Тема 25 "ПРАВОВАЯ НОРМА"

«ПРАВОВАЯ  НОРМА»

1. Понятие и признаки правовой нормы

Правовые нормы в системе норм социального регулирования         

Особенностями социальных норм является то, что, все они связаны с людьми и регулируют отношения между ними. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития. Формы взаимодействия этих норм разнообразны: взаимоподдержка, солидарность, блокирование, противоборство и т.п.

Правовые нормы тесно взаимосвязаны с другими социальными нормами. Правовые и моральные нормы распространяются на все общество. Они имеют единый объект регулирования - общественные отношения.

Правовая норма - это общеобязательное, формаль­но определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегу­лирование общественных отношений.

Норма права — особая разновидность социальных норм наря­ду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государ­ственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внеш­нее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличает­ся от других субъектом своего подтверждения в качестве тако­вой. Окончательно норма признается правовой только государ­ством.

Признаки правовой нормы

Юридическая норма — это первичная "клеточка", "элементарная частица" си­стемы права определенной стороны. Понятия «право» и «норма права» необходимо рас­сматривать как целое и часть.

Норма права - общеобязательное, формально оп­ределенное   правило   поведения,   установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений.

Она обладает всеми признаками, которые свойственны любой социальной норме: является общим правилом, которое действует непрерывно во времени, в отношении неопределенного круга лиц, и рассчитана на бесчисленное количество случаев.

Однако в то же время юридическая норма имеет ряд особенностей.

1. Связь с государством.

Правовая норма устанавливается или санкционируется (признается законной) государством. Норма права устанавливается государственными орга­нами и обеспечивается мерами государственного воз­действия – контролем, принуждением и стимулированием;

Как уже отмечалось, требования норм права, в отличие от иных социальных норм, содержатся только в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).

2. Общеобязательность.

Норма права предписывает правильный с точки зре­ния государства и потому обязательный образ поведения для каждого, кто оказывается в сфере ее действия. Норма права является общеобязательным правилом поведения для людей в обществе.

Она создается для всех людей, как возможных или реальных участников право­отношений.

Правовая норма определяет общеобязательные границы возможного и долж­ного поведения людей.

3. Формальная определенность.

Правовая норма внешне выражается в письменной форме в официальных документах. Внутренняя опреде­ленность нормы проявляется в содержании, в объеме прав и обязанностей, в указаниях на последствия ее нарушения;

4. Предоставительно-обязывающий характер.

Правовая норма предоставляет, с одной стороны, пра­ва субъектам, а, с другой стороны, возлагает на них обя­занности, ибо нельзя реализовать право без обязаннос­тей и обязанности без прав. Юридическая норма сочетает в себе предоставление и одно­временно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях.

5. Осуществление юридической нормы при необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения, к правонарушителям применяются меры юридической ответ­ственности.

Итак, юридическая нормаэто выраженная в законах и иных источниках пра­ва общеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возмож­ного или должного поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

 

2. Структура нормы права

Понятие структуры правовой нормы и ее элементы

Чтобы уяснить детали и тонкости каждой юридической нормы при анализе законов, необходимо распознать и выявить в их тексте логическую структуру право­вой нормы, которая показывает, из каких частей состоит норма, как эти части взаимосвязаны между собой. Взаимосвязь структурных элементов нормы права в литера­туре получила наименование «логическая структура нормы права».

Норма права — это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адреса­ты должны при определенных условиях (гипотеза) дей­ствовать как субъекты определенных прав и обязаннос­тей (диспозиция), иначе последуют определенные невы­годные для них последствия (санкция).

Структура правовой нормы - это упорядоченная совокупность элементов, обеспечивающих ее функцио­нальную самостоятельность. В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Обычно различают юридическую и логическую структуру нормы права.

Юридическая структура нормы права традиционно рассматривается как доминирующая, поскольку раскрывает условия, содержание и правовые последствия взаимосвязи управомоченного и обязанного лица.

В настоящее время доминирует идея трехзвенной структуры правовой нормы:

1) Гипотеза  (предположение) - элемент правовой нормы, указывающий на условия,  при которых возни кают  права  и обязанности. Иными словами, гипотеза содержит указание на конкретные  жизненные обстоятельства, при которых данная норма вступает в действие. 

2) Диспозиция (распоряжение) – этот элемент представляет собой "сердцевину"  правовой нормы, указывает на само правило поведения (права и обязанности участников, предусмотренные гипотезой данной нормы).

3) Санкция (взыскание) - элемент правовой нормы, который определяет меру  государственного взыскания (поощрения), которая применяется к нарушителю прав и обязанностей, предусмотренных  диспозицией.

Логическая (словесная) структура нормы права также состоит из трех элементов. Она выражена формулой:

                     "Если...,      то...,      а в противном случае..." ,

где: 

•  "если" - условия действия нормы права;

"то" - содержание правила поведения;

"иначе" - неблагоприятные последствия, которые на­ступают за нарушение правила.

Гипотеза является строго обязательным элементом любой правовой нормы, и без неё она не существует. "Движение" правовой нормы начинается с гипотезы. В гипотезе указываются юридические факты. Отсутствие гипотезы превратит правовую норму в безусловную, что недопустимо. Например, в цивилизованном обществе нельзя лишить гражданина каких-либо благ, не имея на то заранее установленных законом оснований.

Санкция необязательно сопровождает каждую норму права. Есть нормы, не нуждающиеся в государственной защите, поскольку регулируют они такие общественные отношения, которые практически невозможно нарушить.

Каждый из названных элементов имеет в правовой норме свое место и выполняет свою роль.

Юридическая норма в большинстве случаев имеет трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция), словно оса, тельце которой также состоит из трех основных частей: головогруди, брюшка и жала. Наверняка многим хорошо из­вестно, как ведет себя это насекомое, если его потревожить: оно безжалостно впи­вается челюстями в обидчика и вонзает в него свое ядовитое жало.

Аналогично действует уголовная норма: если человек совершил преступление, то есть нарушил запрет, установленный определен­ной уголовной нормой, то к нему неминуемо должна быть применена санкция (мера уго­ловной ответственности) данной нормы.

Разумеется, описанное выше сравнение является довольно условным. Оно лишь в об­щем плане иллюстрирует взаимодействие элементов логической структуры правовой нормы. Однако в то же время оно позволяет понять, что содержание нормы представляет собой единое, цельное правило поведение, где  гипотеза, диспозиция и санкция неразрывно связаны между собой, словно части единого живого организма.

Иногда диспозиция и гипотеза слиты, и в тексте нормативного акта их невозможно различить,

Трехчленная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) называется идеальной. Реальная структура правовой нормы может не содержать гипотезы или санкции (в зависимости от размещения нормы в пра­вовом акте).

Ее не содержат, в частности, дефинитивные нормы, то есть нормы, дающие опреде­ления тех или иных правовых институтов.

К этой же категории относятся нормы-принципы, закрепляющие основополагающие идеи права.

Наиболее важным качеством структуры правовой нормы является четкое взаимодействие и тесная связь между всеми ее элементами. В правовой норме должны содержаться условия ее действия, права и обязанности участников правовых отношений, наконец, меры государ­ственного принуждения за ненадлежащее исполнение заключенного в этой норме правила поведения, иначе юридическая норма просто не сможет выполнить свою функцию регулятора общественных отношений.

Способы изложения норм права

Для более глубокого и разностороннего понимания структуры нормы права, равно как и ее составных частей, важное значение имеет рассмотре­ние способов изложения норм права. В правовой теории и практике доволь­но часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов, и в частности, как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Анализ показывает, что возможны и в действи­тельности существуют различные варианты.

Формы изложения элементов правовой нормы

в статьях нормативно-правовых актов

Полная

Отсылочная

Бланкетная

в статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) без отсылок к другим статьям

в статье содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта, где имеются не достающие сведения

в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушение, но сами правила поведения содержатся в других нормативных актах

Прямой (полный) способ предполагает изложение всех трех элементов правовой нормы в статье нормативно-правового акта. Все составные части правовой нормы - гипотеза, диспози­ция и санкция - полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативно-правового акта.

При отсылочном способе изложения в статьях нор­мативных актов содержатся не все структурные элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта. Для уголовного и некоторых других отраслей права довольно распро­странен способ изложения правового материала, при котором одни состав­ные части нормы права формулируются в полном объеме, другие же - лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье а содер­жат отсылку к другой или к другим, родственным статьям.

Бланкетный (открытый) способ изложения предпо­лагает, что в статье может содержаться лишь один из элементов структуры нормы права, а другой или другие могут только подразумеваться. Для уяснения содержания гипотезы или дис­позиции и санкции необходимо обращение не к конкретной статье данного нормативно-правового акта, а предусмат­ривается отсылка в самом общем виде к другому норма­тивно-правовому акту в целом или к его части, или к не­скольким нормативным актам. 

Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Соотношение нормы права и статьи закона

Структура нормы права - это законодательно-логическая категория, и вполне может не совпадать со словесной формулировкой нормативно-правового акта. Законода­тельная техника, требования простоты, компактности, логической стройности изложения, правовые традиции отрасли права выработали различные способы располо­жения элементов правовой нормы внутри нормативного акта либо нескольких, актов.

Поэтому необходимо различать норму права и статью закона. Часто бывает, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некото­рые акты, например уголовно-правовые, специализиру­ются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Правовые нормы излагаются в нормативных актах в их отдельных статьях. Но статья закона не обязательно содержит в себе все элементы правовой нормы. Способы выражения правовой нормы в статьях нормативных актов могут быть различных вариантов:

1. Норма права и статья нормативного акта совпадают между собой - это наиболее типичный случай. Тогда в одной статье сосредоточиваются все структурные части нормы права - гипотеза, диспозиция, санкция. Но дело обстоит таким образом не всегда.

2. Нормы права и статья нормативного акта не совпадают между собой, так как в статье содержатся отдельные элементы нормы, а другие ее элементы   помещаются   в   иных   статьях   данного   нормативного   акта (отсылочные нормы) или в иных нормативных актах (бланкетные нормы), этой отрасли права или в других отраслях права. Такой вариант как самый удобный имеет наибольшее распространение.

3. Одной статьей нормативного акта удается охватить несколько правовых норм. Такой вариант встречается сравнительно редко.

4. Одна норма права размещается в нескольких статьях;

5. Одна статья содержит общую диспозицию или гипотезу нескольких взаимосвязанных норм;

6. Одна статья содержит несколько гипотез и диспозиций;

7. Гипотеза и диспозиция размещаются в одной статье, а санкция - в другой.

Характеристика структурных элементов  юридической нормы

а) Гипотеза

Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на конкретные жизненные обстоятельства, условия (время, место, субъектный состав и т. п.), при наличии или отсут­ствии которых реализуется норма.

Гипотеза приводит в движение юридическую норму. В юридической науке выделяют следующие виды гипотез:

Дефинитивная гипотеза содержит научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (понятие преступления, должностного лица, сделки).

в зависимости от степени определенности различают:

1. Абсолютно определенные гипотезы содержат четкие и точные указания на круг лиц, условия и обстоятельства реализации норм права. В каждом конкретном случае для ее применения достаточно только кон­статировать наличие указанных в гипотезе условий.

2. Относительно определенные гипотезы ставят действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Эти гипотезы ориентируют правопримени­тельный орган на определение наличия или отсутствия этих условий в каждом конкретном случае.

3. Недостаточно определенные гипотезы описывают условия и обстоятельства реализации норм права лишь в общем виде и оставляют значительный простор для судебного и административного усмотрения в оценке конкретных условий и обстоятельств рассматриваемого дела.

в зависимости от количества условий реализации нор­мы выделяют:

а) Простая гипотеза - это гипотеза, в которой указано одно обстоятельство,  с   наличием   или   отсутствием   которого   связывается действие  юридической   нормы.  

б) Сложная гипотеза - это гипотеза, которая ставит действие нормы в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

в) Альтернативная гипотеза - реализация правовой нормы ставится в зависимость от наличия одного из нескольких конкретных обстоятельств.

б)  Диспозиция 

Диспозиция - это элемент нормы права, определяю­щий модель поведения субъектов с помощью установле­ния прав и обязанностей, возникающих при наличии ука­занных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция (от лат. dispositio — располо­жение) нормы выражает требование вза­имно согласованного расположения (установления) прав и обязанностей сторон.

Диспозиция - это модель правомерного поведения. Аналогично видам гипотез классифицируются и диспозиции правовых норм.

♦  в зависимости от степени определенности различают:

1. Абсолютно определенные диспозиции субъек­тов в случае вступления нормы в действие чрезвычайно точно фиксируют принадлежащие субъектам права и обязанности, устанавливают правило поведения.

2. Относительно определенные диспозиции устанавливают рамки возможного поведения, выход за пределы которых не допускается, но в указанных пределах субъектам предоставляется право выбора наиболее выгодного для них варианта поведения. Эти диспозиции позволяют субъектам правоотношений уточнять права и обязанности в каждом конкретном случае.

3. Частично  определенные  диспозиции   формулируют  правило   в общих   чертах   путем   употребления   оценочных   терминов   и   понятий, которые   нуждаются   в   раскрытии   применительно   к   обстоятельствам каждого отдельного юридического дела.

в зависимости от вариантов законного поведения участ­ников правоотношения, предоставленного нормой права:

а. Простые   диспозиции   только   называют   правило   поведения: дозволение  либо  запрет  -   и   не  дают  ему  сколько-нибудь  подробной характеристики, содержат один вариант поведения

б. Сложные - уста­навливают несколько вариантов поведения субъектов правоотношения.

в. Альтернативные - указывают несколько взаимоис­ключающих вариантов поведения.

♦ в зависимости от способа выражения в нормативно-пра­вовом акте

» Описательные диспозиции формулируют правило поведе­ния и акцентируют внимание на основных признаках закрепленного правила.

» Отсылочные диспозиции не содержат полного описания правила поведения, а для его выяснения отсылают к другой норме этого же нормативного акта.

» Бланкетные диспозиции отсылают к иным нормативным актам либо данной, либо иных отраслей права, где сформулировано правило поведения участников отношений.

по степени выражения варианта поведения:

» Императивная  диспозиция   выражена  в  категорических предписаниях и действует независимо от усмотрения субъектов права (повелительно-властная).

» Диспозитивная диспозиция предписывает вариант поведения, но при этом  предоставляет  субъектам  возможность  в  пределах  законных средств   урегулировать   отношения   по   своему   усмотрению   (широкая автономия).

с)   Санкция 

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

в зависимости от степени определенности:

1. Абсолютно определенные санкции указывают точно на неблагоприятные правовые последствия, наступающие в результате нарушения нормы права.

Недостаток абсолютно определенных санкций, в том, что они не позволяют выбрать вид правового воздействия, индивидуализировать меру наказания в зависимости от личности правонарушителя и особенностей обстоятельств конкретного дела. Поэтому  такие   санкции   явление довольно редкое во всех отраслях права.

2. Относительно   определенные   санкции   устанавливают   границы возможного  наказания,  в  пределах  которых  оно  избирается  в  каждом отдельном  случае: от  минимального до максимального или только до максимального.

♦ зависимости от характера послед­ствий

» Простые санкции - это санкции, где указывается только один вид наказания, к которому и следует прибегать.

» Сложные применяют одновременно несколь­ко мер воздействия одновременно

» Альтернативные санкции предусматривают несколько видов наказания, из которых в зависимости от обстоятельств дела надо выбрать только один.

» Кумулятивные санкции - это санкции, при которых правоприменитель обязан соединить предложенные неблагоприятные правовые последствия, и не имеет права упустить хотя бы одно из них.

в зависимости от способа охраны правопорядка

  • правовосстановителъные - направлены на принудительное исполнение обязанностей и восстановление нарушенных прав.
  • карательные - предусматривают ограничение каких-либо прав нарушителя требований нормы, возложение на него спе­циальных обязанностей или его официальное порицание.
  • штрафные - являются осо­бой разновидностью карательных санкций.

 

3. Виды норм права и их характеристика

Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение при­надлежности той или другой нормы к определенной разновиднос­ти.

Нормы права осуществляют различные по характеру, содержанию, задачам и целям регулятивные функции. Многогранность общественных отношений обусловли­вает многообразие правовых норм, наличие различных видов правовых норм. Выделение тех или иных видов норм права зависит от основания (критерия) их группировки, классификации.

Нормы делятся на разные виды и в зависимости от форм выражения их воздействия, от направленности их регулирующей силы.

Так, уже римский юрист Модестин отмечал: "Дей­ствие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать". Цицерон, соответственно, говорил о таких формах действия права, как веление и запрет, а юрист Квинтилиан — о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.

Согласно нормативистскому учению Г. Кельзена, норма права как долженствование приказывает (предписывает), по­зволяет (дозволяет) или уполномочивает (управомочивает).

При рассмотрении видов юридических норм следует иметь в виду, что затра­гивается одно явление - правовая норма, но с различных позиций, то есть по различным основаниям, которые позволяют делить нормы на виды. Следовательно, одна и та же правовая норма одновре­менно является охранительной - по функциям права, уголовной - по отраслям права, запрещающей - по характеру правила поведения, заключенного в этой норме, и т.д.

Итак, юридические нормы подразделяются на определенные виды по различ­ным основаниям. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной степени это деление, как и выделение других видов,  условно, поскольку каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение.

1. По функциональной роли

~ исходные нормы  - определяют основы  правового регулирования общественных отношений, его цели, зада­чи, пределы, направления. К ним относятся:

  • декларативные нормы - провозглашающие принципы,
  • дефинитивные - содержащие юридические понятия и др.;

~ общие нормы содержатся в общей части любой от­расли права и регулируют видовые общественные отно­шения;

~ специальные нормы присущи отраслям права и ре­гулируют родовые общественные отношения, обращены к специальным субъектам.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве. Они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Свое логическое развитие и конкретизацию эти нормы получают в иных нормах - правилах поведения, что не исключает их прямого действия (например, нормы конституционного права). Эти нормы называют еще нетипичными. Нетипичные нормы обеспечивают действие типичных норм.

В составе исходных (нетипичных) норм можно выделить: нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-начала это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Основном законе государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и, прежде всего, - в нормах-принципах.

Нормы-принципы - законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательстве, становится нормой-принципом.

Определительно-установочные нормы  это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка - в административном законодательстве, отдельных видов сделок в гражданском законодательстве и т.д. Эти нормы выполняют, главным образом, направляющую функцию в механизме правового регулирования; именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия.

Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия.

Общие нормы - это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, нормы гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты.

В отличие от них, специальные нормы - это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности, т.е. обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности особенную часть той или иной отрасли права.

2. По характеру содержащихся в юридических нормах правил поведения или по форме предписания

Различия здесь проводятся в зависимости от того, что устанавливают право­вые нормы: обязанность, право, или запрет. По этому основанию выделяются:

обязывающие нормы

управомочивающие  нормы

запрещающие нормы

устанавливают обязанность совершать определенные     положительные действия (например, платить за  проезд в  метро, исполнять      гражданско-правовые обязательства и т.д.)

предоставляют    участникам правовых отношений возможность    совершать положительные  действия в   целях   удовлетворения своих   законных   интересов (получать стипендию, подавать иск в суд, и т.п.

устанавливают запрет совершать недозволенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права   граждан, грабить, убивать и т.п.)

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило,  императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных.

Два первых вида (обязывающие, разрешающие-управомочивающие,) наиболее типичны для гражданского законодательства. Запрещающие нормы наиболее характерны для уголов­ного и административного законодательства. 

3. По предмету правового регулирования или по отраслям права

Для юридических норм характерна системность. Это значит, что они существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в составе право­вых институтов и отраслей права. В связи с этим выделяются нормы конституци­онного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других от­раслей права.

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов

Абсолютно определенные нормы с абсолютной точностью определяют условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответствен­ности за нарушение этих прав и обязанностей. При этом уточнение предписания данного вида нормы не допускается.

Относительно определенные нормы не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников правовых отношений и мерах юридической ответственности. Они предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, под­разделяются на ситуационные и альтернативные.

Ситуационные допус­кают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации.

Альтернативные нормы предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или санкций за их нарушение. Например, неосторож­ное убийство наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет или исправитель­ными работами на срок до 2-х лет.

5. По функциям права

Это деление юридических норм связано с существованием регулятивной и охранительной функции права.

Регулятивные

Охранительные

устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая порядок заключения брака).

определяют условия применения к субъекту  мер  государственно-принудительного  воздействия,  характер  и содержание этих    мер. Например, норма уголовного кодекса об ответственности за клевету.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений.

Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т. е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером.

Вообще-то, едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. Вместе с тем, в одних нормах - на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в третьих - акцент делается на запрете определенного поведения.

Поэто­му лучше, если регулятивные нормы называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предостав­ляющие участникам общественных отношений права и возлагаю­щие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регла­ментируют меры юридической ответственности и другие прину­дительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирова­ние поведения людей осуществляется как бы косвенно.

6. По специализации норм права

Между юридическими нормами существует своего рода разделение труда. Они специализируются на выполнении какой-то одной, "своей" юридической функции. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

Закрепительные

Дефинитивные

Нормы-принципы

нормы   в   общем    виде

выражают определенные элементы регулируемых общественных отношений. Например, нормы Общей части УК, устанавливающие

нормы содержат научно     сформулированные определения юридических    понятий (понятия преступления, сделки, права собственности).

устанавливают общие или отраслевые правовые принципы и задачи определенной системы юридических  норм   (принципы уголовного     права, задачи гражданского права).

В отличие от обыкновенных регулятивных и охранительных норм, специали­зированные нормы носят дополнительный характер, поскольку они не содержат в себе определенных правил поведения. Эти нормы при организации общественных отношений как бы подключаются к обыкновенным нормам, образуя с ними единый регулятор.

Де­финитивными нормами называются нормы, которые со­держат легальное (позитивно-правовое) определение тех или иных юридических понятий или явлений.

Оператив­ные - направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.

К коллизионным нормам относятся такие нормы, ко­торые содержат правило разрешения противоречий между различными позитивно-правовыми положениями.

7.  По времени действия

  • Постоянные – нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права; постоянные нормы указывают начальный   период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного. Они действуют  до тех пор, пока не будут отменены новыми нормами права, пришедшими им на смену.
  • Временные – нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств. Эти нормы действуют только в течение того времени, которое определено в данном нормативном акте. После этого они теряют свою юридическую силу.
  • Чрезвычайные нормы издаются  на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства.

8. По юридической силе нормативно-правовых актов

В зависимости от этого критерия юридические правила поведения подразде­ляются на нормы законов (основных, обыкновенных, кодифицированных и т.д.) и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства и т.д.)

9. По характеру правовой нормы

Одной из наиболее простых и наиболее распространенных классифика­ций норм права является их подразделение в зависимости от характера ре­гулируемых ими отношений на нормы материального и нормы процессу­ального права.

}  Материальные  нормы  призваны  регулировать  общественные отношения   во   всех сферах жизни. На их основе  складываются  все многообразные отношения субъектов, определяются их права и обязанности, устанавливаются конкретные  правоотношения.

Материальные нормы права:

~ регулируют экономические, политиче­ские, социальные, идеологические и иные материальные отношения;

~ опре­деляют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности.

~ регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями.

~ опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц.

~ определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

~ устанавливают не только статус, суборди­нацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их организации и деятельности.

}  Процессуальные нормы регулируют деятельность правоприменительных органов,  порядок ведения ими юридических дел и  касаются не всех субъектов, а только участников процесса и лиц, привлеченных к нему.

Процессуальные нормы права в отличие от материальных не регулиру­ют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных от­ношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нор­мами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отрас­лях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессу­альное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в ряде других отраслей права.

10. По степени определенности или способу изложения

♦ прямого изложения – в самой норма содержатся все необходимые сведения, полностью определяющие требования законодателя к регулируемому обществен-ному отношению;

♦ бланкетные (представляют собой такие правила поведения, дей­ствие которых основывается на содержании специфических правил). Примером может служить норма права, предусматривающая уголов­ную ответственность за нарушение должностным лицом правил по технике безопасности и т.п.;

♦ отсылочные (отсылают к другой статье данного уголовного за­кона, в которой дается описание соответствующего вида преступле­ния, или к другому нормативному акту).

 11. По субъектам правотворчества

1)  нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами - к ним относится  подав­ляющее большинство правовых норм);

2) нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

12. По кругу лиц и территории действия

» По кругу лиц (по субъектам) на которых распространяется действие норм права, нормы подразделяются на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. В данной классификации нормы имеют совершенно иное понятие. В частности, общие нормы имеют равное отношение ко всем субъектам права (например, конституционно-правовые нормы) независимо от пола, профессии, возраста, состояния здоровья и других обстоятельств.

Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц. Специальные нормы рассчитаны на определенный круг субъектов – несовершеннолетних, студентов, работников правоохранительных органов, военнослужащих, курсантов и т.д. К исключительным нормам относятся нормы, делающие исключения из общих правил, а также имеющие отношение только к отдельным субъектам права (например, нормы дипломатического иммунитета, иммунитета депутатов парламента, в условиях чрезвычайного положения).

» В зависимости от сферы или территории действия нормативных актов заключенные в них нормы могут распространять свое действие как на территорию всего государства (нормы федеральных законов), так и на определенную его часть (нормы актов субъ­ектов федерации,  местных органов власти).

13. По методам правового регулирования или по способу установления правил поведения

  • Императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регули­руемом поведении, характерны для публичного права;

Императивные нормы не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения. Они действуют независимо от усмотрения субъектов пра­ва. Императивные нормы могут устанавливать запреты, обязывания, или дозволе­ния.

  • Диспозитивные нормы предполагают свободу выбора поведения, характерны для гражданско-правовых от­ношений;

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим опреде­лять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Они устанавливают пра­вила на тот случай, если субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения.

Ø Рекомендательные нормы предлагают из ряда вариантов поведения наиболее желательный (предпочтительный) для государства вариант поведения.
Ø  Факультативные нормы - позволяют при определенных усло­виях отступать от главного варианта поведения, избирая второ­степенный (запасной).

14. По месту действия

» нормы международного права;

» общенационального (внут­ригосударственного) права;

» региональные или территориальные

» местные или локальные

15. По сфере общественных отношений

♦ публичного права;

♦ част­ного права.

16. По  способу реагирования со стороны государства

В особую группу можно выделить нормы поощрительные и карательные.

Поощрительные - нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Тако­вые находят даже в уголовном праве.

Карательные – нормы, предполагающие неблагоприятные последствия для нарушителей предписаний правовой нормы.

невозможно.

17. По месту и роли в правовой системе:

Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов.  Данные нормы:

•   закрепляют основы общественно-политического строя;

•   закрепляют права и свободы граждан;

•   закрепляют основы политической системы;

•   закрепляют основы правовой системы.

Регулятивные нормы выполняют функции правил пове­дения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возло­жения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

♦ управомочивающие - предоставляют субъектам право­отношения право на совершение положительных действий;

♦ обязывающие - вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям;

♦ запрещающие - устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в дейст­вие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм.

Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (гарантируют их исполнение).

Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера.

Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-опреде­лений и объясняют содержание тех или иных понятий.

Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

18. По иным основаниям

В современной юридической науке некоторые ученые выделяют еще один вид правовых норм — «каучуковые» нормы, т. е. нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл («добрая совесть», «добрые нравы», «разумный срок» и т. п.). Недавно такие нормы появились в российском гражданском праве. Содержание «каучуковых» норм определяется судом в каждом конк­ретном случае в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность в отношениях между субъектами и рас­ширяет правомочия суда. Однако, как показывает практика и история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм

4. Правовые презумпции и аксиомы

Правовые презумпции и аксиомы — не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики.  Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Как приемы правового регулирования, они оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных «нестандартных ситуаций».  Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы

Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств.  В основе презумпции - повторяемость жизненных ситуаций.  Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторится и на этот раз.  Следовательно, презумпции носят «предположительный, прогностический характер».  Презумпции выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. В этом их научная и практическая ценность.

Правовые презумпции определяются в литературе как закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов.

Назовем наиболее характерные презумпции.

Презумпция знания закона (правознакомства).  Априори[1] предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны.  Незнание закона не освобождает ни кого от ответственности за его нарушение.  Во всех правовых системах исходят из того, что гражданин не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность - это не будет принято во внимание, хотя заведомо ясно, что ни один человек не в состоянии познать все действующие в данном обществе правовые нормативные акты.  Однако иная посылка была бы здесь крайне опасной.

При этом само собой разумеется, что законы должны быть официально опубликованы, чтобы граждане имели объективную возможность с ними знакомиться и соотносить свое поведение с их требованиями.  Древняя мудрость гласит: «Закон не обязывает, если он не обнародован».  Институт промульгации (публичное объявление, доведение до всеобщего сведения) закреплен в части 3 статьи 15 Конституции РФ.

Презумпция невиновности, согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не винным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом.  Данное положение закреплено в международных пактах о правах человека, получило отражение в статье 49 российской Конституции.

Презумпции справедливости закона, истинности и обоснованности приговора, ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, предположения о том, что фактический владелец вещи является ее собственником, что принадлежность следует судьбе главной вещи, что позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам; кто не отрицает, признает; не все, что законно, нравственно и др.  Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.

От презумпций необходимо отличать версии и гипотезы, которые представляют собой предположения.  Версия - это одно из нескольких предположений, касающихся фактов и обстоятельств конкретного дела.  Сфера действия версии ограничена рамками расследуемого преступления.  Правда, в обычном общественно-политическом лексиконе слово «версия» нередко употребляется и в более широком смысле.

Гипотеза есть предположение, выдвигаемое в процессе исследования какого-либо явления и требующее теоретического обоснования и проверки практикой.  Если презумпция, аккумулируя в себе предшествующий опыт, постоянно находит жизненное подтверждение своей правильности (что, конечно, не исключает случаев несоответствия отдельным ситуациям), то гипотеза с самого начала базируется на строго научных положениях, которые не должны противоречить истинным знаниям в данной области.

Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств.  Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания.  Это «простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой».

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные.  В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправдывает правонарушения; один свидетель — не свидетель; если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан; показания взвешивают, а не считают; тот, кто щадит виновно наказывает невиновных; правосудие укрепляет государство.  Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Юридические фикции.  Фикция в переводе с латыни — выдумка, вымысел, нечто реально не существующее.  В юриспруденции - это особый прием, который заключается в том, что действительное подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы.  Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве.  Фикция противостоит истине, но принимается за истину.  Фикция никому не вредит, она полезна.

Фикции широко использовались еще римскими защитниками.

В качестве типичного примера фикции из нашего законодателе обычно приводится положение о признании лица безвестно отсутствующим, которое гласит: «Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.  При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания отсутствия считается первое число месяца, следующего за котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года» (ст. 42 ГК РФ).

Смысл фикций выражается словами: «как бы», «как если бы», «допустим».

Можно провести взаимосвязь между фикцией и презумпцией и привести пример: во французском праве предусматривается, что в случае одновременной гибели мужа и жены в результате авиационной или автомобильной катастрофы, муж считается умершим первым, его имущество переходит к ходит к жене, а от нее - к ее родственникам.  Основанная связь фикции на презумпции, по медицинской статистике женщины обладают большей живучестью.

Таким образом, презумпции, фикции, аксиомы как бы дополняют собой классические правовые нормы и служат важным подспорьем в регулировании сложных взаимоотношений между людьми.  Как мы видим, именно они помогают выходить из наиболее затруднительных ситуаций и коллизий.

 


[1] От лат. «предшествующий».  Знание предшествующее опыту и не зависимое от него.  Априорным называют взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом.  Пример, не нужно обжигаться об огонь, чтобы понят, что он горячий.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!