Тема 21 "ИСТОЧНИКИ ПРАВА"

«Источники права»

 

1. Понятие источников (форм) права

     В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь, например, Солнце — источник тепла и света.

     С экономической точки зрения, источником права являются определенные экономиче­ские отношения, которые порождают соответствующие им правовые системы.

     Нередко понятие "источник права" отождествляют с понятием "источник знаний о пра­ве", иными словами, то, откуда люди получают сведения о нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник Хаммурапи, "Русская Правда"), произведения юристов и т.д. Все это — источники познания права.

     Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это "внешнее выражение права" в одних случаях называют формой или формами права, в других - ис­точниками, а в-третьих — их именуют одновременно и формами, и источни­ками права.

     Об источниках права говорят, прежде всего, в смысле факто­ров, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствую­щего класса (всего народа) и материальные условия жизни общества.

     Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответственно: историчес­кие памятники права, данные археологии, действующие право­вые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др.

     Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руковод­ствуется в решении юридических дел. Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран пока­зывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права.

     Важными ис­точниками римского права были деловые обыкновения - правила, выраба­тывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источни­ком в течение длительного времени (XIII-XIX вв.) считалась правовая док­трина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран - священная книга ислама, сунна, или традиции, связан­ные с посланием Аллаха, иджма, или "единое соглашение мусульманского общества", и кияс, или суждение по аналогии. В континентальных госу­дарствах это в основном нормативные акты. Договор как источ­ник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается.

     Представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволю­цию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних выделяются, например, сочинения римских юристов, которые некогда бы­ли практически значимыми, а в настоящее время сохранили лишь свою теоретическую и историческую значимость.

     По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-пер­вых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и должна быть обусловлена существующим соци­ально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обес­печить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демокра­тических  форм,   какими  являются  законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и про­хождения нормативных актов в законодательном органе.

     В юридической науке источник права — это специальный правовой термин, который обо­значает способ, внешнюю форму воплощения и закрепления юридических норм. Он представляет собой единственное место нахождения юридических норм, некое вместилище, откуда люди черпают (используют, применяют) эти общеобязательные правила поведения.

     Чаще всего выделяется два понятия - «форма» и «источник» права. Одни прово­дят аналогию между этими двумя понятиями, другие их различают:

   a) формы права - способ выражения вне юридичес­ких правил поведения

   b)  источник права  -  материальные условия жизни, определяющие появление и действие права.

     В настоящее время форма права чаще всего рассматривается как источник права.

     Какой смысл вкладывается в понятие формы (источника) права?

    Во-первых, источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходи­мость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого ро­да источники называют материальными источниками права.

    Во-вторых, под источниками права понимают такие фундаментальные правовые акты, исторические памятники, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права. О таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Русской Правдой, ссылаются на Зако­ны XII таблиц, на кодекс Наполеона, и др.

    В-третьих, источники права традиционно рассматриваются в виде "способа выражения государственной воли", способа установления право­вых велений или "способа, которым правилу поведения придается государ­ственной властью общеобязательная сила". Это - юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом смысле, форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубеж­ными государствоведами и правоведами как тождественные понятия.

     В отечественных научных и учебных изданиях под формой (источником) права иногда понимают внешнюю форму права. Наряду с ней выделяют внутреннюю форму, которая рассматривается как система, внутреннее строение права, распределение правовых норм по от­раслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отно­шений и методу правового регулирования.

     В юридической литературе выражение "источник пра­ва" используется в двух различных значениях: в значении "материального источника права" (источника права в материальном смысле) и в значении "формального источни­ка права" (источника права в формальном смысле).

     "Материальный источник права" - причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, - те или иные матери­альные или духовные факторы, общественные отноше­ния, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д.

     "Формальный источник права" - форма внешнего выражения положений дей­ствующего права.

     Источником права являются официальные государственные документы (законы, указы), в которых закрепляются правовые нормы. Выраженные в таких ак­тах, юридические нормы приобретают формальную определенность и общеобязательный ха­рактер, обеспечиваются мерами государственного принуждения.

      Каждая система права имеет свои конкретно опреде­ленные источники права.

      Применительно к разным системам права известны следующие основные виды источников (форм) позитивного права: правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, юридическая доктрина (так называ­емое "право юристов"), религиозный памятник ("священ­ные книги" различных религий), нормативно-правовой до­говор, нормативно-правовой акт, естественное право.

 

2.  Основные виды источников права

     В теории права в качестве источников права различают:

   ♦ правовой обычай

   ♦ рецепция права

   ♦ правовая доктрина

   ♦ естественное право

   ♦ общие принципы права

   ♦ юридический прецедент

   ♦ нормативно-правовой акт

   ♦ договоры нормативного содержания

   ♦ референдум

   ♦ религиозный памятник и др.

Правовой обычай

     Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

     Правовой обычай (обычное право) — это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила ре­гулирования поведения людей (общественных отношений) которые официально признаны (санкционированы государ­ством) в качестве общеобязательных норм права.

     Государство признает только те обычаи, которые отвеча­ют интересам общества на определенном этапе его развития.

     Обычай был исторически первым источником права. Вобрав в себя религиозные, моральные и иные культурные ценности народа, он передавался из поколения в поколение.

     На ранних этапах развития человеческого общества особая роль в регулировании отношений между людьми принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называется правило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранее форма его исполнения. Само содержание ритуа­ла не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ри­туалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов сопле­менников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Особую группу ритуальных действий составляют обряды. Обряд - это правило поведения, заключающееся в выпол­нении некоторых символических действий. В отличие от совершения ритуала исполнение обряда имеет определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывает сильное влияние на психику человека.

     Обычаи нравственного характера называют нравами. В этих обычаях, как правило, выражается психология определенных социальных групп. В нравах чаще всего отражаются пережитки прошлого в области морали. Прогрессивное общество, используя культурные, правовые, организационные и иные меры, ведет борьбу с неприемлемыми, устаревшими нравами.

     Разновидностью обычаев также являются традиции (лат. traditio – передача, предание) - элементы социального и культурного на­следия человечества, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социаль­ных группах в течение длительного времени. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к истории своего народа и государства.

     Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Первые законы античных и феодальных обществ были по сути сводами законов обычного права, например, законы Драконта (Афины VII в. до н.э.), Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н.э.), так называемые "варварские правды" (Русская, Салическая, Баварская) и т.д.

     Государственное санкционирование обычая и превра­щение его в правовой обычай, т.е. в источник позитивно­го права, может осуществляться различными способами. Возможно, например, фактическое (устное, молчаливое) санкционирование тех или иных обычаев, когда различные государственные органы (суд, администрация, представи­тельный орган) в течение длительного времени в своей практической деятельности рассматривают и применяют соответствующие обычаи как нормы действующего права. Государственное санкционирование обычаев зачастую осу­ществляется в официальной письменно-документальной форме — путем признания в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев.

     Но возможно и иное соотношение между действую­щим правом и обычаем, когда в нормативно-правовых ак­тах прямо формулируются конкретные правовые положе­ния, которые непосредственно воспроизводят содержание тех или иных сложившихся обычаев. В этом случае мы имеем дело не с санкционированием обычая в качестве самостоятельного источника права (в виде обычного пра­ва), а с нормой нормативно-правового акта как источника права другого вида. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда в системе прецедентного права обычай кла­дется в основу судебного решения и тем самым приобре­тает официальное значение судебного прецедента как источника прецедентного права.

     В настоящее время обычай практически утратил свое значение. Правда, некоторые его нормы сохранились в гражданском (обычаи делового оборота) и международном (консульские уставы) праве.

Правовая доктрина 

     Сложность права, высокая степень обобщения и абстрактность его норм требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных аспектов права другим участникам правоотношений и юридических процедур.

      Юридическая (правовая) доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами поло­жения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть "правом юристов".

      Еще в Древнем Риме при императоре Октавиане Августе некоторым юристам была даже предоставлена особая привилегия - их консультации имели обязательную силу для судей по тем или иным делам.  Эти официальные консультации (ius respondendi — авторитетные ответы или разъяснения по вопросам права) писались как бы от имени императора.  Они были обязательны для судей и вообще чиновников, причем в некоторых случаях юристы могли даже не мотивировать свое решение, ограничившись словом «да» или «нет».  В 426 г. был издан специальный закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводились этими авторами).  При несовпадении мнений этих юристов предписывал придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

     В средние века формулы крупных римских юристов часто становились составной частью нормативно-правовых актов.  Наиболее ярким примером может служить византийский Corpus Iuris Civilis (VI в.), в который вошли многие положения, разработанные римскими юристами - Ульпианом, Гаем, Павлом и др., составившие целый раздел кодекса - Дигесты, наряду с институциями самого императора Юстиниана.  В качестве источника права использовались также комментарии глоссаторов - ученых, получивших свое название по характеру осуществлявшейся ими деятельности: они составляли краткие замечания и разъяснения (глоссы) к римским законам.

     Доктрина продолжает оказывать весьма существенное влияние как на законодателя, так и на правоприменителя. Широко используется доктрина и в правоприменительной деятельности, особенно в деятельности судов. Наиболее же широко правовая доктрина как источник права используется сегодня в мусульманских странах.

Юридический  прецедент

     Юридический (судебный) прецедент  это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.

     Юридический прецедент — это следование не общему правилу, установлен­ному нормой права, а норма, сформировавшаяся в результате судебной или административной практики разрешения аналогич­ных дел.

     Судебный (административный) прецедент - это решение органа государства, как правило, суда, по конкретному делу, которое принимается за эталон (образец) при разрешении других аналогичных дел.

     Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государ­ственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу право­вой нормы при последующем разрешении подобных дел. Это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Право принимать решения, имеющие значение прецеден­та, имеют лишь высшие судебные инстанции (в соответ­ствии с установленными правилами прецедента).

    Судебный прецедент является основным источником права в нацио­нальных системах права, относящихся к правовой семье общего (прецедентного) права. Прецедентная форма права практикуется в англосаксонской системе права (Великобритания, США). В странах романо-германской правовой системы роль судебной практики не выходит за рамки толкования закона, а правотворческая деятельность считается исключительным полномочием законодателя.

Нормативно-правовой акт

     Нормативно-правовой акт — это изданный в установленном порядке уполномоченным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нор­мы действующего права.

     Иными словами, нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Своим правоустановительным характером (установлением новых норм права) норматив­но-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обраще­ний и т.д.) неправового характера.

     Термин "правовой акт" в правоведении имеет три зна­чения:

   » правило правомерного действия - юридический факт;

   » результат правомерных действий как элемент правовой системы (юридическая норма, индивидуальное предписание (акт), акт автономного регулирования);

   » юридический документ.

     При рассмотрении нормативного акта имеются в виду первые два значения.

     Нормативный акт - главный источник права во всех правовых системах мира. Это классический и первосте­пенный источник права для всех стран, объединенных в сис­тему "писаного права" - романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России. Нормативные акты в системе "писаного права" состав­ляют иерархическую систему, где распределяются по сту­пеням в зависимости от юридической значимости.

     Нормативно-правовые акты обладают определенными отличительными признаками:

    1. Нормативно-правовой акт содержит в себе нормы, затрагивающие правовой статус всех или многих субъектов-адресатов,  и действует на конкретной территории (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т. д.),  в течение  определенного срока  (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом).

     От  нормативно-правовых  актов  следует  отличать официальные юридические документы,  не содержащие норм права и не вносящие непосредственно изменения в законодательство. Например, от индивидуального акта применения права, который рассчитан на однократное применение, относится к персонально определенным лицам и пре­кращает свое действие с реализацией конкретных прав и обязанностей (приговор суда по уголовному делу, вынесение выговора).

   2. Имеет письменную форму. Нормативно-правовой акт выступает в виде официального государственного доку­мента, который имеет обязательные атрибуты, название акта (закон, постановление), наименование органа, принявшего акт (президент, правительство), и т.д., позволяющие выделить его из множе­ства других нормативно-правовых актов.

   3. Имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права. Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структур­ным образованиям, разделам, главам, статьям.

   4. Имеет определенный предмет регулирования (соответствующие общественные отношения).

   5. Обладает юридической силой в зависи­мости от уровня принявшего его органа и места акта в систе­ме нормативно-правовых актов.

   6. Его выполнение обеспечивается государственным принуж­дением.

     Норма права - это логи­чески завершенное правило поведения, установленное государством и обеспечен­ное его принудительной силой. А статья нормативно-правового акта - это форма воплощения, способ из­ложения правовой нормы. В статье закона может содержаться вся норма целиком, часть нормы или даже часть ее элемента. Поэтому норма права может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.

     В юридической литературе можно встретить указание и на другие источники права, среди которых выделяются следующие.

    Рецепция права - заимствование (использование) содержания некоторых форм права из правовых систем других стран (римское право) или из прошлого своей страны (например, СССР).

    Общие принципы права - исходные общие начала правовой системы (принцип справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые юристы (особенно в судах) ссылаются при отсутствии норм, закрепленных в различных формах права.

    Договоры нормативного содержания - это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей (широкое применение находит в гражданском, международном, конституционном праве).

    Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной и общественной жизни. Референдумы бывают общегосударственные, республиканские, региональные, местные.

    Религиозный памятник в качестве источника пра­ва — это священные книги различных религий, положе­ния которых имеют общеобязательное значение в соответ­ствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права).

     При этом необходимо иметь в виду, что соответствую­щее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) — это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верую­щих), а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право - с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам.

    Естественное право как источник позитивного пра­ва — это официально признанные государством и закреп­ленные в его конституции и законах естественные, прирож­денные и неотчуждаемые права человека и права народа.

     Римские юристы считали естественное право (наряду с правом народов и цивильным правом) составной частью действующего права и олицетворением его спра­ведливости. Говоря о различных смыслах слова "право", юрист Павел писал: "Во-первых, "право" означает то, что всегда является справедливым и добрым, - како­во естественное право". Подобная трактовка правового смысла и значения естественного права была существен­ным компонентом римской юридической доктрины ("права юристов"), которая в свою очередь являлась одним из ос­новных источников римского позитивного права.

     Естественные (прирожденные и неотчуждаемые) пра­ва и свободы человека, официально признанные и закреп­ленные в конституции и иных правоустанавливающих государственных актах, занимают высшее место в иерархии источников действующего позитивного права данного государства и обладают высшей юридической силой. В слу­чае коллизий они обладают приоритетом по отношению ко всем остальным нормам всех других источников позитив­ного права, которые должны соответствовать (как мини­мум — не противоречить и не нарушать) официально признанным естественным правам и свободам человека. Также и нормы конституции государства не должны про­тиворечить признанным и закрепленным в ней естествен­ным (прирожденным и неотчуждаемым) правам и свободам человека.

 

3.  Виды нормативно-правовых актов

     Существует множество видов нормативно-правовых актов. Но в своей совокупности они как отдельный источ­ник права в рамках той или иной национальной правовой системы образуют определенную иерархическую структуру различной юридической силы, т.е. существует строгая сис­тема расположения и соподчиненния нормативно-правовых актов.

    Важное значение имеет классификация нормативно-правовых актов по юриди­ческой силе и субъектам государственного правотворчества.

    Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она опре­деляет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий ор­гана, издавшего акт, словом, устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо ука­зывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где выс­шей юридической силой обладают законы.

     Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:

   1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять за­коны.

   2. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией).

   3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем,  кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.

     По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

3.1. Понятие и виды закона

     Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, прини­маемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные от­ношения. Слово "закон" образовано из приставки "за" и корня "кон" (черта, граница, которую нельзя переступать). Закон - лишь одна из форм права. Еще в Древнем Риме различали право (jus) и закон (lex). Цицерон в диалогах "О законах" писал о "вредных" и "пагубных" постановлениях и отмечал, что "они заслуживают названия закона не больше, чем решения, принятые с общего согласия разбойниками", что законом является лишь справедливое решение.

     Концепции закона в разных странах неодинаковы. Так, в странах англосаксонского права понятие закона имеет широкий и узкий смысл. В первом случае под ним понимают любую писаную или не­писаную норму, подлежащую защите в судебном порядке, во вто­ром — собственно акт парламента. Термином «законодательство» здесь охватывают нормативные акты общегосударственных органов (правительства, министров), принятые на основе делегирования им парламентом полномочий по тому или иному вопросу («делегирован­ное законодательство»), а также подзаконные акты (by-law) некоторых местных органов.

     В странах романо-германского права различают понятия «закон в материальном смысле», т. е. всякую норму, исходящую от государ­ства, независимо от форм ее изложения, и «закон в формальном смысле», т.е. принятый в особом порядке акт высшего представитель­ного органа государственной власти.

Признаки закона

     Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый субъектом-носителем государственного суверенитета, толь­ко высшим представительным органом - парламентом, представляющим весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума. Это правовой акт, выражающий (хотя бы теоретически) и отражающий волю и инте­ресы всего общества или народа.

     Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех ос­тальных источников права, верховенством и является главенствующей " формой права.

     В-третьих, это юридический акт - введение в правовую систему юридических норм, письменный документ, всегда - источник права и его обязательный элемент.

     В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важ­ные общественные отношения.

     В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом за­конодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - положения­ми или регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

     В-шестых, это нормативный  акт, содержащий  изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам.

     В-седьмых, выражает и закрепляет объективированную в праве меру свободы людей (права) и устанавливает меру должного поведения (обязанности).

    В-восьмых, воплощает принцип формального равенства.

     Кроме названных существуют и другие признаки законов, отличающие их от других нормативно-правовых актов.

Легитимность закона

     Легитимность закона означает положительное отношение к нему членов общества, поддержку его гражданами и юридическими лицами. Легитимность имеет две стороны: формальную и содержательную. Формальная означает принятие закона или иного нормативного акта надлежащим органом в установленном порядке. Содержательная - зависимость легитимности от его содержания. Содержательную сторону легитимности можно именовать легальностью закона. Идеальным является совпадение формальной легитимности и легальности закона. Проблема легитимности возникает тогда, когда формальная легитимность и легальность закона не совпадают. В подобных случаях реализация закона становится проблематичной.

     Различие между формальной легитимностью и легальностью закона базируется на известной концепции различения права и закона. Легальным следует признать только правовой закон, т.е. закон, проводящий и закрепляющий правовую идею (справедливости, свободы, прав человека и др.). Такой подход делает необходимым механизм различения правового закона и неправового. В этом - коренная проблема всей концепции различения права и закона.

Различение права и закона

     Проблема различения права и закона приобретает в теории права в России актуальное значение в 1970-е годы, т.е. в годы, совпавшие с формированием идеи правового государства, неизбежным следствием которого был отказ от тоталитарных представлений о сущности права и, в частности, от приоритета государства над правом.

     Практическая необходимость в различении права и закона существует потому, что не все законы соответствуют идеалам справедливости, т.е. не всегда торжествует единство должного и сущего. Сущее - это закон, который есть, должное - то, каким он должен быть.

     Понятие правового государства означает связанность государства правом, прежде всего демократической конституцией и правовыми законами, изданными на основе этой конституции. Особую роль в этой связанности государства правом играет заложенная во всяком истинном праве нравственная идея справедливости и иные гуманные принципы, т.е. общечеловеческие ценности. Смысл правового государства состоит в обеспечении господства права, а не просто верховенства закона. В цивилизованном мире общепринято, что в праве должна сочетаться и взаимодействовать нравственность, социальность, нормативность.

    Одним из проявлений права (структура права - философия права, нормы права, социология права) в его различении с законом является и право, представленное в правосознании, правовых отношениях, правовых принципах, иных правовых явлениях. Поэтому право шире законодательства и никогда с ним по объему не совпадает. Законодательство выражает лишь некоторую часть естественного права. Оно может либо правильно отражать естественное право, либо искажать его. И тогда будет мала степень "права в праве", т.е. степень права (нравственность и социальность) в законодательстве.

Виды законов 

     Законы по своему значению, и, прежде всего, по юридической силе, делятся на основные (конституционные) и обыкновенные (текущие).

     Основные законы это конституции. Наивысшей юридической силой в системе норматив­но-правовых актов обладает Конституция. Она принимает­ся особым путем - посредством референдума (всенарод­ного голосования), Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным органом (парла­ментом) в специальном (усложненном) порядке.

Виды  конституции

     Конституция - это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства госу­дарства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности чело­века и гражданина.

     С точки зрения формы, принято делить конституции на писаные и неписаные. Под писаной конституцией понимается единый нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической си­лой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, кодифициру­ющий правовые нормы, регулирующие важнейшие общественные отношения. Неписаная конституция представляет собой сово­купность нескольких законов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан. Классический пример - английская конституция, состоящая из множества правовых актов - от Великой хартии вольностей 1215г. до Закона о министрах Короны 1 937 г.

     По порядку установления конституции подразделяются на октроированные, которые дарованы монархом, и неоктроиро­ванные, т. е. принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом. К первым можно от­нести японскую Конституцию 1 889 г., марокканскую Конституцию 1911 г. и др. Октроированными принято считать также конституции, которые были разработаны и дарованы метрополиями своим коло­ниям при освобождении. Примерами неоктроированных конститу­ций являются Конституция Франции 1946 г., Конституция Португа­лии 1976 г. и др.

     По времени действия конституции бывают временные и постоянные. Временные имеют ограниченный срок действия, по­стоянные - таким сроком не ограничены. Например, временная кон­ституция ЮАР 1994 г. была принята сроком на пять лет. Однако боль­шинство современных конституций все-таки являются постоянными.

     В зависимости от способа принятия или изменения консти­туции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменя­ются в обычном законодательном порядке; жесткие - в порядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодатель­ным процессом. Гибкой считается конституция Великобритании: входящие в ее состав законы изменяются как и другие законы, т. е. в обычном порядке. Примером жесткой конституции является Конституция США.

     По форме правления различают монархические и рес­публиканские конституции. Современными монархическими конституциями являются конституции Испании, Японии. К респуб­ликанским можно отнести основные законы ФРГ, Италии.

     В зависимости от формы государственного устройства кон­ституции классифицируются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Примерами унитарных конституций могут служить конституции Швеции и Китая, федеративных - конститу­ции Российской Федерации и Индии. Конфедераций, как извест­но, в настоящее время в мире не существует.

     С точки зрения политического режима, закрепляемого в конституциях, они подразделяются на демократические и ан­тидемократические. К демократическим могут быть отнесены конституции Австрии, Бельгии, Франции; к антидемократическим - конституция Индонезии.

     Действующие сегодня конституции можно раз­делить на конституции «старого» и «нового» поколения. К первой группе относятся конституций, принятые в основном в XVII - XIX вв., а также некоторые конституций первой половины XX в. Конституция Норвегии 1814 г., (Конституция Люксембурга 1868 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.). Вторую группу со­ставляют конституции, принятые после Второй мировой войны (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Индии 1950 г., Конституция Франции 1958 г. и др.).

     В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные (органичес­кие) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например, За­кон о Конституционном Суде РФ).

     Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Законы принимаются, как правило, парламентом (выс­шим представительным и законодательным органом страны). Некоторые законы принимаются путем референдума.

     В странах романо-германской правовой семьи закон выступает в качестве основного и главного нормативно-правового регулятора общественных отношений. Объектами законодательной регуляции здесь являются наиболее важ­ные и существенные общественные отношения, имеющие основополагающее значение для жизни общества и уста­навливаемого в нем правопорядка.

     Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифици­рованные. Все они возникают и осуществляются в строгом соответствии с предписаниями Основного Закона, конкретизируя его положения.

     Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Различного рода кодексы, уставы, положения, основы, представляют собой так называемые кодифицированные законы.

     Кодекс (лат. Codex - книга, пень) это единый нор­мативно-правовой акт систематизирующий законода­тельство какой-либо отрасли права (гражданской, уго­ловной, земельной, и т. д.). Кодекс является результатам сложной правотвор­ческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства.

     Структура Кодекса, как правило, складывается из двух элементов: общей и особенной части. В первой закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части ко­декса.

     Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные норма­тивные акты данной отрасли "подстраиваются" к отраслевому кодексу.

     По характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразде­ляются на материальные и процессуальные кодексы.

     Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о труде, финансово-кредитные законы и т.д.

     Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

     В федерациях особое место в системе источников права занимают так называемые федеральные законы.

3.2. Подзаконные акты

     Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Подзаконный характер нормативных актов по общему правилу означа­ет, что они должны приниматься на основе и во исполне­ние действующих законов и прежде всего - конституции страны. Подзаконный акт - это акт правотворчества, который основан на законе и не проти­воречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к опре­деленным общественным отношениям.

     По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделя­ются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

   1. Общие подзаконные акты.

     Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории опреде­ленного государства. К общим подзаконным актам относятся нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. В президентской (суперпрезидентской) республике нормативные указы прези­дента обладают высшей юридической силой в системе подзаконных актов страны.

     На основе и во исполнение указов президента принимаются постановления правитель­ства, которые более детально (в сравнении с указами) регламентируют различные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

   2. Местные подзаконные акты издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т. д. В отличие от общих подзаконных актов, действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например, решение Пра­вительства Москвы распространяется только на территорию Москвы.

   3. Ведомственные подзаконные акты  представляют  собой разновидность  правовых актов   общего   действия,   которые,   однако,   распространяются лишь   на   ограниченную (специальную сферу общественных отношений [банковские, транспортные, правоохрани­тельные] и т. д.).

   4. Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различного рода общественны­ми организациями для упорядочения своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций.

     Например, уставы политических партий создаются на основе закона, который устана­вливает лишь общие положения их организации, в то же время, каждая конкретная партия вольна отразить в уставе специфику своих целей, задач и т. д.

     Соотношение различных подзаконных нормативных актов также строится по принципу иерархии — с учетом различной юридической силы разных видов подзаконных актов. При этом юридическая сила и сфера действия под­законных нормативно-правовых актов определяется законодательно установленным местом и властно-функциональ­ным значением соответствующего государственного орга­на (или должностного лица) в общей системе исполнитель­ной ветви власти. Поэтому подзаконные нормативно-пра­вовые акты нижестоящих государственных органов долж­ны соответствовать нормативно-правовым актам вышесто­ящих органов государственной власти.

     Нормативно-правовой договор как источник права - это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Причем если меж­дународным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!