделирования) - способность предвидеть возможные сдвиги в системе ценностных ориентации, предсказывать характер поведенческих реакций на те или иные норма­тивно-правовые  акты,   юридически   значимые  решения государственных органов.

     Итак, как элемент право­вой культуры, правовое сознание, включающее правовую иде­ологию и правовую психологию, представляет собой своеобраз­ный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияю­щие на право и правовое поведение (деятельность).

 

2. Правовая культура

Понятие правовой культуры

     Правовая культура есть важная составляющая куль­туры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из кото­рых в контексте данной темы предпочтительным пред­ставляется понимание культуры как способа организа­ции жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на "макроуровне", то есть сквозь призму общества в целом, и на "микроуровне" как отражение культурной организации общества в со­знании человека.

     Правовая культура "в целом" есть способ организа­ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас­ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при­меняется на практике, как его избегают или как им зло­употребляют".

     Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

   1) доктринально-философский - идеи, концепции, теории права;

   2) нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм;

   3) институционный - совокупность правотвор­ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор­мы;

   4) социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

     Правовая культу­ра — это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали­зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

     Правовую культуру определяют:

  • степень развитости правосознания населения;
  • уровень развития правовой деятельности;
  • степень совершенства всей системы правовых актов.

     Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом.

     Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.

     Являясь частью общей культу­ры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами:

  ? реальной потребностью в праве;

  ? состоянием законности и правопорядка в стране;

  ? степенью развитости в обществе юридической науки и юри­дического образования.

Структура, виды и функции правовой культуры

    Структура правовой культуры - это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.

    Правовая культура личности выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Правовая культура личности является показателем социальной развитости человека: с точки зрения ее уровня и с точки зрения ее направленности (типа). В этой связи можно говорить о таких видах правовой культуры как: цивилистической (гражданско-правовой), криминалистической, административной и судебно-процессуальной.

     Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

  * психологический элемент (правовая психология);

  * идеологический элемент (правовая идеология);

  * поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

     Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

  • уровень правосознания и правовой активности общества;
  • уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);
  • культура правотворческой, правоприменительной и правоох­ранительной деятельности.

     Правовая культура на "микроуровне" отражает со­стояние правосознания индивида, то есть степень зна­ния им права и степень уважения к нему, а также соответствующие стереотипы поведения.

     Правовая культура "в целом", понимаемая как сло­жившаяся практика в правовой сфере жизни обще­ства, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой сис­темы позволяет получить "многомерное" представле­ние о праве той или иной страны или эпохи. Право­вая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внеш­ней" средой. Если "внутриправовые" системные об­разования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, ко­торые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры.

     Правовая система постоянно взаимодействует с "внешней" средой, прежде всего, путем обмена ин­формацией. Так, общество (его классы, социальные группы) "сигналит" о своих потребностях, требую­щих правового закрепления. Отражая эти потребнос­ти, правовая система "выдает" соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, кото­рое - через, правотворчество - материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплоща­ются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права - и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный "круговорот" в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит по­стоянное превращение социального в правовое, а пра­вового - в социальное.

     Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический.

     Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.

     Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов.

     Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.

     Правовая культура выполняет специфические функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

    Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складыва­ется в рамках правовой системы.

    В переходные исторические эпохи общество и пра­во могут утрачивать качество системности, что прояв­ляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому — современная Россия, пережива­ющая именно такую полосу своей истории. С преодо­лением в ней кризисных явлений начнется процесс раз­вития правовой культуры на новых социальных осно­вах.

Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием

     Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы­денным или научным.

     В общем плане под термином "культура" принято понимать совокупность материаль­ных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития.

     Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.

     Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состо­яния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприме­нительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияю­щих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

    Правовая культура функционирует во взаимодействии с други­ми областями или сферами культуры: политической, нравствен­ной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господству­ющей культуре данного общества, так и отдельным ее облас­тям. Обеспечение максимального взаимного соответствия меж­ду всеми элементами правовой культуры — главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка.

    Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей.

     Правовая культура (в узком смысле этого слова) - это общее состояние законодатель­ства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.

     Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алек­сеев "... главное в правовой культуре высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т.д.)".

    Применительно к личности каждого гражданина в рассмат­риваемом аспекте правовая культура — это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

    Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное от­ношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон­ности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-прак­тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.

    Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правово­го нигилизма, следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстано­вить его авторитет трудно и мучительно. Естественно, определенный уровень правовой куль­туры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспи­тания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспита­ния, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.

    Правовая культура - это состояние правовой жиз­ни общества, выраженное в высоком уровне право­вой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гаран­тированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и пони­мание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую обра­зованность человека, умение пользоваться правом, подчи­нять свое поведение требованиям юридических норм.

    Высокий уровень правовой культуры населения явля­ется важнейшим признаком правового государства, обя­зательным условием его построения.

    Как и правосознание, правовая культура подразделя­ется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры - правовая актив­ность. Она проявляется:

  • в готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;
  • в убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности.

    Социально-правовую активность следует отличать от право­мерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разгра­ничения здесь служат цель, средства ее достижения и общест­венно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно слу­жить закону.

     Правовая активность или, точнее, интеллектуальная актив­ность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня:

   1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найден­ного способа действия, его интеллектуальная активность отно­сится к пассивному уровню,  что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то,  что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего сти­мула;

   2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономер­ности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следова­телей и представителей других сходных профессий;

   3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название  творческого.   Здесь   обнаруженная   закономерность становится не эвристической — формальным приемом (спосо­бом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулиро­ванная извне, самостоятельная постановка проблемы — качест­венная особенность личностей, обладающих этим уровнем ин­теллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристи­кой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

     Правовая культура характеризуется состоянием пра­восудия, законности и правопорядка. В нее входят ценно­стные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наи­высшими среди них являются ориентация на общечело­веческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами.

     Правовая культура личности тесно связана с право­сознанием. В то же время она шире правосознания, по­скольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое пове­дение.

     Не все, что относится к области права и правовой действитель­ности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой цен­ность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться блага­ми свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

 

3. Правовое воспитание

Понятие, формы и методы правового воспитания

      Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность го­сударственных органов и общественности по формированию у граж­дан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать:

  » формирование правосознания и правовой культуры в семье;

  » обучение основам права и воспитания правовой куль­туры в школе;

  » профессиональная правовая подготовка в высших учеб­ных заведениях юридического (и родственного) профиля;

  » самовоспитание;

  » распространение правовых знаний средствами массо­вой информации;

  » выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

  » осуществление правовой пропаганды государственны­ми органами и их должностными лицами;

  » создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

    Право­вое воспитание — сложный процесс, включающий в себя следую­щие составные части:

       a. субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие);

       b. объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы и т.д.);

       c. содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту и т.д.);

       d. методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение);

       e.формы воспитания:

  = профессиональное юридическое образование;

  = правовое воспитание населения (лектории, общественные консультации и т.д.);

  = правовое воспитание правонарушителей правоприменительны­ми (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятель­ность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвока­туры и т.д.).

     Данный процесс осуществляется государственными ор­ганами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

     Правовое воспитание граждан - это формирование в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

  a. Знание  системы  основных правовых предписаний,  правильное понимание и уяснение их содержания и значения.

  b. Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку.

  c. Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою   практическую   деятельность   с   полученными правовыми знаниями.

  d. Привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями.

  e.Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

     Основные способы правового воспитания: убежде­ние; предупреждение; поощрение; принуждение; наказание.

     Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики

    Правовой нигилизм представляет собой на­правление общественно-политической мысли, отрицающей со­циальную и личностную ценность права и считающей его наиме­нее совершенным способом регулирования общественных от­ношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм име­ет различные формы проявления: от равнодушного, безразлич­ного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

     К основным причинам распространенности правового нигилиз­ма относят:

   1. исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

   2. теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

   3. правовую систему,  в которой господствовали админист­ративно-командные методы, секретные и полусекретные под­ законные нормативно-правовые акты, а конституции и немного­ численные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

   4. количественную и качественную корректировку правовой системы  прошлого  в  переходный  период,  кризис  законности и неотлаженность механизма приведения в действие принима­емых законов, длительность процесса осуществления всех ре­форм, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с дру­гой — стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. воз­ведения в абсолют роли права и других правовых средств.

     Теоретические предпосылки правового нигилизма в обществе находятся также в следующем:

  = ряд положений марксистско-ленинского учения, куль­тивируемого в советском обществе, отрицающих и иска­жающих роль и значение права;

  = отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

  = новейшие  и  старые правовые  учения,  разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

  = ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

     В юридической теории и практике отмечают следующие формы выражения правового нигилизма:

    Правовой дилентантизм – неумелое использование правовых знаний, нежелание их углубить, поверхностное и часто неверное усвоение им понимание законов – вольное обращение с законом или с оценками юридический ситуаций.

    Правовой скепсис – отношение к праву, которое основано на неверии в его возможности регулирования общественных отношений, обеспечения справедливости, равенства и свободы в обществе.

    Правовой цинизм – откровенно-грубое игнорирование правовых требований, произвол и беззаконие.

    Правовой экстремизм – характерен для националистических, террористических, иных подобных группировок и проявляется в использовании внеправового принуждения, откровенного насилия.

    Юридический фетишизм – гипертрофированное представление о «магической» роли и значении юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач.

     Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии. Правовая демагогия - это стиль и метод идеологического и организованно-управленческого воздействия на правосознание (чувства, представления, действия) людей, заключающееся в стремлении должностных лиц либо различных объединений граждан (иностранцев) посредством правовой терминологии (путем ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности) добиться достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом "пользы народа" и "благосостояния государства"

     В современном обществе формы правового нигилизма находят свое выражение в следующем практическом поведении отдельных групп и слоев населения:

  » Прямое сознательное нарушение законов и подзакон­ных актов:

  » Массовое неисполнение и нарушение правовых норм

  » Распространение антиправовой психологии

  » Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "це­лесообразности"

  » Массовое нарушение прав и свобод человека

  » Низкий авторитет суда и иных правоохранительных ор­ганов.

     В качестве специальных средств сведения к минимуму право­вого нигилизма следует назвать: обеспечение должного качест­ва принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведе­ние в соответствие с потребностями времени правового воспита­ния населения, профессионального обучения и воспитания юри­стов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня право­вой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

     Признаками современного российского право­вого нигилизма являются:

  ♦ широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновни­ков, бизнесменов и др.);

  ♦ многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

  ♦ высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

  ♦ соединение правового нигилизма с формами социаль­ного и иного протеста (особо жестокие антиправительст­венные выступления, перекрытие железных дорог);

  ♦ усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

  ♦ эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати,  теленовостях  как должного  и  имеющего свои преимущества явления).

     Правовое воспитание тем важно, что в повседневной жизни сознание каждого индивида проявляется через его деятельность в различных сферах общественной жизни. Именно правосознание, господствующее в обществе, позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для развития как самого общества в целом, так и для каждого отдельного гражданина. В тоже время правовое воспитание позволяет исключить деформацию правосознания и правовой нигилизм, что особенно важно в отношении у специальной группы общества, выполняющей функции государственного управления.

     Деформация профессионального сознания сотрудников правоохранительных органов:

   a) юридическая индифферентность (безразличие к проблемам установления в российском обществе режима законности, правового порядка, надежной охраны и защиты прав и свобод граждан; от юридического равнодушия, безразличия - один шаг до отрицания ценности права);

   b) правовой нигилизм (установка на правоохранительное бездействие,   административный зуд, произвольное толкование закона, действие своих неписаных законов и др.);

   c) перерождение профессионального правосознания в преступную форму (потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками, предательство, измена).

     К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

  ? укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лица­ми, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

  ? реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

  ? гарантированность прав и свобод человека;

  ? совершенствование правовой системы;

  ? повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им боль­шей эффективности;

  ? обеспечение в стране правопорядка;

  ? правовое воспитание.

Правовой идеализм: причины, формы и пути его преодоления       

     Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

     Основными формами проявления правового идеа­лизма являются:

   ÷ нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторван­ной от жизни (в том числе противопоставление "писано­го" и "неписаного" права);

   ÷ слепая вера граждан в "хорошие законы", которые спо­собны быстро изменить жизнь;

   ÷ буквальное восприятие права как средства регулирова­ния общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отноше­ния регулируются не только правом;

   ÷ идеалистическое отношение к праву со стороны зако­нодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непо­нимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

   ÷ неадекватное понимание должностными лицами и го­сударственными органами возможностей закона (их силь­ное преувеличение), а также пределов правового воздей­ствия (не все общественные отношения можно отрегули­ровать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отно­шения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кав­каза и т. д.);

   ÷ увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

     К причинам распространения правового идеа­лизма в российском обществе относятся:

  ♦ особенности  исторического  развития,  самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых де­мократических традиций;

  ♦историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозгла­шение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуще­ствление многих государственных замыслов - строитель­ство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и от­мена социализма сверху;

  ♦ культивируемый десятилетиями и столетиями "право­вой голод";

  ♦ идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

  ♦ неразвитое и деформированное правосознание;

  ♦ юридическое невежество;

  ♦ дефицит политико-правовой культуры.

     Основными путями борьбы с правовым идеа­лизмом являются:

  ? укрепление режима законности в стране;

  ? гарантированность прав и свобод граждан;

  ? уменьшение частоты принятия и количества норматив­но-правовых актов, улучшение их качества;

  ? уделение законодателем внимания реальности, близо­сти к жизни принимаемых, им актов;

  ? усиление реалистичности юридический науки;

  ? создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

  ? правовое воспитание.

     Правовой  идеализм  и  правовой  нигилизм - родственные, взаимно связанные явления.

     Рано или поздно правовой идеализм превращается в пра­вовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает пра­вовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с пра­вовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!