Тема 13 "ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ"

«ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ»

 

1. Права и свободы человека на разных исторических эта­пах развития общества

 

Человек - существо биосоциальное. С одной стороны, он представляет собой элемент живой природы, образует особый биологи­ческий вид - Homo sapiens. С другой стороны, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Человек есть частица сообщества людей, отражающая все основные свойства и закономерности этого сообщества и активно участвующая в общественной жизни, в общественных отношениях. С момента рождения он является индивидом, единичным природ­ным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. От этих понятий необходимо отличать понятие личности.

Под личностью понимается человеческий индивид, являю­щийся субъектом сознательной деятельности, обладающий сово­купностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Иными словами, личность - это человек, занимающий определенное место в обществе. Поня­тие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, в котором он живет, и пред­ставляющим интересы этого общества государством. Являясь средством социального компромисса, государство согласовывает интересы общества в целом с интересами отдельных социальных групп и индивидов, определяет возможности и обязанности кон­кретных личностей, т. е. их правовой статус.

Человек, будучи родовым существом, выступает в трех ипостасях:

1. Как представитель Homo sapiens, характеризу­емый полом, возрастом, биологическими особенностями, природной одаренностью и т.п.

2. Является членом граждан­ского общества, характеризующегося социальным положе­нием, родом занятий, видом деятельности, уровнем дохода и т. п.

3. Он же выступает и в качестве политического человека, гражданина государства. В этом своем качестве он руководствуется нормами культуры, законами государства, ему принадлежат естественные права человека.

Права человека - явление естественноисторическое, т.е. они возникают и развиваются на основе природной и со­циальной сущности человека с учетом исторической дина­мики общества. Права человека — это права, которые при­надлежат любому индивиду, поскольку он человек. Они об­разуют совокупность принципов и норм, регулирующих определенные общественные отношения.

Каждая историческая эпоха включает в себя определен­ную юридическую концепцию человека как субъекта права.

В первобытном обществе права и обязанности слиты в одно и юридически не закреплены.

В рабовладельческом обществе права закреплены за рабо­владельцами и к ним относится формула софиста Протагора: «Мера всех вещей — человек». Рабы бесправны. По мнению Аристотеля, естественное право возможно только как поли­тическое право, а права человека лишь как права гражда­нина, члена полиса, т.е. свободного. Платон выдвинул кон­цепцию равенства женщин с мужчинами. Римские юристы обосновали тезис: «Под действие закона должны попадать все». Правда, под понятие «свободный» не подпадали рабы.

В феодальном обществе право связано с владением зем­лей. Крепостные крестьяне имеют частичные права, в ча­стности право на жизнь.

В Новое время начинает господствовать концепция есте­ственных прав человека, которая гарантирует не только право на жизнь, но и неприкосновенность личности, сво­боду, собственность и т.д.

 

Закрепление прав и свобод человека в законодательстве

Провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в за­конодательстве является важнейшей предпосылкой к созданию подлинно открытого, свободного общества, по­скольку верховенство закона, плюрализм и права человека являют­ся составными частями демократии.

Современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во вну­тригосударственном законодательстве, являются плодом дли­тельной борьбы личности и власти. В этой связи можно говорить о том, что эволюция человеческого сооб­щества представляет собой прогрессирующее развитие свобо­ды.

Столетиями власть ред­ко считалась с какими-либо интересами граждан, включая право на жизнь. В предшествующие времена делалась попытка найти компромисс в обществе и оградить личность от необоснованных посягательств власти, поставив ей в качестве барьера неотъемлемые, при­рожденные, естественные права человека. Однако, права и свободы чело­века начали получать форму выражения только в работах голландских мысли­телей Гуго Гроция и Бенедикта Спинозы, а затем в трудах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локка, Б. Констана, Т. Пейна, А.Н. Радищева и др.

Наиболее распространенной точкой зрения, проливающей свет на природу прав человека, является понимание их, прежде всего, как определенных социальных возможностей личности для полноценного, всестороннего и свободного развития, но они не должны быть препятствием для развития других.

Система прав и свобод человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. Ученые говорят о так называемых «трех поколениях прав человека».

«Первым поколением» прав человека принято считать граж­данские и политические права. Они были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в ре­зультате борьбы Соединенных Штатов Америки за свою незави­симость. Политические права были направлены в первую оче­редь на обуздание произвола государственной власти. В качест­ве программного требования была выдвинута идея об обязан­ности государственной власти не вмешиваться в сферу, задева­ющую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и ут­верждения принципа формального равенства всех граждан пе­ред законом независимо от их социального положения. Авторы французской Декларации прав и свобод человека и гражданина полагали, что первопричиной общественных бедствий и испор­ченности правительства является невежество и забвение прав человека или пренебрежение ими.

«Второе поколение» прав человека формировалось под дей­ствием ряда факторов объективного и субъективного свойства - социально-экономические права. В конце XIX — начале XX столетия стали происходить существенные сдвиги в экономической сфере многих промышленно разви­тых стран. Демократизация капитала, концентрацией произ­водства и рост роли рабочего (профсоюзного) движе­ния, стали главными причинами государствен­но-правового закрепления социально-экономических прав: право на труд, на прием­лемый уровень жизни, право на образование и многие социаль­ные гарантии: пособия по случаю полной, частичной или времен­ной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по безработице и т.д.

«Правами третьего поколения» принято считать так называемые «права солидарности», имеющие надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер: право на мир, на безопасную экологию, право пользования экономическим и культурным потенциалом человечества.

Документы о правах и свободах человека и гражданина

Длительная борьба человека за свою свободу, права и интере­сы постепенно материализовалась в нормативно-правовых до­кументах  внеисторического и общечелове­ческого: Великая хартия вольностей (1215 г.); Петиция о праве (1628 г.); Habeas Corpus Akt (1679 г.), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.); Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о граждан­ских и политических правах (1966 г.) и др.

В современных демократических государствах защита прав и свобод человека гарантируется как международным, так и внутригосударственным правом, а в Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Конституция устанавливает приоритет международного права перед национальным.

22 нояб­ря 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и  гражданина,   которая  полностью  соответствует  важнейшим международно-правовым актам мирового сообщества в облас­ти прав человека.

Впервые Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила тезис о том, что «человек, его права и свобо­ды  являются  высшей  ценностью»  (ст. 2). Кроме того, ст. 18 констатирует, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность зако­нодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Личные права принадлежат каждому человеку, политические только гражданам. Права человека могут быть официально признаны госу­дарством и стать законами. В этом случае права человека и гражданина совпадают. В Кон­ституции России проводится следующая классификация прав и свобод личности:

  • Личные права.
  • Политические права.
  • Экономические права.
  • Социально-культурные
  • Права по защите своих прав.

Кроме Конституции права и свободы человека получают кон­кретизацию и развитие в федеральных и федеральных консти­туционных законах, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

 

2. Правовой ста­тус как основа реализации прав и свобод личности

 

Правовым статусом личности называ­ют систему прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государст­вом в законодательстве. По своей сути правовой статус представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых государством и, как правило, одобряемых обществом.

Права человека — основополагающий элемент правового ста­туса личности, наряду с обязанностями и законными интересами. В структуру правового статуса входит гражданство, правосубъектность и некоторые другие элементы. Возможность реализовать некоторые права дает лишь обладание определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы: а) граждан; б) иностранцев; в) лиц без гражданства; г) лиц, которым предоставлено убежище.

Помимо этого, различают общий правовой статус лица как гражданина государства или члена общества: отраслевой (определяемый нормами конкретной отрасли); межотраслевой (комплексный) и специальный правовой статус, связанный с не­которыми правовыми ограничениями и реализацией мер ответ­ственности.

В структуру правового статуса входят юридические права, сво­боды и обязанности.

Конституционные права и свободы - дозволительная часть основ правового статуса личности, закрепленная в Конституции. Права и свободы составляют лишь часть конституционно-правового статуса личности (другая его часть - конституционные обязан­ности).

Права человека - это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности [правомочия) инди­вида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет. Все права можно разделить на личные, экономические, социальные и культурные.

Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответ­ствии со своими интересами и целями, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы. Если права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), то сво­боды закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата.

Необходимым условием реализации прав и свобод челове­ка является исполнение им юридических обязанностей.

Юридические обязанности - это установленные и гаран­тированные государством требования к поведению человека, обя­зательные для исполнения.

Являясь элементами правового статуса личности, права, сво­боды и обязанности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинают­ся права и свободы другого.

Наряду с категорией «правовой статус» имеет место и право­вое положение личности, выступающее как сумма общего пра­вового статуса и любого другого, например отраслевого или специального.

Виды прав человека

По времени возникновения различают три так называемых поколения прав человека.  К первому поколению относят гражданские и политические права (иногда они называются негативными, т. к. для их соблюдения государству не нужно предпринимать активные действия).  Права второго поколения включают социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу XX в. Иногда их называют мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения (например, право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства). К правам третьего поколения относят правами народов: право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа. Представление о них утверждается в юридической науке и международно-правовой практике во второй половине XX в., в большей степени после Второй мировой войны, В первую очередь это связано с активизацией борьбы народов за свою независимость и распадом мировой колониальной системы.

По способу существования и отражения различают естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные (искусственные) права, устанавленные государством.

По кругу субъектов права делятся на индивидуальные (принадлежащие отдельным лицам) и коллективные (принадлежащие и реализуемые группой лиц, существующих как общность: инвалиды, потребители, несовершеннолетние, беженцы).

В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (граж­данские), политические, экономические, социальные и культурные права человечка.

Гражданские (личные) права - это права, принадлежа­щие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь.

К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство и их защиту, право на личную и семейную тайну, на гражданство (следовательно, на защиту государства), равен­ство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, поч­товых и иных сообщений, свобода совести и другие права (ст. 20 –28 Конституции РФ).

К политическим правам относятся права, обеспечиваю­щие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства, поскольку непре­менным условием их обладания является наличие гражданства.

К данной группе прав принадлежат: избирательные права, т. е. пра­во избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мир­ных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти (ст. 33 Конституции РФ).

Социальные права реализуются в области общественных отношений. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства. Это права на благосостоя­ние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на благоприятную окружающую среду.

Культурные права человека обеспечивают духовное раз­витие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользова­ние родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.), право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права.

Экономические права касаются сферы материальных благ. Это, прежде всего, право частной собственности, возможность осуществления предпринимательской деятельности. 

Обязанности

Все обязанности российских граждан, за крепленные в Конституции РФ, можно раз делить на общие и специальные (конкретные).

К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно:

а] обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;

б] обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

в] обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Специальные (конкретные) обязанности закреплены за определенными категориями лиц:

а] за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

б] за трудоспособными детьми,  достигшими   18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в] за налогоплательщиками - обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

г] за военнослужащими - обязанность защищать Отечество и др.

Гарантии правового статуса личности

Гарантии основ статуса личности можно разделить натри вида:

политические (определяют направленность политики госу­дарства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества);

социально-экономические   (материальная основа этих  прав, например,  установленные  законом государственные пенсии и социальные пособия); 

юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответствен­ности за одно и то же правонарушение и др.). В статье 55 особо оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Гражданство

Правовой статус индивида, находящегося на территории конкретного государства, различается в зависимости от того, явля­ется ли он гражданином данного государства, иностранным граж­данином либо лицом без гражданства (апатридом).

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в со­вокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека.

 Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться теми пра­вами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обя­занности.

Необходимо различать граждан и физических лиц, проживающих на территории стра­ны. Нельзя сказать, что любой человек, находящийся в границах Российской Федерации, яв­ляется ее гражданином, поэтому комплекс прав и обязанностей, характеризующих его статус будет отличаться от статуса гражданина РФ.

Гражданст­во следует отличать от подданства, которое используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии (там, где есть император, царь, король, эмир, есть и их подданные).

Принципы гражданства

Равенство прав и обязанностей различных способов приобретения гражданства,

Единство - проживание гражданина на территории России автоматически означает граж­данство субъекта РФ, гражданство России как бы охватывает, "вбирает" в себя правовые связи с республиками в ее составе, следовательно, какое-либо дополнительное оформление для приобретения статуса гражданина субъекта РФ не требуется. 

Открытый и свободный характер гражданства дает возможность приобретать его на до­статочно льготных основаниях (например, российским гражданином становится ребенок, ро­дившийся на территории РФ от лиц без гражданства). В то же время государство дает право на прекращение или приобретение двойного гражданства. 

Добровольность решения вопросов о гражданстве. Лицо по своей инициативе обращается в соответствующие органы с целью приобретения гражданства. С другой стороны, никто в принудительном порядке не может быть лишен гражданства РФ. Даже утрата территориальной связи с государством из-за перемены места жительства не означает потери, правовых уз гражданства.

Виды оснований приобретения гражданства

Законодательство России закрепляет несколько оснований приобретения гражданства:

1. Признание. В связи с распадом СССР признание гражданства осуществлялось в отношении всех граждан бывшего Советского Союза, которые постоянно проживали на территории РФ и в течение года не изъявили желания отмежеваться от правовой связи с Россией. Штамп прописки на территории РСФСР в паспорте означал автоматическое приобретение российского гражданства путем признания.

2. Приобретение гражданства по рождению.

По  "праву крови" если хотя бы один из родителей — гражданин РФ, то при отсутствии разногласий между ними, ребенок становится гражданином РФ. Если же гражданство родителей неизвестно, то ребенок, родившийся на территории России (по "праву почвы"), становится ее гражданином. 

3. Приобретение в порядке регистрации. Для обеспечения справедливой возможности по­лучить гражданство в РФ в упрощенном порядке, данный способ распространяется на граждан бывшего СССР и других лиц,  которые не могли  приобрести его по основанию признания, но каким-либо образом (через родственников, территориально) связаны с Росси­ей. 

4. Прием в гражданство охватывает остальных лиц, желающих получить его впервые, но лишенных привилегий, которые давало в этом отношении проживание в бывшем СССР. Как правило, обязательное условие для них - длительное (пять лет с перерывами или три года непрерывно) проживание на территории РФ, дееспособность, достижение 18-летнего возраста. 

5. Восстановление в гражданстве — специфическое основание для тех, кто по каким-либо причинам утратил (добровольно или без свободного волеизъявления) гражданство РФ. 

6. Оптация или выбор гражданства возможен в случае территориального изменения, а также по другим основаниям, предусматриваемым международными договорами. Например, если часть территории отходит к другому государству, то жители этого места вправе выбрать: сохранять ли старое гражданство или "разделить судьбу" территории, приняв гражданство нового государства.

Прекращение гражданства возможно в случаях:

Выхода (гражданин сам принимает решение о намерении выйти из гражданства)

Отмены решения о приеме в гражданство. Если лицо представило заведомо ложные документы, то решение о предоставлении гражданства может быть отменено. Отмена невозможна, если с момента вынесения решения прошло более 5 лет.

Оптации.

Существует две процедуры приобретения и прекращения гражданства.

1. В порядке регистрации, когда имеются необходимые основания, указанные в законе и дающие право на упрощенный способ разрешения этого вопроса (наличие родственников-граждан РФ, гражданство СССР и т. д.) или (при прекращении) - родственники-граждане иностранного государства, постоянное место жительства за рубежом, отсутствие препятствий для выхода). Для решения вопроса в органы внутренних дел (а за границей в дипломатические и консульские учреждения) подается заявление, рассматриваемое в этих ор­ганах. Решение выносят они же в шестимесячный срок с момента подачи заявления;

2. В остальных случаях в эти же органы подается ходатайство на имя Президента, кото­рое поступает в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, она выносит свое предложение по каждому ходатайству на рассмотрение Президента РФ. Окончательное ре­шение, оформляемое Указом, принимает сам Президент, при этом устанавливается срок рас­смотрения в девять месяцев и возможность повторного ходатайства не ранее чем через год в случае отрицательного решения.

 

3. Пределы правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Права человека не следует понимать только как средство достижения им какого-либо блага, они сами материализуются в не­кую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и гарантированы государством. Роль государства является в этом вопросе самой главной и самой существен­ной. Естественно-правовые традиции и взгляды основаны на том, что в догосударственном состоянии произвол (свобода) каждого человека не ограничивался никакими факторами, и состояние общества укладывалось в знаменитую формулу Т. Гоббса: «Вой­на всех против всех». Люди, заключившие между собой договор о создании государства (в данном случае мы рассматриваем общественный договор не как конкретный исторический факт, чего, вероятно, в истории никогда не было, а как определенную методологическую позицию. — Авт.) передали ему свои права в обмен на то, что со стороны государства они получат надежную защиту и гарантию своей жизни и интересов. Утратив свою естественную свободу, они приобрели свободу гражданскую. Быть членом общества предполагает необходимость соотносить свои поступки, действия с интересами других людей. Права и свободы не могут быть абсолютными, они имеют естественные рамки, которые определяет государство, поскольку оно создается по Аристотелю для блага всех.

Государство в процессе осуществления прав и свобод каждым является силой, которая примиряет эгоистические интересы отдельных личностей, противоречия частного, индивидуального и об­щего, используя при этом правовые средства.

С вопросом о правах человека связан вопрос о регули­рующей роли государства, о границах его вмешательства в общественную и личную жизнь граждан. Здесь есть две точки зрения:

а) Государство — «ночной сторож» и минимально вме­шивается в отношения между людьми.

б) Государство должно регулировать максимально широ­кий круг отношений между людьми.

Некоторые ученые говорят о существовании верхнего и нижнего пределов регулирования отношений государством, которые определяются по-разному:

♦ верхний - природными факторами, демогра­фическими и иными процессами.

♦ нижний - важностью для государства и обще­ства тех или иных общественных отношений, ценностью личности.

Вопрос о пределах, границах осуществления гражданских прав — это проблема предотвращения злоупотребления гражданскими правами. Злоупотребление правом представляет собой использование субъективного права в противоречии с его назначением.

При столкновении интересов людей религиозная и светская доктрины имеют общую формулу: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Еще Б. Спиноза утверж­дал, что мера свободы индивида и государства определяется не предписанием дозволенного им своеволия, а степенью их ра­зумности в гра­ницах познанных естественных необходимостей.

Взаимная свобода людей неизбежно предполагает и ее взаим­ные ограничения, нисколько не нарушая при этом равноправие граждан, поскольку предполагается их взаимная ответствен­ность. Социальные возможности это юридическая фор­ма прав человека, а социальные необходимости являются юридической формой выражения обязанностей граждан.

Категория социальной свободы может рассматриваться толь­ко в паре с категорией социальной ответственности. Это обще­признанная международно-правовая (Международный Билль по правам человека) и внутригосударственная практика.

Реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе зависит от многих факторов: степень демократичности властных институтов государст­ва; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономки; нравственная атмосфера и степень согласия в общес­тве; состояние законности и правопорядка и т.п.

Для того чтобы реализовать возможности, закрепленные в правовых нормах, в конкретные правоот­ношения, необходим механизм реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Индивид как человек «включен» во многие социальные отношения и выполняет множество социальных ролей, а как граж­данин участвует только в связях, которые носят правовой характер. В демократическом и правовом государстве в этом заинтересованы не только отдельные личности, но и властные структуры государства, которые в первую очередь создаются именно для охраны прав и свобод человека. В качестве примера можно сослаться на ст. 2 Конституции РФ, в которой говорится: «...Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Указанная статья находится в разделе «Основы конституционного строя», что подтверждает защиту прав, свобод, интересов индивида в качестве принципа общества и государства, а механизм обеспече­ния прав человека объективно приобретает форму юридических гарантий.

Под гарантиями подразумевается совокуп­ность факторов, условий, принципов, обеспечивающих эффек­тивную реализацию прав и свобод человека. Однако, без определенных правил их конкретного правового оформления (процедурность) юридические  гарантии теряют право­вую форму, снижается возможность их реализация, а также возможность и  надежность их защиты государством.

Гарантии осуществления прав и свобод человека

Государство обязано создавать: правовые, политические, куль­турные, экономические, социально-психологические гарантии для осуществления прав и свобод человека.

Система гарантий реализуется через деятельность государст­ва. Во второй половине XX столетия после всех ужасов и соци­альных потрясений, которые выпали на долю человечества, ста­ла весьма влиятельной и популярной идея социальной солидарности, идущая от французского социолога и юриста Л. Дюги. Изначально эта концепция была альтернативой революционному пути развития человеческого общества и сориентирована на реформистские, ненасильственные методы разрешения соци­альных конфликтов. Связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности или взаимозависимос­ти. Современное государство, там, где функционирует реаль­ная демократия, более не является аппаратом насилия и угнете­ния. Теория и практика сходятся в том, что государство должно стать органом компромисса всех слоев общества, фактором умиротворения и согласия на основе некоего объединяющего символа, идеи, имеющих масштаб общенациональной ценности.

Право на жизнь - главное право человека было записано и провозглашено 10 декабря 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека и имеет следующую редакцию: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

Право на жизнь объединяет все другие права и свободы в самом главном и ценном. Право на жизнь — это право на мир в самом широком смысле этого слова. Оно включает в себя обязательст­ва государств не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма, преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Данная проблема должна рассматриваться не только в отношении отдельного человека, но и нации, народности, этноса.

Право на жизнь предполагает право человека на достойное человеческое существование, гарантии права на труд, образова­ние, здравоохранение и т.п.

Права человека — исторически подвижная категория, по­стоянно видоизменяющаяся вместе с эволюцией общества и государства. Раньше права человека понимались как независимость и свобода личности от государ­ственного вмешательства. Сейчас все больше рассматриваются как положительные услуги государства, оказываемые конкретной личности. В этой связи идея «мини­мизации» государства в области экономики и социальной политики не может являться приемлемой для правового государства. Возможности общества как саморегулирующейся системы довольно велики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся нераз­решенными.

Современные государства стремятся быть не только право­выми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная ха­ртия (1961 г.) Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966 г.) и другие международ­но-правовые документы содержат, правда, в несколько декла­ративной форме, требования к государствам в области экономи­ческой и социальной политики.

Способ защиты социально-экономических прав («прав второго поко­ления») не совпадает с механизмом отстаива­ния личных и политических прав, но не перестает от этого быть лично значимым для каждого отдельного человека.

Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Государство должно гарантировать каждому человеку прием­лемые стандарты жизни, предполагающие определенный уро­вень жилья, работы, питания, образования, социального страхо­вания, медицины, культурного уровня и т.п.

Современное правовое социальное государство является со­вершенно новым этапом развития государственности. Правовое государство эпохи «классического либерализма» бы­ло основано на идеологии крайнего индивидуализма, негативном понимании свободы, невмешательства в экономику и имело вид своеобразного «ночного сторожа», единственной функцией ко­торого являлась охрана правопорядка. Постепенная социализа­ция государства привела к тому, что оно получило название «государство всеобщего благоденствия».

Государство обязано создавать все воз­можности для саморазвития личности, при этом исключать фак­торы, питающие социальное иждивенчество. Не только государ­ство должно отвечать перед гражданином за его уровень жиз­ни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и от­ношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение, при наличии условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует.

Современное демократическое, пра­вовое, социальное государство имеет множество рычагов воз­действия на экономику с целью выполнения своих собственных социальных функций: налогообложение, кредиты, инвести­ции, антимонопольное законодательство, финансирование соци­альных программ и другие.

Для того чтобы в полном объеме каждый человек имел возможность реализовать принадлежащие ему права и свобо­ды, государство обязано создать также и определенные полити­ческие гарантии. Социальная ценность государства состоит в его опоре на право. Права человека не могут быть гарантированы там, где нет разделения властей.

Условием создания демократической государственности и механизма реализации прав и свобод личнос­ти является политическая консолидация общества. Государство обязано предпринимать все меры для того, чтобы исключать вероятность межнациональных конфликтов, острых социальных противостояний между различными социальными прослойками гражданского общества.

Всякое демократическое государство обязано создавать и необ­ходимые правовые предпосылки для реализации прав и свобод человека.

В демократическом государстве все равны перед законом, несут равные обязанности по закону и подлежат равной законодательно установленной ответственности. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы, и требо­вания их соблюдения выражают волю большинства народа. Законность служит утверждению демокра­тии:

♦ охраняет демократические права граждан, обществен­ных движений и организаций,

♦ обеспечивает приоритетное значе­ние парламентских актов;

♦ гарантирует соблюдение демокра­тических процедур в правотворческой и в правоприме­нительной деятельности государства.

Международный механизм защиты прав человека

Приоритет в обеспечении правового статуса личности всегда принадлежит национальному законодательству.  Все иные - наднациональные - системы защиты прав человека носят субсидиарный, т. е. дополнительный, характер.  Это означает, что частное лицо, ставшее жертвой нарушения прав человека может обратиться в международные инстанции лишь в том случае, если все внутригосударственные средства правовом защиты им уже исчерпаны и не привели к удовлетворяющему его результату.  При этом индивид имеет право свободно выбирать между различными международными контрольными органами на региональном и универсальном уровнях, помня, однако, о том, что международные документы как правило, не предусматривают подачу жалобы одновременно в несколько международных инстанций, занимающихся расследованием конкретных случаев нарушения прав человека, дабы избежать двойной работы.

Наиболее важными из существующих механизмов защиты прав человека являются следующие:

♦ «процедура 1503», названная так по порядковому номеру резолюции Экономического и Социального совета (ЭКОСОС) ООН, в составе которого действует Комиссия по правам человека.  В соответствии с этой процедурой на основе поступающих сообщений рассматриваются систематические нарушения прав человека в той или иной стране.  Государства представляют ответы на эти жалобы и получают рекомендации по исправлению ситуацией.  Авторы сообщений не привлекаются к участию в разбирательстве и не уведомляются о принятых мерах;

♦ процедура Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах, в соответствии с которым был создан Комитет по правам человека.  Обращаться с жалобой на нарушение прав, зафиксированных в этом пакте, может любой человек.  Однако жалоба может быть подана только на действия государства, подписавшего Факультативный протокол.  Итогом ее рассмотрения является обращение Комитета к государству-нарушителю с рекомендациями по восстановлению нарушенных прав.  Эти рекомендации не являются обязательными;

♦ процедура, созданная в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (протокол № 11 к Конвенции).  Дела о нарушении прав человека рассматриваются в Европейском суде по правам человека.  Обращаться в Суд могут как отдельные индивиды, так и неправительственные организации.  Чтобы жалоба была принята к рассмотрению, должны быть исчерпаны все доступные средства внутригосударственной защиты и истечь шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне.  Не принимаются к производству анонимные жалобы, а также те жалобы, которые уже расследовались или же рассматривались в соответствии с другой процедурой международного разбирательства.  Решения, принимаемые Судом, обязательны для исполнения государствами-участниками Конвенции.  За их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы.  В случае необходимости Суд может обязать государство скорректировать свое законодательство и практику его применения.

Любое государство, вступающее отныне в Совет Европы, должно не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из решений, принятых Европейским судом по правам человека.

Институт уполномоченного по правам человека

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - Уполномоченного по правам человека, или, как он еще именуется в других странах, парламентского комиссара (Англия), народного защитника (Австрия), медиатора (Франция) и т. д.

Созданный впервые в начале XIX в. в Швеции (1809 г.), институт омбудсмена в период после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах других и в других регионах мира. Особая популярность и авторитет данного института обусловлены демократическими чертам характеризующими его статус: независимым положение в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; бесплатностью оказания помощи гражданам и т. д.

Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции должность Уполномоченного по правам человека.  Первым на эту должность в январе 1994 г. был назначен видный правозащитник С. Ковалев.  Однако в марте 1995 г. он был освобожден Государственной Думой от должности Уполномоченного по правам человека.  Причиной послужила его независимая, принципиальная позиция в оценке ситуации с права человека во время войны в Чечне. 

16 апреля 1996 г. Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».  Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения должности Уполномоченного по правам человека, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Как сказано в Законе, должность Уполномоченного правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностным лицами.

Основными функциями Уполномоченного являются:

восстановление нарушенных прав;

совершенствование законодательства РФ о правах человеке и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

развитие международного сотрудничества в области прав человека;

правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Сравнение положений Закона об Уполномоченном по правам человека с зарубежной моделью института омбудсмена показывает, что российский Закон соответствует демократическим принципам и нормам, утвердившимся в мировой практике защиты прав человека посредством этого института.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!