Тема 22 "СИСТЕМА ПРАВА"

«Система права»

1. Понятие системы права и ее значение

     Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответство­вать природе социально-экономического строя, быть воплощени­ем национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельнос­ти людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права». Термин «система» в переводе с греч. (systema) означает «целое», составленное из частей».

     С философской точки зрения система — это целостный ком­плекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой эле­мент системы более высокого порядка. Значит, выяснение воп­роса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней струк­туре (организации) права.

     Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества эле­ментов, находящихся между собой в определенной связи (со­подчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

     Поскольку содержанием права являются его нормы, то, сле­довательно, и систему права представляют определенным об­разом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Юридические нормы существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в совокупности, в составе особых комплексов. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь, придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование — ин­ституты права, а те, в свою очередь, — в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

       Единство системы права — специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирова­ния, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений.

    Будучи внутренне единым и целостным нормативным образо­ванием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части — отрасли и ин­ституты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций.

    В основе единства системы права лежат объек­тивные и субъективные факторы.

     Среди субъективных факторов следует выделить стрем­ление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась если не монолитностью и органиче­ским единством, то по крайней мере элементарной слаженностью и непро­тиворечивостью составляющих ее частей. Ибо от того, как создана и как внутренне организована система права, зависят ее социально-поли­тическая, юридическая и даже идеологическая значимость и эффек­тивность.

     К объективным факторам, способствующим формированию целост­ности и единства системы права, следует отнести те материальные, соци­альные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объектив­ную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.

     Наука отмечает следующие признаки системы права:

  » четкая иерархия структурных элементов, а именно: норма права, институт, подотрасль, отрасль и внутренняя упорядоченность;

  » целостность и единство элементов;

  » объективно обусловленный характер.

     Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных и взаимосвязанных норм, институтов, по­дотраслей и отраслей права.

Публичное и частное право как части системы права

     Система права состоит из двух больших групп отраслей: частного и публичного права.

     Деление на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum)  право уходит корнями к римскому праву. Объективный характер такого деления связан с естественным различием частных интересов и интересов общества, государства.

     Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое от­носится к положению римского государства; частное, — кото­рое относится к пользе отдельных лиц. В последующем признание научной и практической ценности подразделения права на пуб­личное и частное оставалось неизменным.

     Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались в отсутствии института частной собственности.

     Сущность частного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности, признании защиты част­ной собственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.

     В публич­но-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями.

     Частное право — это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Пуб­личное право — это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

     Публичное право - это совокупность отраслей права, нормы которых обеспечивают интересы публичного характера (конституционное, уголовное, административное, государственное, финансовое, валютное, экологическое, международное публичное право и др.). Международное публичное право (или, что одно и то же, международное право) входит в национальную систему права не всей совокупностью междуна­родно-правовых норм, а той их частью, которая выступает источником россий­ского права (п. 4 ст. 115 Конституции РФ). 

     Частное право объединяет отрасли, которые содержат нормы, регулирующие сферу личных интересов и потребностей (гражданское, семейное, трудовое, земельное, авторское, предпринимательское, международное частное право).

     Абсолютной публично-правовой или част­ноправовой отрасли не существует. Публично-правовые эле­менты присутствуют в отраслях частного права, равно как и на­оборот.

     Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы.

     Система права находится под значительным влиянием субъек­тивного фактора — нормотворческой деятельности государст­ва.

Подсистемы права

     Как и во всей системе права, ее подсистемы имеют частично отрасли права, а также правовые институты и нормы, принимаемые на данном уровне правового регулирования.

Уровни подсистемы права

Федеральный

 

Субъектов Федерации

Региональный

 

Муниципальный

 

2. Элементы системы права и их характеристика

Уровни системы права и их краткая характеристика.

     Выделяются пять уровней взаимосвязей в системе права: правовые нормы, институты, подотрасли, отрасли и вся система права. Эти взаимосвязи можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости осуществляется координация в границах одного уровня: взаимосвязь между нормами, институтами, подотраслями, отраслями. Вертикальная плоскость обеспечивает сочетание взаимосвязей указанных компонентов в последовательном самоподчинении: система, отрасль (подотрасль), институт, норма.

  ~ Норма права - формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государ­ством и направленное на урегулирование типичных общественных отношений.

  ~ Институт права - обособленная внутри отрасли группа правовых норм, регулирующая однородные об­щественные отношения (например, институт гражданства, институт избирательного права и др.).

  ~ Подотрасль права - совокупность правовых норм родственных институтов конкретной отрасли права (например, подо­трасль «обязательственное право» объединяет институты цены, поставки, подряда и др.).

  ~ Отрасль права - совокупность правовых норм, ин­ститутов и подотраслей права, регулирующая однород­ные общественные отношения.

     "Юридические нормы, как мы уже знаем, - "кирпичики", исходные элементы всего здания права данной страны. Из этих "кирпичиков" складываются правовые институты, т. е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в право­охранительной областях.  

     Такое деление объясняется боль­шим разнообразием общественных отношений, каждый вид которых регулируется строго определенной группой юридических норм, отражающих их специфические особенности и конкретную общественную направленность. Таким образом, системность самих обществен­ных отношений придает системные свойства праву.

Понятие отрасли права и ее виды

     Отрасль права — это главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.

     Для деления норм права на отрасли применяют сле­дующие критерии:

  • предмет правового регулирования;
  • метод правового регулирования.

     Основание подразделения системы права на отрасли - предмет и метод правового регулирования.

     Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Каждая отрасль права "контролирует" свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой. Поэтому предмет правового регулирования - это группа каче­ственно однородных общественных отношений, регулиру­емых правом.

     Метод правового ре­гулирования - дополнительный критерий деления отраслей. Метод правового регулирования это совокупность при­емов и способов правового воздействия (регулирования) отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом ее регулирования.

     В теории права различают два противоположных метода правового регулирования: ме­тод автономии и авторитарный метод.

     Авторитарный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными сло­вами, субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены ("запрещено все, кроме прямо дозволенного"), например, право избирать и быть избранным в представительные органы власти.

     Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом сто­роны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязатель­ства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия пря­мо не запрещенные законом ("дозволено все, кроме прямо запрещенного").

     Метод правового регулирования определенной отрасли права складывается из комбинации пяти способов воздействия на общественные отношения: обязываний, запретов, дозволений, поощрений и рекомендаций. Их сочетание и образует два основных (императивный и диспозитивный) и два дополнительных (поощрительный и рекомендательный) способа воздействия на поведение субъекта. К дозволениям тяготеет гражданское право, к запрещениям - уголовное, к обязываниям - административное право.

     Императивный (властно-побудительный) способ - метод властно-категоричных пред­писаний,   не  допускающих  отклонений   в   регулируемом поведении от предписаний нормы права, основанный на запретах, обязанностях, наказа­ниях. Он присущ конституционному (государственному), административному, уголовному праву и ряду других отраслей и характеризуется отношениями власти - подчинения между субъектами права. В основе лежит обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

     Диспозитивный (автономный) - метод,  предполагающий свободу выбора поведения, равноправие сторон, основанный на дозволениях. Дозволение - представление лицу права  на  совершение тех  или  иных  действий, незапрещенных законом. Этот метод характерен для отраслей частного права - гражданского, трудового и др. В наибольшей степени он присущ гражданскому праву и характеризуется автономным (неподчиненным) положением участников правоотношений и договором, как источником возникновения этих отношений. Диспозитивные нормы обычно содержат слова: "если иное не предусмотрено законом", "если иное не предусмотрено соглашением сторон".

     Поощрительный способ стимулирует желательное для личности и общества правомерное, социально-активное поведение путем различного рода поощрений. Этот способ характерен для трудового права и ряда других отраслей.

     Рекомендательный способ предлагает субъектам наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения (трудовое право).

     Методы могут применяться как самостоятельно, так и в совокупности, во взаимодействии.

     На основе предмета и метода правового регулирования в системе права выделяют конституционное, трудовое, уголовное право и другие отрасли.

Классификация отраслей права

 

     Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: консти­туционное право, затем три материальные отрасли - гражданское, административное, уго­ловное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе, сконцентрированы главные первичные с правовой стороны юридические средства ре­гулирования.

     Материальные отрасли (институты, нормы) посвящены правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) — процессуальным, процедурным вопросам.

     Материальное право - это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования (таким же образом осуществляется воздействие и с помощью процессуального права). Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д.

     Процессуальное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования.

     Специальные отрасли, где правовые режимы приспособлены   к   особым   сферам   жизни   общества: трудовое право, земельное   право,   финансовое  право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право.

Комплексные отрасли

     Для них характерно соединение разнородных институтов профилирующих  и специальных   отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, экологическое право, коммерческое право, предпринимательское право экономическое право, торговое право, право   прокурорского   надзора, морское право, воздушное право, военное право.

Понятие подотрасли права

     Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли права содержат в себе еще один компонент — подотрасль права.

     Подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь упорядоченной со­вокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципи­альные положения, присущие нескольким правовым институтам определенной отрасли. Та­ково, например, обязательственное право в составе гражданского права.

     Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муници­пальное и парламентское право. В гражданском праве в качест­ве подотраслей выступают авторское, обязательственное, на­следственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные от­расли права, в частности процессуальные, земельное, семей­ное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонен­том каждой отрасли права не является.

Институт права:сущность и виды

     Подотрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элемен­ты, которыми являются институты права.

     Правовой институтэто обособленный комплекс юридических норм, которые яв­ляются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг одно­родных общественных отношений.

     Отличие института от подотрасли в том, что он регулирует отдельные группы общественных отношений (например, только обязательственные отношения). Нередко одни и те же общественные от­ношения становятся предметом регулирования норм различных отраслей права. Тогда соот­ветствующие нормы образуют так называемый комплексный институт. Например, отноше­ния собственности регулируются нормами конституционного, гражданского, налогового, уголовного пра­ва.

     Институт права — это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Институт права включает такой набор норм (дефини­тивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который при­зван обеспечивать беспробельность регулируемых им отноше­ний.

     В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

     По своему содержанию институты права бывают простые и сложные.

      Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском пра­ве и др.

     Сложный, или комплексный, институт права представляет со­бой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отноше­ния. Типичным примером является институт собственности, кото­рый является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права.

     В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты.

     Кроме названных, принято выделять материальные и процессу­альные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

     Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права, суще­ствуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права - их называют смешанными институтами.

Норма права

     Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права.

     Нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят (издаются или санкционируются государственными органами) от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения. Нормами права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизне­деятельности всего общества и граждан отношения. Что же касается остальных общественных отношений, то они регулируются неправовыми нормами.

Соотношение системы права, правовая система и системы законодательства

     Систему права не следует смешивать с двумя близкими ей явлениями и понятиями - правовой системой и системой законодательства.

     Правовая система — это более широкое понятие, чем система права. Она представляет собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики.

     Правовая система определяет своеобразие права той или иной конкретной страны. В зависимости от того, какой из элементов правовой системы играет решающую роль, выде­ляют семьи правовых систем: романо-германскую, где главенствующую роль в качестве ис­точника права играет нормативно-правовой акт; англосаксонскую - здесь доминирующее значение имеет юридическая практика, прецедент; мусульманскую, где определяющее место занимает мусульманская религия.

     Право и выражающее его законодательство являются главным, цементирующим элементом правовой системы. Без права нет правовой системы, ибо оно вызывает к жизни каждый из ее элементов. Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и в свою очередь вызывает к жизни новые правовые явления - элементы правовой системы: правоотношения, юридическую практику, правовые институты и учреждения. Хорошо продуманное, эффективно действующее законодательство делает таковой и правовую систему в целом. Законодательство означает юридизацию общественных, в данном случае правовых отношений.

      Под "правовой идеологией" теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Такое понимание соответствует философскому восприятию идеологии как системы общественных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Формирование правовой идеологии - это процесс осмысливания обществом множества правовых явлений, выработка научно-теоретического багажа на пути понимания правовой действительности. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления - правовая психология.

     В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука,  правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).

     В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:

   = Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны. Национальные правовые системы могут быть объединены в правовую семью. В понятии "национальная правовая система", наряду с собственно правом, важную роль могут играть либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология.

   = Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем. Эта совокупность определяется общностью источников, структуры права и исторического пути его формирования.

     Основными правовыми семьями на нашей планете являются:

    A. семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон);
     B. семья нормативно-субъективных, англо-саксонских правовых систем - прецедентное право;
     C. семья религиозно-традиционных систем - мусульманское право, индусское право, обычное право стран Африки, дальневосточное право.

   = группы правовых систем.

     Юридическая практика важный элемент правовой системы. Он связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика - это всегда определенный результат правотворческой или правоприменительной деятельности. Каков этот результат, такова и степень надежности и эффективности правовой системы. Правовая система создается для нормального человеческого общежития, и юридическая практика как завершающий ее элемент наглядно показывает, что представляют собой юридические нормы в реальности и как они применяются.

     Юридическая практика в свою очередь влияет на другие элементы правовой системы. В соответствии с потребностями юридической практики  корректируется законодательство, улучшается правоприменительная деятельность. В то же время не всякая юридическая практика и не все ее правоположения являются прогрессивными, правильными и используются для совершенствования законодательства.

Понятие системы законодательства и ее основные структурные элементы

     Система права со своими отраслями, объединяющими нормы права, выступает как внутреннее содержание, а система законодательства - как внешняя форма, в которую облекаются нормы права.

     Система права - это внутренняя структура права, состоящая  из взаимосогласованных норм,  институтов, подотраслей и отраслей права.

Система законодательства  это внутренняя структура законодательства, состоящая  из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной области общественной жизни.

     Система права и система законодатель­ства соотносятся между собой как содержание и форма. Сис­тема законодательства есть выражение системы права, ее объ­ективированная форма. Система законодательства является внешним выраже­нием системы права. Она формируется путем издания и систематизации правовых актов.

     Выделяют следующие системы законодательства:

     Горизонтальная система законодательства обусловле­на предметом правового регулирования - конкретными общественными отношениями. Выделяются отрасли за­конодательства, соответствующие отраслям системы пра­ва (например, трудовое законодательство - трудовое пра­во, гражданское процессуальное законодательство гражданское процессуальное право).

     Вертикальная система законодательства отражает иерархию государственной власти и нормативно-право­вых актов по их юридической силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут законы, декреты пре­зидента, указы президента, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

     Комплексная система законодательства складывается в зависимости от объекта правового регулирования (на­пример, природоохранительное законодательство, эколо­гическое законодательство).

     Между системой права и системой законодательства, несмотря на их взаимосвязанный характер имеются различия:

     Во-первых, система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены:

   ~ система законода­тельства воплощена в законодательстве, иных нормативно-пра­вовых актах;

   ~ система права находит воплощение не только в по­зитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативно­го содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

    Во-вторых, первичным элементом системы права яв­ляется норма, а первичным элементом системы законо­дательства - статья нормативного акта.

    В-третьих, система права выступает в качестве содержания, а система законодательства - в качестве формы.

    В-четвертых, система права служит исходной базой для системы законодательства.

    В-пятых, система права имеет только горизонталь­ное (отраслевое) строение, а система законодательства еще и вертикальное.

    В-шестых, система законодательства не охватывает всего разнообразия нормативности, а право помимо законода­тельства оформляется в юридических обычаях, норматив­ных договорах, юридических прецедентах. Законодательство кроме формулировок норм включает и иные эле­менты - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. д.

      В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождествен­ные.

      В отличие от системы законодательства система права характе­ризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают. Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

   1. одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);

   2. комплексные отрасли законодательства — отрасли, состо­ящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского,  уголовного.  К комплексным отраслям следует  отнести хозяйственное право, аграрное или сельскохозяйствен­ное и некоторые другие;

   3. отрасли законодательства, «привязанные» к соответствую­щим сферам государст-венного управления и сферам государст­венной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

     Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классифика­тором отраслей российского законода-тельства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

Понятие и виды систематизации законодательства

     Систематизация законодательства - упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, цельную систему.

     Наиболее простым способом систематизации норма­тивно-правовых и иных правоустановительных актов явля­ется организация различных форм их учета по опреде­ленному кругу вопросов, представляющих интерес для соответствующих пользователей правовой информации.

     Более развитыми способами систематизации правоус­тановительных актов являются их инкорпорация, консоли­дация и кодификация.

     Инкорпорация - это способ систематизации, кото­рый состоит в собрании правоустановительных актов по определенному основанию (тематическому, хронологичес­кому и т.д.) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативно-правовое содержание соответствующих актов. В виде инкорпорации издаются (в официальном или не­официальном порядке) разного рода сборники или собра­ния действующих правоустановительных актов по опреде­ленному предмету и кругу вопросов правовой регуляции. 

      Осуществляется не правотворческими органами, а систематизатором, не имеющим полномочий изменять содержание норм права. Инкорпорация бывает систематической и хронологической. Виды инкорпорации: сборники нормативных актов, собрания нормативных актов, свод законов.

     Официальная инкорпорация издание компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений.

     Официозная инкорпорация - издание собраний актов компетентным органом (например, Министерством юстиции) по поручению правотворческого органа, но без его официально выраженного утверждения.

     Неофициальная инкорпорация - издание сборников, справочников законодательства по инициативе организаций, учреждений без специальных на то полномочий.

     Консолидация — это способ систематизации, состо­ящий в объединении нескольких сходных правоустановительных актов в один новый акт, который принимается компетентным правоустанавли­вающим органом государства. При этом все прежние кон­солидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Консо­лидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устарев­ших норм, установление ряда новых норм и в целом при­нятие нового правоустановительного акта.

     Кодификация - это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обнов­лении правовых норм определенной отрасли или подотрас­ли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

     Кодификационный акт - это новый акт по форме, по своему норматив­но-правовому содержанию и характеру.

     Кодификация  сможет быть различной.

     Всеобщая кодификация - вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала.

     Комплексная кодификация - состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.

     Отраслевая кодификация - вид кодификации, который охватывает нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права.

     Специальная кодификация - вид кодификации, когда группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов.

     Виды кодификационных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, регламенты, правила.

     Свод законов — это особый вид кодификационного акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей со­ответствующей национальной системы права. Известными историческими примерами сводов законов являются, в част­ности, Свод законов Юстиниана (VI в.), а также подготов­ленный под руководством М.М. Сперанского и изданный в 1832 г. в пятнадцати томах "Свод законов Российской импе­рии". В настоящее время готовится Свод законов РФ.

     В различных национальных системах права и "право­вых семьях" имеются свои специфические концепции си­стематизации источников действующего права, свои осо­бенности в понимании и использовании тех или иных спо­собов и видов систематизации правоустановительных актов.

      Учет нормативно-правовых актов - это деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

     Наиболее известны в России следующие продукты (способы распространения правовой информации) и разработавшие их организации:

Консультант-Плюс (АО "Консультант-Плюс");

ГАРАНТ (НЛП "Гарант-Сервис");

"Кодекс" (Центр Компьютерных разработок);

"Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

"Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ);

"Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");

"Юридический Мир" (издательство "Дело и право");

"Ваше   право"   и   "Юрисконсульт"   (фирма   "Информационные системы и технологии");

системы  "1C: Кодекс",  "1C: Гарант",  "1C:  Эталон"  (Компания "1C");

система    "Законодательство    России"    (Ассоциация    развития банковских технологий) и некоторые другие.

    Виды учета: журнальный учет, компьютерный учет, карточный учет.  

     В государственных органах, фирмах, на предприятиях действуют специальные справочно-информационные службы, подразделения.

     Справочно-информационная служба по законодательству - учет действующего законодательства, поиск и выдача необходимой правовой информации потребителю.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!