Тема 16 "СУЩНОСТЬ ПРАВА"

«Сущность права»

1. Закономерность возникновения права

     Теория государства и права изучает общие законо­мерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Она выделяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности.

     Закономерности возникновения, развития и функционирования права - это научно-познанные, объективно обусловленные, объективно необходимые устойчивые тенденции, выражающие сущность права в процессе его возникновения, развития и функциони­рования.

     Закономерности возникновения права:

   1. Постепенное формирование права путем выделения в  особую  группу  наиболее  значимых  для  общества  и личности обычаев,  которым авторитет абсо­лютной непререкаемости, обеспечиваемый общественным мнением (обычное право);

   2. Формирование права с приданием ему силы закона, на основе обычного права. Появление «писаного права»;

   3. Формирование  права  в  многообразных  формах - законы, декреты, декларации, как системы нормативных актов.

     Закономерности развития права:

   а. Юридическое право как система законодательства по  мере  своего   развития  образует  систему  отраслей права;

   б. Преемственность,   заимствование   правовых   идей, правовых норм. Рецепция - восприятие институтов одной правовой системы другой правовой системой;

   в. Повышение уровня общей, правовой, политической культуры;

   г. Гуманизация права;

   д. Демократизация права;

   е. Дифференциация и интеграция правовых систем.

     Закономерности функционирования права:

   ♦ Стимулирование социальной активности субъектов права;

   ♦ Суверенность правового регулирования. Право выше всех социальных регуляторов;

   ♦ Системное регулирование;

   ♦ Усиление регулятивных свойств права;

   ♦ Обеспечение баланса интересов всех социальных групп, личности и общества;

   ♦ Правовое регулирование поведения субъектов пра­ва осуществляется путем точного определения субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий. 

     Право является продуктом общественного развития. И пред­ставляет собой явление цивилиза­ции, оно призвано обеспечить и защитить статус личности, гарантированные простор и меру поведения.

     Право - это система общеобязательных, формаль­но определенных юридических норм, устанавливае­мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

     В теории права различают три основных способа пра­вового регулирования общественных отношений:

   1. Дозволение - предоставление лицу права на опре­деление  собственного  поведения,  совершение тех  или иных действий  (правомочия собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом);

   2. Запрещение  -  возложение   на  лицо  обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий (переход улицы на красный свет);

   3. Обязывание - это возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных дей­ствий   (например,   соблюдать   Конституцию, возместить вред, уплатить долг).

     Обязывания предполагают активные действия, связан­ные с функционированием государственной власти, с ее велением.

      Посредством дозволений, запретов и обязываний пра­во выполняет регулятивную и охранительную функции через нормы конкретных отраслей права, регулирующих различные стороны общественной жизни.

     Норма [от лат. norma] — это образец, правило поведения. Применительно к обществен­ным отношениям, нормы приобретают социальный характер. Они становятся образцами, правилами поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе.

     Если право понимается по разному гражданином, юри­стом-профессионалом, ученым и т.д., то должна быть полная определенность в том, к каким источникам следу­ет обращаться. Единые источники позволяют внести оп­ределенность в понимание права, что является исходным началом порядка в общественных отношениях.

     Понятие «право» может быть использовано в несколь­ких значениях.

     В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право.

     Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли­ваемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Это правила поведения, существующие независимо от индиви­дов, распространяющиеся на все подпадающие под них слу­чаи и на всех индивидов.

     Субъективное право - это мера юридически возмож­ного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Оно принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения.

     Эти два вида права неразрывно связаны друг с другом. Объективное право может быть реализовано только через субъективное право - поступки людей.

     Если объективное право - это юридические нормы, вы­раженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.

     Сущность права - это главное, основное содержа­ние, выраженное во внешнем его проявлении.

     Существует понятие публичного и частного права. Римс­кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы  индивида.

     Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что реше­ния принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимают­ся множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

     Существует несколько подходов к изучению сущности права:

  • классовый;
  • общесоциальный;
  • религиозный;
  • национальный;
  • расовый и др.

   ~ При классовом подходе право определяется как си­стема юридических норм, выражающих возведенную в за­кон  государственную  волю  экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

   ~ При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль­ного обеспечения прав и свобод человека, демократии.

   ~ При религиозном подходе интересы религии доми­нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

     В условиях современного цивилизованного демокра­тического общества сущность права состоит в регулиро­вании общественных отношений, в достижении на норма­тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется демократия, экономи­ческая свобода, свобода личности.

 

2.  Сущность и признаки права

Сущность права

     Нормы обрядов, традиций, обычаев и иных неправовых социальных норм до сих пор играют заметную роль в общественной жизни, вносят в нее определенную упоря­доченность. Однако в настоящее время их возможности ограничены.

     Еще на заре человеческой цивилизации, с появлением избыточного продукта, частной собственности, других факторов, характерных для цивилизации, возникла насущная потреб­ность в особом универсальном регуляторе, более сильном, чем имевшиеся социальные нор­мы. Таким нормативным регулятором стало право.

     Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного.

     Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «спра­ведливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать ав­торитет правовых норм и издавшего их государства в глазах обще­ства.

     Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

     И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произ­волом другого по общему для них правилу свободы.

     Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода чело­века выступает как его право, т. е. нормированная, урегу­лированная правовыми средствами свобода.

     С течением времени понятие содержания права и толко­вание его менялись:

   для Аристотеля право — это политическая справедли­вость,

   • для средевековых ученых-богословов — это божествен­ное установление,

   • для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

   • для Р.Иеринга — защищенный интерес,

   • для Л.Петражицкого  —  императивно-атрибутивные эмоции,

   • для юридического позитивизма — веление, приказ государства.

     Русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определе­ние права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».

      Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его вос­приятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

     Правопонимание относится к категории «вечных», по­скольку человек на каждом этапе своего развития откры­вает в праве новые качества и свойства.

     Правопонимание всегда субъективно, потому что каж­дый человек воспринимает право по-своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по-сво­ему, юрист-профессионал - по другому, ученый - иначе.

     Люди понимают право так, как им позволяет их разум в определенных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций.

     Сущ­ность права — это главная, внутренняя, относительно устой­чивая качественная основа права, которая отражает его истин­ную природу и назначение в обществе.

     Сущность права отражает основную, решающую его связь с социальной струк­турой и материальными производственными отношениями, соци­ально-культурными условиями, приоритетами и ценностями че­ловеческой личности.

     При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных тео­риях. В современной западной юриди­ческой литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов».

     Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями челове­ческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение ин­дивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуаль­ных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого об­щественного компромисса различных специфических интере­сов.

     Итак, сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признаки права

     Анализ многочисленных сложившихся в различное время пред­ставлений и суждений о праве позволяет выделить следующие характеристики права:

   » право - это прежде всего система норм — именно система, характеризующаяся иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью;

   » право исходит от государства - т.е. принимается, санкциони­руется или признается им;

   » охраняется государством - нарушение норм права должно повлечь государственное принуждение;

   » обязательность права, состоит в том, что нормы права распро­страняют свое действие на все субъекты, находящиеся в сфере данной нормы (общий характер), а также в том, что требования нормы обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к дан­ной норме (обязательный характер);

   » право выступает регулятором всех общественных отно­шений.

     Право характеризуется следующими признаками:

   1. Общеобязательность

     Право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Например, за­преты, установленные в нормах уголовного закона, обязательны для всех людей без исклю­чения вне зависимости от их социального положения, пола, расы и т. д. Именно через обще­обязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в обще­ственную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: например, членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.

   2. Формальная определенность

     Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыс­лями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную в правовых актах. Именно юридические нормы, в отличие от иных норм, способны точно, в деталях отразить требова­ния, предъявляемые к поведению людей. Право, обладая формальной определенностью, пре­пятствует распространению насилия и произвола, утверждает надежный и устойчивый поря­док в обществе. Только государство может устанавливать правовые нормы в официальных юридических актах (законах, указах), которые являются единственным источником юридических норм.

   3. Системность

     Ни одна правовая нормы не регулирует общественные отношения самостоятельно, все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они выте­кают друг из друга, образуя целостную систему, называемую сис­темой законодательства.

   4. Гарантированность и обеспеченность исполнения принудительной силой государства

     Этот признак свидетельствует о поддержке требований права государством. Если пред­писания не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их во­площения: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответст­венности (уголовной, административной и т.д.). Например, нарушение запретов уголовного закона влечет применение уголовной ответственности к преступнику, которая осуществляет­ся правоохранительными органами (судом, прокуратурой, органами дознания и т. д.).

   5. Многократность применения

     Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рас­считано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-разви­той стране.

   6. Справедливость содержания юридических норм

     Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать гос­подство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназна­чение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедли­вости" - гласит известное римское изречение.

   7. Нормативность

     Право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуа­цию, регулируемыми данными нормами. Потенциально действие правовой нормы может быть распространено на любого, кто находится на территории государства, хотя круг конкретных адре­сатов правовых норм может быть различен: например, норма Кон­ституции РФ, устанавливающая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатст­вам, касается всех, находящихся на территории России, а конститу­ционная норма, закрепляющая обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования имеет силу только в отношении родителей

     Различными авторами в теории государства и права даются несколько отличающиеся друг от друга определения права. Одни подчеркивают выраженную в праве волю экономичес­ки господствующего класса, другие считают главным критерием права защиту равенства и справедливости субъектов правоотношений, третьи на первый план выдвигают идею свободы равных субъектов, четвертые говорят о политических силах, стоящих у власти, которые через государство определяют общеобя­зательные правила поведения субъектов правоотношений. Можно было бы привести и другие определения такого сложного общественного явления, как право. Имен­но его сложность вызывает различные подходы и акценты у исследователей, когда они дают определение права.

     Суммируя, право — это система об­щеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены суще­ствующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

Значение права

     Право как регулятор общественных отношений высту­пает важнейшим фактором социально-экономического развития общества.

     Социальное назначение права выражается в следующем:

   • с помощью права обеспечивается устойчивый поря­док в общественных отношениях;

   • право обеспечивает возможность плодотворной ак­тивной правомерной деятельности человека, препятствуя незаконному  вмешательству,   при   помощи   механизмов юридической ответственности;

   • институты гражданского общества формируются на правовой основе (семья, школа, церковь, добровольные организации и союзы).

     Понятие ценности права призвано раскрыть его положи­тельную роль для общества, отдельной личности.

     В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, кото­рые способны удовлетворять определенные потребности соци­ального субъекта, необходимые, полезные для его существова­ния и развития. Понятие ценности права, следовательно, призва­но раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.

     Отсюда ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справед­ливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, об­щества в целом.

     Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспе­чивать их подконтрольность, делать отношения цивилизо­ванными.

     Ценность права  заключается  в том,  что оно,  воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отно­шений, способствует развитию тех отношений, в которых заин­тересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.

     Далее, оно способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы лично­сти в обществе, определяет границы, меру этой свободы. Наконец, ценность состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Оно пронизано гуманны­ми началами. Формула Протагора: «Человек есть мера всех вещей» может быть отнесена и к праву, ибо оно является средством социальной защищенности личности. И самое последнее: как общечеловеческая ценность оно выступает фактором прогресса, источником обновления общества.

     Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного раз­вития.

     Право в современных условиях приобретает планетарное значение, ибо является средством решения международных и межнациональных проблем и достижения социального мира и согласия,  средством снятия напряженности в обществе.

     Оно является также действен­ным рычагом решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

 

3.   Право в системе социальных норм

     Во всяком государственно-организованном обществе право действует не "в одиночку", а вместе с другими социальными регуляторами: обычаем, моралью, рели­гией, корпоративными нормами. Их соотношение с пра­вом на разных этапах истории, а также в условиях раз личных культур неодинаково. Кратко рассмотрим со­отношение права и других социальных норм, выявим черты их сходства с правом и различия с ним.

А. Право и обычай

     Обычай пронизывает всю историю человечества, в ходе которой изменялись понимание права и взгляды людей на мир. Поэтому соотношение права с обычаем в процессе истории было неодинаковым. Сказывались здесь и культурные особенности отдельных народов. Обычай в известном смысле "старше" права, посколь­ку существует уже в родовом обществе, где права еще не было.

     Отношение государства к родовым обычаям не всегда было одина­ковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, в Древней Руси государство не вмешивалось в проведение сельскохо­зяйственных работ, здесь продолжал действовать календарь — древ­нейший обычай, определявший дни начала пахоты, сева и т. п.), дру­гие, наоборот, стремилось изжить (в частности, обычай кровной мес­ти, что нашло отражение, например, в ст. 33 Краткой Правды). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересо­вано настолько, что принуждало население к их исполнению.

     Нормы этих обычаев становились таким образом обычно-правовы­ми и в совокупности составляли древнейший, первый по времени воз­никновения источник права — обычное право. Например, в Древней Руси нормы обычного права достаточно долго сохранялись в сфере имущественных отношений (особенно между купцами), в области публичного права (ими определялись порядок деятельности органов государства и их компетенция, порядок формирования войска, сбор налогов). Исключительно обычным правом регулировались в Древней Руси и семейно-брачные отношения.

     В раннеклассовом обществе обычай есть исто­рически первая и единственная форма права. Как и в родовую эпоху, он считается здесь "несотворимым" и поэтому сплошь и рядом не нуждается в защите госу­дарства, выступающего еще в неразвитых формах. В странах, где сохранились раннеклассовые отноше­ния (Тропическая Африка, Индия и т. д.), такой обы­чай широко распространен. Историческое развитие пра­ва означает постепенное сужение сферы действия обы­чая за счет норм позитивного права.

     В современных обществах под обычаем понимают правило поведения, сложившееся в результате много­кратного его повторения, передающееся из поколения в поколение и вошедшее в привычку. Иными словами, обычай — это сложившаяся практика.

     В развитых странах обычай играет вспомогатель­ную роль в правовом регулировании. В нашей стране в советское время он практически не признавался в каче­стве источника права. Современная российская право­вая доктрина исходит из дуализма обычая, разделяя его на "просто" обычай и правовой обычай. Последний трактуется как обычай, получивший санкцию (защиту) государства. Так, например, в Гражданском кодексе РФ обычай делового оборота признается источником пра­ва (ст. 7).

      Источники права в процессе перехода от родового строя к государ­ственному возникали в следующей последовательности: сначала пра­вовые обычаи, затем, по мере укрепления судебных учреждений — судебные прецеденты, и, наконец, спустя тысячи лет право законо­творчества было признано за правителями (а в Вавилонии, Древней Индии и ряде других стран также за храмами и жрецами), т. е. воз­никло позитивное право.

Б. Право и мораль

     Право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и госу­дарство, создает предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способст­вует сознанию условий для нормальной жизни и всестороннего раз­вития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

     Мораль — это социальный регулятор, с которым право взаимодействует, пожалуй, наиболее тесно. Она вклю­чает взгляды, представления людей о добре и зле, чести, совести, долге и основанные на них нормы поведения. Следует особо подчеркнуть, что мораль — это сначала взгляды и представления, идеалы, а уже потом — нормы (правила) поведения. Последние основаны на первых. Следует подчеркнуть историческую изменчивость мораль­ных взглядов и представлений и, соответственно, мо­ральных норм, а также возможность неодинаковой мо­ральной оценки тех или иных социальных явлений в различных слоях общества и отдельными людьми.

     Исходя из этого можно вывести соотношение между правом и моралью в обществе:

     Общие черты:

   ♦  представляют собой разновидности единой системы социальных норм;

   ♦ имеют нормативное содержание, являются регуляторами поведения людей в обществе;

   ♦ основаны на общности социально-экономических интересов и культуры общества,

   ♦ они "вырастают" из одного и того же историчес­кого "корня" - обычая родового общества. Современ­ные этнологи определяют его посредством термина "мононорма", призванного подчеркнуть ту его особенность, что он был единственным видом социальных норм в родовом обществе (Греческое monos означает "один", "единый", "единственный".).

   ♦ в ряде важных своих аспектов право и господству­ющая мораль обычно дополняют друг друга.  Право в известной своей части отражает нравственные взгляды общества. Поэтому важнейшие правовые принципы (например, принцип справедливости) являются одновремен­но и принципами морали. С другой стороны, некоторые нравственные запреты (например, не убей, не укради) получают закрепление в нормах права;

   ♦ право и мораль могут выступать в качестве инст­рументов политики определенных классов и социальных групп. Так, в Советском Союзе господствовала коллек­тивистская мораль, признававшая первичность обще­ственных интересов перед интересами личности.  Этот же принцип находил правовое закрепление и использовался в официальной политике государства, особенно при массовых нарушениях законности. В постсоветской России, напротив, закреплен конституционный принцип высшей ценности прав и свобод человека, а в об­ществе утверждается соответствующая индивидуалистическая мораль.

Различия: 

1.   По времени возникновения

Исторически мораль возникла раньше права

2.   По способу образования

Мораль формируется всем обществом на основе нравственных представлений людей о добре и зле, чести, совести и т. д. Они обретают важное, всеобъемлющее значение постепенно, по мере признания их большинством членов общества.

Правовые   нормы   устанавливаются или санкционируются государством в лице его специальных органов, уполномоченных на это.  

     Например, нормы христианской морали, прежде чем стать основой поведения многих поколений, прошли долгую многовековую историю проникнове­ния в культуру и умы людей.

     После вступления в законную силу правовых актов, содержащих в себе нормы права, они сразу же становятся общеобязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия. Например, нормы Гражданского кодекса РФ (часть I) вступили в действие с 1 января 1995 года, с этого же момента приобрели силу закона, т. е. стали обязательными для всех, к кому они относятся.

3.   По форме выражения

Моральные нормы не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение. Отражение норм христианской морали в Библии (в письменном источнике), является скорее исключением, чем правилом.

Правовые нормы содержатся в официальных государственных   актах (законах, указах и т.д.),  которые являются единственным местом "пребывания" юридических норм, неким вместилищем, откуда люди "черпают" их, реализуя в конкретных жизненных ситуациях.

4. По степени детализации

Требования норм морали носят достаточно расплывчатый характер, представляют собой обобщенные правила поведения (будь честным, добрым, справедливым, не убий).

Нормы права имеют строго определенное юридическое содержание, детализированны,  со­держат в себе четко определенные понятия и юридические категории (смертная казнь).

 

5. По способу охраны от нарушений

Выполнение норм морали обеспечивается внутренними нравственными убеждениями      че­ловека и (или) средствами общественного

мнения. Результатом морального осуждения является чувство стыда и раскаяние.

Обеспечение правовых норм нередко требует приме-нение мер юридической ответственности. Результа-том мер государственного принуждения яв­ляется ограничение в правах и страдание правонарушителя, вызванное применением к нему санкций закона.

Влияние морали на правотворчество и правоприменительную деятельность

     При создании правовых норм требования нравственности безусловно должны учиты­ваться правотворческими органами. Законодатель, осуществляя свою деятельность, обязан руководствоваться общепризнанными моральными принципами, ибо противоречие норм права справедливым моральным устоям ведет к падению авторитета права в обществе.

     Отечественному законодательству известны правовые нормы, содержащие в себе моральные категории. К примеру, ложь, как известно, аморальное явление, однако существуют формы лжи, за которые законом предусмотрена уголовная ответственность: клевета, дача ложных показаний, подделка документов, мошенничество и т. д.

     Важное место в процессе применения норм права при решении конкретных юридиче­ских дел занимают нравственные нормы и принципы. Справедливое, обоснованное и закон­ное судебное решение о клевете, оскорблении, хулиганстве, половых преступлений мно­гом зависит от учета моральных норм действующих в обществе. Правонарушение. С точки зрения морали, является аморальным поведением, которое нужно не только моралью осуж­дать, но и искоренять мерами государственного принуждения.

     Таким образом, право активно содействует утверждению общечеловеческих нравствен­ных представлений, убеждений и принципов, в то время мораль укрепляет нравственную основу и авторитет права, наполняет его глубоким нравственным содержанием.

В. Право и религия

     В начальные периоды своей истории право неотде­лимо от религии и выступает, как правило, в религиоз­ных формах (иудейское право, римское право на его ранних стадиях, мусульманское право и т. д.). В даль­нейшем право "сбрасывает" религиозную форму, одна­ко на Востоке этот процесс и ныне не завершен.

     Объединенные единой нормативной природой, все эти нормы характеризуются следующими общими чертами:

   » представляют собой определенный стандарт (образец, эта­лон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды;

   » определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведе­ния и одновременно являются средством контроля за этим пове­дением;

   » формируются   в    процессе   жизнедеятельности   людей и в этом смысле неотделимы от своего носителя;

   » преследуют достижение единых целей - обеспечение по­рядка и организованности в общественных отношениях.

     Соотношение права и религии нередко зависит от того, одновременно ли с государством формировалась та или иная религиозная система или после его возник­новения. Так, у тех народов, где формирование госу­дарства и религии шло одновременно, право стало со­ставной частью соответствующей религиозно-философской системы (иудейское право, индусское право, мусульманское право и     т. д.). Здесь религия генетически предшествовала праву.

     В тех же случаях, когда та или иная религия фор­мировалась в условиях уже сложившейся государствен­ности (например, христианство), новая религия заста­вала уже действующее право, которое, как правило, оставалось светским. Религиозное право, сложившееся на почве такой религии, регулировало отношения, свя­занные главным образом с деятельностью церкви (ка­ноническое право в Западной Европе).

     В странах Востока и ныне не преодолена слитность права с религией, что обусловливает специфику соот­ношения между ними. Так, само понятие права в рамках религиозной системы распространяется, помимо прочего, на отношения, которые не являются правом с точки зрения европейского его понимания. В исламе, например, оно охватывает вопросы, связанные с тем, как верующий должен одеваться, питаться, давать ми­лостыню и т. д.

     Фактор слитности права и религии приводит к из­вестному отождествлению в глазах верующих государ­ства и религиозной общины и порождает ряд проблем в области равенства граждан перед законом. Так, в со­временных странах Востока в условиях государствен­ного характера ислама немусульманин не может стать главой государства, ему весьма сложно стать депута­том парламента и т. д. Влияние религии проявляется также в неравенстве в ряде стран правового статуса мужчины и женщины и т. д.

     Сохранение действия традиционного, то есть добуржуазного (в том числе религиозного), права в ряде раз­вивающихся стран Азии и Африки обусловливает двой­ственность правового статуса их граждан (Латинское слово status означает "положение".).

     У части из них он регулируется нормами европейского типа, дру­гая же часть следует так называемому праву личного статуса. Оно основано на религиозной или этнической принадлежности лица, имеет личный, а не территори­альный характер и включает вопросы брака, семьи, наследования и т. д., регулируемые нормами традици­онного, то есть обычного, индусского или мусульман­ского права. Это создает трудности в обеспечении юри­дического равенства граждан, в достижении единых принципов правового регулирования.

     В Израиле при рассмотрении дел, касающихся вопросов личного ста­туса, может применяться иудейское право.

     В католических странах Европы и Америки наряду со светским правом возможно также применение кано­нического права, имеющего ограниченную сферу дей­ствия.

     Некоторые важнейшие правовые акты отражают здесь влияние религиозного правопонимания. Так, авторы Декларации независимости США 1776 г. рассмат­ривали права человека как создание творца. В этом же контексте упоминается Бог в преамбуле Конституции Швейцарской конфедерации 1999 г. и т. д.

     В России до 1917 г. источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

     Таким образом, между правом и религией существуют прин­ципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, ут­верждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, пред­писания «Торы» распространяются исключительно на лиц, ис­поведующих иудаизм, Корана — соответственно на исповедую­щих ислам и т.д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности этические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность пред­писываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший автори­тет, или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендент­ное миру начало».

     В наши дни характер взаи­модействия правовых и религиозных норм определяется харак­тером государства и зависит от того, является ли последнее светским или нет.

Г. Право и корпоративные нормы

     Под корпоративными нормами понимают правила поведения, выработанные в рамках корпораций (фирм, производственных объединений и т. д.), кооперативов, общественно-политических образований (политических партий, профсоюзов и т. д.). Как и право, эти нормы регулируют отношения в обществе. В этом их сходство с правом. В то же время они отличаются от правовых норм следующим.

     Корпоративные нормы создаются "снизу", то есть по воле членов соответствующих организаций, в то время как нормы права обычно создаются "сверху", то есть по воле государства.

     Корпоративные нормы действуют лишь в рамках соответствующих образований, тогда как действие норм права распространяется на всю территорию государства.

     Нарушение корпоративных норм влечет за собой применение санкций, предусмотренных в уставах соот­ветствующих организаций. В отличие от этого при пра­вонарушениях применяются санкции правовых норм, обеспечиваемые принудительной силой государства.

Д. Право и закон

     Нельзя смешивать право и закон. Законодательство (юридическое право) есть только внешняя необходимая форма правовой системы страны.

     Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением обще­ственной жизни и законом как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими за­конами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме выражает справедливость.

     Смысл разграничения права и закона в том, чтобы раз­граничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.

     Правовой закон характеризуется следующими признака­ми:

   1. Он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей.

   2. Воплощает в  себе  принцип формального  правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости.

   3. Учитывает и охраняет интересы тех,  кто  стеснен в своих возможностях или не может в силу определенных причин защитить свои права (больные, престарелые, безра­ботные).

   4. Это не  продукт  воли  и  субъективного   усмотрения законодателя,  а необходимая  составная часть  объективно складывающегося в данном обществе права.

   5. Правовой закон — антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

      Следовательно, содержание права можно видеть в масш­табе, в мере свободы.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!