Тема 12 "ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА"

«Государство в политической системе общества»

 

1. Соотношение общества и государства

Понятие и признаки гражданского общества

     Государство и общество не тождественны, их следует различать. При всей теснейшей взаимосвязи таких важней­ших и широко употребляемых понятий,  как «общество», «страна» и «государство», они имеют разное смысловое содержание. «Страна» — это понятие, отражающее преиму­щественно географическую характеристику части нашей планеты, определяемой границами государства. «Государ­ство» — понятие, отражающее главное в политической системе страны и потому выступающее в качестве важней­шей категории политологии и юридических наук. «Обще­ство» — понятие, непосредственно характеризующее соци­альную организацию страны и потому занимающее цент­ральное место в системе категорий социологии. Б.Чичерин писал, что «ни один человек, имеющий сколько-нибудь ясные понятия о самых элементарных началах публичного и частного права, не сомневается в том, что общество есть нечто отличное от государства».

    В античности государство и общество совпадали. Впер­вые поставил вопрос о различии государства и общества Н.Макиавелли. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество — содержание, государство — политическая форма общества.

    Гражданское общество — это сфера самопроявления сво­бодных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со сто­роны государственной власти. В пространстве гражданского об­щества индивиды реализуют свои частные интересы и осуще­ствляют индивидуальный выбор. Гражданское общество и го­сударство — различные стороны жизни общества, и их понятия противостоят друг другу.

    Формирование гражданского общества начинается в Новое время. На первом этапе (XVI—XVII вв.), когда складывались экономические и политические предпосылки его существова­ния, произошел переворот в общественной идеологии (появле­ние буржуазной этики). Второй этап (XVIII — конец XIX вв.) характеризуется формированием гражданского общества в наи­более развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы поли­тической жизни утверждаются принципы и ценности либера­лизма. На третьем этапе (XX в.) происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в основную социальную группу), в том числе становле­ние правового социального государства. 

    Идея гражданского общества появилась в Новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданско­го общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

    Наиболее часто встречаются определения общества как совокупности индивидов, обладающих сознанием и волей. Р. Ф. Моль определяет общество «как жизненную среду, создаваемую важными и длящимися интересами людей, объединяющими желания и действия всех участников одною общею целью и таким образом вырабатывающими одинако­вые нравы и воззрения, общие учреждения». Определе­ние самого Г.Еллинека следующее: «Общество, в самом ши­роком смысле, означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми. Оно есть, таким образом, собирательное понятие, объединяющее совокупность всех общественных отношений между людьми в одно логическое единство». К.Маркс оп­ределил общество как «продукт взаимодействия людей».

    Без общих интересов и столкновений в них общество немыслимо. На основе взаимных интересов осуществляется сотрудничество индивидов. Назовем признаки общества:

   ~ совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием,

   ~ общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер,

   ~ взаимодействие  и сотрудничество  на  основе  общих интересов,

   ~ регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения,

   ~ наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю без­опасность,

   ~ способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию общества.

     Гражданское общество это состояние общества, при котором человек - высшая ценность, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует развитию экономики и политической свободе, находится под кон­тролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, демократии и справедливости. При таком подходе можно назвать основные признаками гражданского общества следующие:

   » свобода;

   » открытость;

   » плюрализм;

   » правовой характер;

   » самоуправляемость и саморазвитие.

     Свобода обеспечивается в полной мере, когда:

   ~ индивид независим от государства;

   ~ индивид является собственником;

   ~ человеческая личность не находится под полным кон­тролем со стороны класса, сословия, семьи;

   ~ человек сам выбирает профессиональную сферу;

   ~ человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

   ~ права и свободы человека признаются, соблюдаются и за­щищаются государствам;

   ~ существуют гарантии прав и свобод, механизмы их защиты.

     Открытость общества подразумевает наличие:

  • информационной свободы;
  • свободы мысли и слова;
  • свободы образования и воспитания;
  • свободы перемещения внутри страны;
  • свободы въезда в страну и выезда за ее пределы.

     Плюрализм гражданского общества характеризуется:

   * наличием в обществе различных классов, слоев, соци­альных групп, имеющих собственные интересы;

   * наличием сил, выражающих данные интересы;

   * свободной конкуренцией различных политических сил в борьбе за отстаивание представленных интересов и за обладание государственной властью;

   * развитостью, структурированностью политической системы;

   * стабильностью политической системы;

   * достаточным совершенством государственного аппара­та, наличием разделения властей;

   * отсутствием обязательной государственной идеологии;

   * наличием в обществе различных точек зрения, свобо­дой их выражения, идеологическим многообразием.

     Правовым характером общество обладает там, где имеет место правовое государство, то есть государство, осно­ванное на праве, соблюдении конституции, законов и др.

     Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический культурно-нравственный потенциал для собст­венного воспроизводства и дальнейшего развития.

     Гражданское общество представляет собой сложную структуру, имеющую различные грани своего проявления и состоящую из элементов, из которых основными являются следующие системы:

   А) экономическая (совокупность экономических институ­тов и отношений,  составляющих материальную основу жизни общества - отношения собственности, производст­ва благ, распределения, обмена и потребления, а также частные, государственные, муниципальные предприятия, иные юридические лица, физические лица и другие эко­номические институты);

   Б) политическая (совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осу­ществляется государственная власть - государство; поли­тические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т. д.; политические отношения между эле­ментами данной системы; политическое сознание; поли­тические нормы, традиции; право);

   С) социальная (совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношений между ними: семья - базо­вая "ячейка" общества; межличностные отношения; соци­альные общности людей, связанные общими интересами, -  нации,  национальности,  классы,  страты,  социальные группы; отношения между крупными социальными груп­пами (классами, сословиями, национальностями и т.д.);

   Д) информационная (совокупность непосредственно  ин­формации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих ин­формационную деятельность);

   Е) духовно-культурная (совокупность нематериальных благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: образование; образова­тельные институты; наука; культура; искусство; религия; соответствующие отношения и институты).

     Приведенные системы составляют основу гражданского об­щества, в структуру которого входят также нормы, обы­чаи и др.

Соотношение гражданского общества и государства

     Общество, понимаемое как продукт жизнедеятельности людей, носит название гражданского общества. Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение част­ных лиц, каждый из которых преследует свой собственный интерес. Но интересы взаимосвязаны, людям приходится взаимодействовать, что и составляет суть гражданского об­щества. Таким образом, гражданское общество — это сис­тема общественных отношений, в которых находятся между собой люди. Как считал К.Маркс, гражданское общество — это развивающаяся непосредственно из производства и общения общественная организация, которая во все времена образует базис государства и всякой иной идеологической надстройки. Гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству.

     Основные принципы гражданского общества: свобода личности, частная собственность, семья, религия, обще­ственные объединения и т.д. Характерной его чертой явля­ется саморегулированность.

     Необходимо учитывать при этом наличие противоречий между общим и частным интересами.

     Государство появляется позже общества, оно отражает общество и в ходе своего функционирования они находятся в непрерывном взаимодействии.

     Гражданское общество — это такое общество, где главным действующим лицом, субъектом развития является человек со всей его системой потребностей и интересов, соответ­ствующей структурой ценностей. Поэтому важнейшей основой гражданского общества является самосто­ятельный и полноправный гражданин. Однако для функциони­рования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок. Их многообразие можно представить в виде схемы.

 

сХЕМА 11-1

     Исходя из этого, гражданское общество представляет собой систему экономичес­ких, социальных, национальных, личностных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем более развито граждан­ское общество и тем сложнее отношения между ним и государством. Главные ценности гражданского общества — жизнь,  свобода, равенство перед законом,  право на собственность и свободное выражение воли граждан. Государ­ство призвано защищать и обслуживать эти ценности, и чем лучше оно это делает, тем более гармоничными являются отношения между гражданским обществом и государством. И наоборот, невнимание или игнорирование государством этих ценностей ведет к коллизиям между обществом и го­сударством.

 

2. Государство и политическая система общества

Понятие и структура политической системы общества

    Катего­рия «политическая система» отражает целенаправленность политического процесса. Целью функционирования полити­ческой системы является обеспечение власти в обществе.

    Современная философская наука не выработала единого определения понятия «система». Наиболее распространенным является определение, данное одним из основоположников общей теории систем Л. Берталанфи: система — это комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент систе­мы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Также наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Струк­тура — это совокупность устойчивых отношений и связей меж­ду элементами. В структуру обычно включаются общая орга­низация элементов, связи между ними и т. п.

    Для анализа сложноорганизованных систем, подобных тем, которую, например, представляет собой человеческое общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистема­ми именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

    Одно из определений власти характеризует ее как социальное явление, как реальную способность определенного субъекта (отдельного человека, социальной общности, политического института) осуществлять свою волю в социальной жизни, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью определенных средств — авторитета, права, насилия. Руководство обществом со стороны опреде­ленной социальной группы (или коалиции групп), оказывающее ре­шающее влияние на властные структуры государства, — это и есть политическая власть. Исходя из понимания политики как способа перераспреде­ления социальных статусов в обществе, политическую власть связывают с борьбой социальных групп за распределение соци­альных ценностей в социально дифференцированном (классовом) обществе. По своему объему политическая власть значительно шире власти государствен­ной: государственная власть лишь одна из организационных форм политической власти.

    Слово «политика» произошло от греческого politike, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управ­ления государством».

    Политика существовала не всегда. В числе причин ее воз­никновения можно назвать поляризацию общества, ведущую к появлению социальных противоречий и конфликтов, нужда­ющихся в разрешении, а также возросший уровень сложнос­ти и значимости управления обществом, потребовавший фор­мирования особых, отделенных от народа органов власти. По­явление политической и государственной власти — важнейшая предпосылка политики.

    Наука предлагает различные определения политики.

    Политика — это отношения между государствами, класса­ми, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на меж­дународной арене.

    Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, наци­ями, государствами), направленная на интеграцию их уси­лий с целью упрочения политической власти или ее завое­вания.

    Политика — сфера деятельности групп, партий, индиви­дов, государства, связанная с реализацией общезначимых ин­тересов с помощью политической власти.

    Политическая жизнь включает в себя не только государ­ство, но и другие негосударственные институты и органи­зации, которые также осуществляют некоторые политичес­кие функции. Это партии, общественные и др. организации, участвующие во властных структурах. Все они вступают в определенные волевые отношения по поводу осуществления политической власти. Их совокупность, органическая связь и взаимодействие в рамках государства означают политичес­кую систему общества.

    Политическая система включает в себя четыре компонента:

   1)  политическая организация общества: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.;

   2) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политичес­кой власти; политические отношения;

   3) политическую идеологию: политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

   4) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

     Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой связаны.

     Существуют различные политические системы. Основанием классификации политических систем, как правило, выступает политический режим, т. е. характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. Назовем их без раскрытия содержания:

   = распределительного типа, рыночные, конвергентные,

   = либерально-демократические,  тоталитарные,   автори­тарные,

   = открытые и закрытые и др.

     Гражданское общество функционирует на нескольких уров­нях: производственном, социально-культурном и политико-правовом. На первом уровне граждане создают ассоциации или орга­низации (частные, акционерные предприятия, профессиональ­ные объединения) для удовлетворения своих основных потребностей в пище, одежде, жилье; на втором — для удов­летворения потребностей в духовном совершенствовании, в зна­ниях, информации, общении и вере создают такие обществен­ные институты, как семья, церковь, СМИ, творческие союзы; третий уровень составляют политико-правовые отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

     Из этого можно сделать заключение, что политическая система в обществе выполняет разнообразные определенные функции, к которым можно отнести:

   - определение целей, задач, путей развития общества;

   - организация деятельности общества по достижению постав­ленных целей;

   - распределение материальных и духовных ресурсов;

   - согласование разнообразных интересов субъектов полити­ческого процесса;

   - разработка и внедрение в общество различных норм пове­дения;

   - обеспечение стабильности и безопасности общества;

   - политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

   - контроль за выполнением политических и иных норм по­дведения, пресечение попыток их нарушения.

     Под политической системой общества понимают совокуп­ность различных политических институтов, социально-поли­тических общностей, форм взаимодействий и взаимоотноше­ний между ними, в которых реализуется политическая власть.

     В политической системе главную роль играет государство, обеспечивающее политическую организованность общества. Многие ученые в обоснование главенствующего места государства в политической системе общества приводят ряд аргументов:

   » Государство решает общие проблемы страны.

   » Оно является единственной полновластной организа­цией в масштабе всей страны.

   » Оно определяет основные направления развития обще­ства в интересах всех и каждого человека.

   » Является официальным представителем общих интере­сов и целей как внутри страны, так и за рубежом.

     Политическая система отражает уровень политическо­го творчества в обществе, характер политического учас­тия населения в жизни общества, процессы правового закрепления власти, распределение политических ролей и др. Она оказывает огромное влияние на культуру, эко­номику, идеологию, являясь необходимым элементом всей общественной действительности.

Элементы политической системы

     Политическая система общества — это категория, кото­рая отражает политическую деятельность и подчеркивает системный характер политической жизни общества.

     Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых иногда подсис­темами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую.

     К институциональной подсистеме относятся политические институты (организации), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

     Все политические институты можно условно разделить на три группы.

     К первой группе, соб­ственно политическим относятся организации, непосредствен­ной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

     Ко второй группе — не собственно политических — относятся организа­ции, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т.п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Однако их цели не могут быть Достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни обще­ства, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их Учета и реализации в политике.

     К третьей группе относятся организации, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества), приобретая политический оттенок как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

     Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодей­ствия, складывающихся между классами, социальными груп­пами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуще­ствлении власти, выработки и осуществления политики.

     Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и полити­ческие институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относят­ся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражаю­щими в своей деятельности интересы определенных соци­альных слоев или всего общества.

     Нормативная подсистема. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяю­щие и регулирующие политическую жизнь общества, состав­ляют нормативную подсистему политической системы обще­ства. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и иных общественных организаций рег­ламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с политическими нормами, зафиксированными в тек­стах правовых актов, большое значение имеют неписаные обы­чаи и традиции.

     Еще одну группу социальных норм составляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ори­ентиров, как честь, совесть, благородство.

     Культурно-идеологическая подсистема политической си­стемы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое созна­ние субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпи­рическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политичес­кой жизни общества они равноправны. В идеологической под­системе особое место занимает политическая культура, пони­маемая как комплекс типичных для данного общества укоре­нившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений.

     Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором со­единены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

     Политическая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие ко­торых порождает новое качество, не присущее ее частям.

     Основными элементами политической системы явля­ются политические институты:

   1. государство;
   2. политические партии;
   3. общественные организации и объединения;
   4. институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.).

 

3. Место и роль государства в политической системе общества

Государство как элемент политической системы общества

     Государство - это организация политической вла­сти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, ре­лигиозных, национальных и т.п.) в пределах определен­ной территории.

     Эти два понятия можно рассматривать как целое и часть. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие полити­ческих интересов. Оно занимает ведущее место в поли­тической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:

   • является единственным легитимным представителем своего народа, имеет самую широкую социальную основу, выражая инте­ресы основной части населения;

   • является единственным носителем суверенитета;

   • обладает  публичной властью и  является единственной политической организацией, обла­дающей специальным аппаратом управления и принужде­ния, распространяющим свою власть на всех членов обще­ства;

   • располагает широким набором средств воздействия на сво­их граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

   • обладает монополией на правотворче­ство, устанавливает правовые основы функциониро-вания всей по­литической системы и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, оп­ределяющие порядок создания и деятельности других по­литических организаций;

   • располагает огромными материальными ресурсами, позво­ляющими обеспечить реализа-цию своей политики, являясь основным собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.;

   • выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках  политической системы, являясь «стержнем» политической  жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

     Государство выступает в качестве гаранта стабильно­сти в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.

     Современное демократическое государство обеспечи­вает общественные интересы, концентрирующие интере­сы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса.

Соотношение государства с другими элементами политической системы

     Понимание природы государства неизбежно предполагает и осознание связей его с другими сферами общественной жизни и элементами политической системы общества. Ис­пытывая влияние экономики, морали, права, политических партий и организаций, религии, культуры и др. явлений, государство само оказывает на них существенное воздей­ствие. В стабильных демократических обществах функцио­нальная связь государства с другими общественными сфе­рами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепля­ющий тенденцию к понижению роли и методов политичес­кого регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов само­организации экономической и общественной жизни.

     Прежде всего, необходимо отметить значительную детер­минирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства. Идею об обусловленности государ­ственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А.Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К.Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политичес­кий и духовный процессы жизни.

     Исходя из социально-экономических условий и других факторов, многие ученые выделяют пять типов государств:

   » традиционные примитивные,

   » традиционные цивилизованные,

   » государства переходных обществ,

   » государства периода промышленных революций,

   » государства общества высокого массового потребления.

     В свою очередь государство оказывает большое влияние на экономику. Характер этого влияния может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. В современной России без помощи государства в принципе невозможно утверждение рыночных отношений, проведение реформ, развитие предпринимательства, создание конкурентной сре­ды, ликвидация монополизма в сфере экономических отно­шений. Сейчас настоятельно выдвигается задача увеличения роли государства как центра экономического регулирова­ния, важнейшего инструмента решения социальных, куль­турных, природоохранных и иных проблем.

     Государство нуж­дается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависи­мость государства от права проявляется: 1 - во внутренней ор­ганизации государства и 2 - в его деятельности.

   1. Исторический опыт доказывает, что для своего существова­ния государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепля­ются форма государства, устройство государственного аппара­та, компетенция государственных органов и должностных лиц.

    Принципиальная важность права во внутренней органи­зации государства проявляется в том, что оно создает юриди­ческие гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Отношения между государствен­ными структурами получают правовое урегулирование, превра­щаются в правовые отношения.

     С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими ор­ганами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, феде­ральных органов и органов членов федерации является необ­ходимым условием существования федерации как единого, це­лостного государства.

     Право выступает существенным свойством государственной ор­ганизации общества. Упорядочивая внутриорганизационные свя­зи государства, право позволяет обеспечить рациональное ус­тройство структуры государства. Нормативно-юридические ак­ты правоустановительного характера формируют государство как систему государственных органов, осуществляющих функцию управления строго в правовом поле. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной ра­боты всех звеньев государственной машины.

   2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тота­литарным государствам, и цивилизованное управление социаль­ными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демокра­тическим режимом.

     Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство госу­дарственной деятельности. Такое качество присуще праву, по­скольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находя­щимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

     Сложным является вопрос о соотношении го­сударства (политики) и морали.

     Государственная власть сталкивается с трудной пробле­мой совмещения целесообразности тех или иных решений, полезности их для общества, с необходимостью иногда применять силу при наличии нравственных норм, не согла­сующихся с этими действиями. Выдержать необходимый баланс между политическими и нравственными критериями весьма непросто. Государство  взаимодействует и  с другими элементами политической системы:

   ~ с политическими партиями,

   ~ с национальными движениями и организациями,

   ~ с церковью,

   ~ с органами местного самоуправления,

   ~ с профсоюзами, молодежными организациями и др.

     Политические партии, общественные организации и объединения - это институты общественного влияния, воздействия и воспитания. Они содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

     Политичес­кая партия — добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

     Партии в политической системе в свою очередь образуют партий­ную систему — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть.

     Возрастание роли политических партий — характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующи­ми факторами:

   — возрастанием политической активности граждан;

   — процессом демократизации властных структур государства;

   — политическим и идеологическим плюрализмом, что обуслов­лено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

     Нормальное функционирование партийной системы и устране­ние почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием дея­тельности партий. Оно сводится к следующему:

   1. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней.

   2.  Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном зако­ном порядке.

   3.  Деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина.

   4.  Решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства.

   5.  Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества.

   6.  Создание организационных структур партий в государствен­ных органах, воинских частях не допускается.

   7.  Недопустимость деятельности партий, призывающих к свер­жению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

     Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается демократизм общества, единство принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосу­дарственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

     Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных об­щественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их отно­сительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

     Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нор­мальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствова­нию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституцион­ного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, со­браний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и за­конные интересы общественных организаций находятся под охра­ной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказы­вают содействие в реализации некоторых их решений.

     Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими  союзами строятся  при  отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких обще­ственных   организаций,   как   потребительская   кооперация,   ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не озна­чает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение.    Все   задачи   должны    решаться    путем   сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

     Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов  свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!