Тема 27 "РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА"

«РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА»  

 

1. Реализация права

Понятие и признаки реализации правовых норм

Законы, подзаконные акты, а точнее - заключенные в них нормы права - создаются для того, чтобы реализовывать, претворять их требования в жизнь.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

С объективной — это совершение определенных действий, предусмотренных нормами права.

С субъективной — отношение субъекта к правовым тре­бованиям в момент совершения предписываемых действий (долг, страх последствий и т. п.).

Реализация права (правовых норм) – это: 

a. претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов.
b. осуществление в деятельности субъектов права общеобязательных правил поведения, установленных и санкционированных государством.
c. претворение (воплощение) установленных правовых норм и принципов в правомерное поведение субъектов права в результате соблюдения запретов, исполнения юридических обязанностей, использования субъективных прав и правоприменительной деятельности.

Существует два основных средства понуждения людей к реализации государственных велений — это обещание на­грады и угроза физического принуждения или лишения каких-то благ. И это заложено в праве.

Правовое регулирование отношений граждан может быть авторитарным (админист-ративное, уголовное) и автоном­ным (через дозволение, предоставление прав, предоставле­ние возможности выбора).

Выделяют следующие признаки реализации правовых норм:

1) это всегда правомерное поведение;

2) эта деятельность связана с достижением определенного результата, предусмотрен-ного нормой права;

3) это волевое поведение, когда субъект права согласует свое поведение с требованиями правовых норм.

Структура реализации состоит из субъектов, объектов и содержания.

Субъектами (кто реализует) являются все адресаты права.

Объектом (что реализуют) выступает вся система законодательства.

Содержанием (как реализуют) является само правомерное поведение, а именно, формы реализации.

Способы воздействия права на деятельность индивидов

В основном реализация норм права происходит в рамках правоотношений (исполнение, использование и правоприменительная деятельность), вне правоотношений происходит соблюдение, когда не требуется контрагента.

Соблюдение права - это форма его реализации, заключающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. В данном случае предполагается пассивная форма поведения субъекта права (в основе - метод запрещения).

Понятия действия права и реализации (осуществления) права не совпадают.

Под понятием «действие права» теория понимает все спо­собы влияния юридических норм на поведение людей, на общественную жизнь.

Различают три способа воздействия права на деятельность индивидов:

a. информационный — юридическая норма сообщает, что требует от субъекта норма права,
b. ориентационный — ориентирует людей в направлении их деятельности, ставя преграды в некоторых направлениях,
c. правового регулирования — обязательность поведения, принуждение государства в противном случае.

Существуют общепризнанные и общеизвестные способы воздействия права на поведение людей. Это: запреты, т.е. требование воздержаться от действия или бездействия; доз­воления, т.е. указание на правовую возможность, которую может использовать или нет субъект; предписание, т.е. то, что необходимо делать (как правило, относится к должно­стным лицам).

Рассмотрение активной роли права сквозь призму общих запретов и дозволений дает возможность выделить два типа правового регулирования:

♦ общедозволительный (все, что не запрещено, дозволено),

♦ разрешительный (принцип «запрещено все, кроме того, что разрешено»).

Таким образом, понятием "реализация права" охватывается как процесс осу­ществления правовых предписаний, процесс воплощения их в жизнь, в поведение людей, так и конечный результат данного процесса.

Виды (формы, способы) реализации  права

Существует различная классификация форм (способов) реализации права. Наибо­лее распространено их подразделение в зависимости от характера право­творческих действий субъектов права.

По этому признаку-критерию обычно выделяют четыре основные фор­мы реализации права: осуществление (использование), исполнение, соблю­дение, применение.

В зависимости от вида юридических норм различаются три формы реализации права.

Использование

Соблюдение

Исполнение -

субъект   использует возможности,   предоставляе-мые ему юридической нормой. Лица вправе осуществлять либо не осуществлять предоставлен-ные им законом права.

Пример:  наследник  может предъявить свои права на наследство, а может и отказаться от них.

субъект строго следует установленным запретам:  не совершает тех действий, которые ему не дозволены. Пример: реализация гражда-нами норм административ-ного права заключается в воздержании от действий, запрещенных правом (охота в заповеднике).

субъект совершает  активные действия во исполнение возложенной на него юридической обязанности.

Пример: сторож обязан охранять  доверенное ему имущество, при попытке грабежа обязан  отразить  нападение   и   обеспечить  сохранность этого имущества,

Взаимосвязь формы реализации права и вида правовой нормы

Управомочивающие нормы

Запрещающие нормы

Обязывающие нормы

Связь форм реализации права со способами правового регулирования и видами юридических норм.

Трем способам правового регулирования (дозволениям,   запрещениям, обязываниям) одновременно соответст-вуют не только три разновидности    норм    права   (управомочивающие,   запрещающие,   обязывающие),   но   и   вышеуказанные формы реализации права.

Henocpедcmвенный  характер воплощения в жизнь

Характерная черта всех трех форм реализации права состоит в том, что использование, исполнение и соблюдение осуществляется  самими  участниками данного правоотношения.

           
2. Применение как одна из форм реализации права

Понятие и признаки применения норм права

Примене­ние является особой формой реализации права. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и тре­буется вмешательство в этот процесс компетентных государ­ственных органов. В ходе реализации права часто возникают такие моменты, когда вышеназван­ные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотрен­ные правовыми нормами. Возникает необходимость в применении права как особой формы его реализации.

Применение права — особая форма воплощения требований юридических норм в отноше­ниях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которой компетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм.

Физические и юридические лица обычно самостоятель­но реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Применение права необходимо в ряде случаев:

» отношения в сфере государственного управления, когда предусмотренные юридические субъективные права и  обязанности непосред­ственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности, и требуется издание компетентным органом властного реше­ния в отношении конкретного лица (например, назначение должностного лица вышестоящим долж­ностным лицом, приказ ректора о зачислении в вуз, директора — на работу и т.п.);

» отношения   в  области   распределения   материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, вы­деление земельных участков);

» отношения при разрешении споров о праве, когда имеются определенные препятствия для исполь­зования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности);

» отношения по привлечению к юридической ответст­венности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и нужно определить соответствующую  меру  наказания  нарушителю  (приговор суда, дисциплинарное взыскание, гауптвахта и др.) или когда юридические обязанности не исполняются доб­ровольно (например, не выполняется договор поставки);

» иные общественные отношения, когда сами граждане в силу специфики юридического действия не полномочны самостоятельно осуществлять его (решение о награж­дении отличившихся граждан).

Признаки применения норм права

1. Осуществление  применения  права только определенными компетентными органами (должностными лицами)

Отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специальных полномочий не имеют. Поэтому применять юридические нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды различных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, администрация предприятий и т.д.

2. Государственно-властный характер велений правоприменительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм.

Такова деятельность прокурора по осуществлению надзора за точным и неуклонным соблюдением законов.

3. Индивидуальный характер - отражение сущности правоприменительной деятельности в индивидуальном акте применения права.

Эти акты относятся к определенным жизненным обстоятельствам и конкретным субъектам права. Они рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей.

Принятие индивидуального правового решения, установление конкретных субъективных прав, юриди­ческих обязанностей, ответственности в случае их нару­шения (напри­мер, приказа о назначении на должность, приговора суда).

4.Соблюдение процессуальной формы - осуществление применения норм права в строго установленном законом порядке.

Особое значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

Принципы и функции правоприменения

Правоприменительная деятельность государственных органов и долж­ностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, об­щепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значе­ние имеют принципы законности, социальной справедливости, целесооб­разности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.

Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они согласуются между собой?

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование госу­дарственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприме­нительной деятельности.

Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности - это следование букве и духу закона, который применяется; действие право­применительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной проце­дуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юриди­ческих актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).

Принцип социальной справедливости означает деятельность правопри­менительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо гра­ждан или групп, а в интересах всего общества. Разумеется, нельзя не счи­таться с тем, что "нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы", как отмечал еще Г.Ф. Шершеневич (и другие юристы дореволю­ционной России), "отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов" и что применение норм права "агентами власти, судебной и административной", с точки зрения социальной спра­ведливости "еще более наклоняет действие законов в этом направлении", выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господ­ствующих слоев.

Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности оз­начает учет конкретных условий применения того или иного норма­тивно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся си­туации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означа­ет полное выявление, тщательное изучение и использование всех относя­щихся к делу материалов, принятие решения только на основе достовер­ных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обосно­ванности при принятии правоприменительного акта служит веским осно­ванием для его отмены.

Наряду с названными принципами существуют и иные принципы пра­воприменительной деятельности.

Функции  применения  права

Организационная

Правоохранительная

Эта функция  заключается   в   сосредоточении важных для государства   вопросов в руках компетентных органов, наделенных властными полномочиями, потому что в ряде случаев для защиты прав граждан и организаций необходима координация и применение к правонарушителям мер юридической ответственности (органы исполнительной власти, наторит).

Одновременно   с   организационной функцией правоприменительные органы осуществляют охрану прав и   законных   интересов   граждан и юридических лиц (система правоохранительных органов: суды, прокуратура, адвокатура и т.д.)

 Основные типы процесса правоприменения

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномочен-ный государственный орган либо дол­жностное лицо. Осуществляется применение права в специаль­ной процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является оформление ин­дивидуальных юридических актов - актов применения пра­ва, имеющих обязательную силу.

При этом применяются разные процедуры, преследуются разные цели. По этим признакам ученые-юристы выделяют три основных типа правоприме­нения:

Судебный тип правоприменения. Субъектом применения права является суд, не находящийся в каких-либо служебных или ор­ганизационных отношениях с адресатом. Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламенти­рована процессуальными кодексами и иными федеральными закона­ми. Применение состоит в определении правовых последствий, выте­кающих из установленных фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально; 

Управленческий тип правоприменения. Субъект правоприме­нения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значи­тельна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц;

Административный тип правоприменения. Субъект правопри­менения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата может выступать как граж­данин, так и организация. Рассмотрение дел регулируется законода­тельными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями). Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонару­шений, заявлений и т. п. Свобода может быть различной в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.

Стадии процесса применения норм права

Применение права представляет собой сложную, многоступенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие по­следовательность действий при рассмотрении юридического дела.

Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:

♦ установление фактических обстоятельств дела;

♦ выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам их толкование;

♦ решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересован­ных лиц и организаций;

♦ иногда еще присоединяют к ним исполнение решения и контроль за его реализацией.

1. Установление  и  анализ  фактических  обстоя­тельств дела

Фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права. Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).

Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью дока­зательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, сви­детельств очевидцев).

Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым применяются юридические нормы.

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности.

К доказатель­ствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, имеют от­ношение к исследуемым обстоятельствам), допусти­мости (использование определенных процессуальным за­коном средств доказывания, собранными без нарушения материального и процессу­ального права) и полноты и всесторонности (установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела, должны полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств).

Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (убийство, имущественный ущерб) и источники сведений о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, полученные, например, в результате физического насилия над обвиняемым.

2. Выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам

На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходимой правовой нормы является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела.

Правовая квалификация это юридическая оценка всей совокупности фактических об­стоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

а) Проверка подлинности текста статьи с точки зрения законности

Необходимо  проверить  подлинность  применяемой  статьи  закона,  с  точки  зрения

законности, то есть установить, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д.

б)  Проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц

Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

• действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

• действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

• распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

в) Толкование правовой нормы и разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов в праве

При выборе  и  анализе нормы  права  иногда  обнаруживается,  что данный  случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. Это явление называется коллизией правовых норм.

Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами?

♦ если  обнаружено   противоречие   между   нормой   федерального   закона  и   нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федерального закона;

♦ если  имеется  коллизия  между  нормами,  исходящими  от различных  органов, то применяется норма вышестоящего органа;

♦ при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

♦ в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

3. Принятие решения по дела и его документальное оформление

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

• процесс принятия решения (с учетом фактических об­стоятельств, их квалификации, опыта и подготовки пра­воприменителя);

• издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

Это завершающая и основная стадия применения норм права. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, доводится его содержание до сведения исполнителей.

Компетентные правоприменительные органы или должностное лицо (суд, прокуратура, и т.п.) на основании подлинного знания и убеждения в достоверности и законности результа­тов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям.

"Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — при­говора, решения, определения, заключения и т.д.". На этом процесс применения норм права заканчивается.

В зависимости от исполняемых государством функ­ций выделяют две формы применения права:

? оперативно-исполнительную (властную исполнитель­но-распределительную    деятельность    государственных органов по реализации предписаний норм права посред­ством издания индивидуальных актов);

? правоохранительную (деятельность компетентных ор­ганов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.) по охране и защите права от нарушений).

В отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности:

♦ осуществляется   только   компетентными   государ­ственными органами;

♦ носит властный характер;

♦ имеет ряд стадий:

♦ реализуется в специальной процессуальной форме;

♦ завершается  вынесением  индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприме­нительного акта.

4. Реализация  принятого  решения (правоприменительного акта)

Эта стадия предусматривает исполнение принятого решения по делу, ибо принятие решения без его практи­ческого исполнения не имеет смысла.

 

3. Акты применения правовых норм

Понятие и особенности правоприменительного акта

Акт применения права - официальное индивиду­ально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу, принятое на основе действую­щих  норм   права  в  отношении   конкретных  обстоятельств и персонально определенных лиц).

Акт применения норм права это  официальный  правовой   документ,   содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа,  которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

К актам применения права относятся акты парламента, главы государства, исполни-тельных органов, судебные ре­шения, прокурорского надзора, местных муниципальных органов, руководителей предприятий, организаций, воинс­ких частей.

Деятельность правоприменительных органов завершает­ся оформлением соответствую-щего акта, который фиксирует принятое решение и придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным лицам акт применения права представляет собой категоричное, обяза­тельное к исполнению повеление. За нарушение требований акта виновное лицо несет ответственность в соответствии с нормой права, на основании которой он был издан.

Правоприменительный акт имеет ряд особенностей:

1. Властный характер и охрана принудительной силой государства

Заключенные в акте применения права предписания обязательны для всех, к кому они относятся. При необходимости они могут быть реализованы принудительным путем.

2. Акт применения это индивидуальный (персонифици­рованный)  правовой акт

Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт: имеет силу только для данного случая и не распространяется на подобные случаи. В отличие от нормативно-правового ак­та, который содержит правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество одно­родных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия. Они рассчитаны на неодно­кратное применение. Индивидуальные акты применения права не содержат правовых норм. Поэтому акты приме­нения права к источникам права в нашей стране не относятся.

3. Законность правоприменительных актов.

Исходит от компетентных органов. Правоприменительные акты должны быть законными, то есть должны издаваться в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен.Например, при­говор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права.

4. Формальный характер - имеет установленную законом форму

Акты применения норм права изда­ются в установленной законом порядке, форме и имеют точное наименование и строго определенные реквизиты.

Пример: акты правоохранительных органов должны иметь следующие обязательные элементы:

вводную часть - указы­вается наименование акта, название ор­гана, издавшего его, время издания,  конкретный адресат;

описательную часть - излагаются фактические обстоятельства дела;

мотивировочную часть - дает обоснование принятого решения;

резолютивную (итоговая) часть – излагается содержание принятого решения.

Правоприменительный акт и нормативный акт имеют много общего, но в то же время и существенно различаются.

Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и норм права, определяю­щий права,  обязанности  или  меру юридической ответственности конкретных лиц.

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Как видно из приведенных определений, они имеют ряд общих черт:

- это правовые акты;

- принимаются   и   обеспечиваются   компетентными органами;

- имеют властный характер.

От нормативного правоприменительный акт отлича­ется следующим:

♦ применяется на основе нормативного и реализует норму права;

♦ имеет конкретный, персонифицированный характер;

♦ не является источником права, не содержат норм права;

♦ выступает как юридический факт;

♦ носит одноразовый характер.

Виды правоприменительных актов

Акты применения права классифицируются на виды по раз­личным основаниям:

1. По субъектам:

а) акты государственных органов (приговор суда, при­каз об увольнении);

б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).

2. По значению:

а) основные (приговор суда);

б) вспомогательные (подготавливают издание основ­ных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

3. По характеру правового воздействия:

а) регулятивные - устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе);

б) охранительные - издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уго­ловного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).

4. По форме:

а) письменные или документированные - в виде отдельного документа (указы,  приговоры,  решения, приказы и др.);

б) резолютивные - резолюция на материалах дела (например, "согла­сен" руководителем организации на заявление работника);

в) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте);

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!