ВОПРОСЫ с 51 по 60

Клеванова

51.  Мотивы и потребности человека (пирамида потребностей Маслоу), причины пассивности персонала

Потребности – субъективные явления, побуждающие к Деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

- биологические (витальные);

- информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов Деятельности человека.

Мотив – это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которым субъект должен действовать».

Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек в одно и то же время имеет потребности всех пяти типов, но сила каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается иерархия потребностей. Маслоу утверждал, что основные пять типов потребностей почти всегда идут в порядке, показанном на рис:

 

Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях и т.д.

Потребность в безопасности. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы и т.д.

Социальные потребности. потребность в дружбе, любви и принадлежности. Как «социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят удовлетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путём вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, сотрудничества с другими рабочими и т.д.

Потребности в уважении. Эти потребности могут принимать две различные формы. Первая - это потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма - потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворить потребность в уважении, включают в себя почётные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе.

Потребности в самореализации и в самовыражении. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

При более подробной классификации принято выделять еще 2 вида потребностей:

Потребность в возможности знать и понимать окружающий мир

Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

Стоит учесть, что потребности низших уровней формируют тот фундамент, на котором строятся потребности высших уровней. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворёнными, у менеджера есть шанс добиться успеха, мотивируя рабочих через удовлетворение потребностей более высокого уровня. Менеджер, который знает уровень потребностей своего подчинённого, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем, и может выбрать наиболее эффективный мотиватор.

Причины пассивности персонала:

Согласно “Теории Y” любой сотрудник, приходя на новое место работы, хотел бы проявить себя и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересованно в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако в силу ряда факторов, таких как степени личной ответственности, отношений с начальником и т.д. у работника может наступить разочарование в своей деятельности. Это бывает вызвано следующими причинами:

-чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;

-отсутствие психологической и организационной поддержки;

-недостаток необходимой информации;

-чрезмерная сухость и недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;

-отсутствие обратной связи ,т.е. незнание работником результатов своего труда;

-неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;

-некорректность оценки работника руководителем;

Эти факторы вызывают у рядового работника чувство приниженности. Подрываются чувства гордости, уверенности в себе, в стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего продвижения.

Процесс потери интереса к труду можно рассмотреть как состоящий из шести стадий.

Стадия 1. Растерянность

Работник перестает понимать, что ему нужно де­лать и почему работа у него не ладится, связано ли это с ним самим, с начальником, с работой. Усилия работника пока не сказываются на производи­тельности. Он легко контактирует с сослуживцами, а иногда даже пытается справиться с трудностями за счет более интенсивной ра­боты, что в свою очередь может только усилить стресс.

Стадия 2. Раздражение

Разноречивые указания руководителя, неопределенность си­туации постепенно вызывают раздражение работника, связанное с ощущением собственного бессилия. Поведение приобретает демонстративные черты, подчеркивается недовольство в сочетании с повышенной произ­водительностью. Работник преследует две цели: зарекомендовать се­бя с лучшей стороны и на этом фоне подчеркнуть бездея­тельность руководства.

Стадия 3. Подсознательные надежды

Работник винит на­чальника и надеется на его промах, начинает его избегать, пытается утаивать служебную информацию, необхо­димую для решения задач подразделения. Качество его труда и производительность остаются в норме.

Стадия 4. Разочарование

На этой стадии восстановить подорванный интерес к работе гораздо труднее. Производительность труда снижается до мини­мально допустимой. Его поведение напоминает маленького ребенка, он полагает, что, если будет «вести себя плохо», начальник обратит на него внимание. В этот период страдают такие чувства работника, как уверенность в уважении со стороны подчиненных, сознание своего авторитета, привычка к хорошему отношению со стороны других сотрудников.

Стадия 5. Потеря готовности к сотрудничеству

Работник подчеркивает границы своих обязанностей, сужая их до минимума. Некоторые начинают вызывающе пренебрегать работой, а то и вымещать дур­ное расположение духа на коллегах, находя удовлетворение в уни­жении других. Суть этой стадии — не борьба за сохранение интереса к работе, а попытка сохранить самоуважение.

Стадия 6. Заключительная

Окончательно разочаровавшись в своей работе, сотрудник пе­рейдет на другое место либо будет относиться к работе как к ка­торге. Один такой работник может сыграть в группе роль катализа­тора, привести к выплескиванию наружу скрытого чувства недо­вольства всего коллектива.

 

Клеванова

52.  Принципы и теории мотивации персонала

 

Основные теории мотивации - содержательные и процессуальные.

1. Содержательные теории мотивации стремятся рассмотреть активные потребности, которые побуждают людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. 

1.1 Теории иерархии потребностей А. Маслоу и К. Альдерфера.

Маслоу: Потребности  делятся  на  первичные  и  вторичные  и  представляют пятиуровневую иерархическую структуру, и котором они  располагаются  в соответствии с приоритетом. Поведение  человека  определяет  самая  нижняя   неудовлетворенная потребность иерархической структуры. После  того,  как  потребность  удовлетворена,   ее   мотивирующее воздействие прекращается

 К.Альдерфер: Развивал теорию А. Маслоу, выделяя вместо пяти три иерархических уровня потребностей (существования, общения, роста), и полагает, что движение  от потребности к потребности идет не только снизу вверх, но и наоборот. 

1.2. Теория мотивации Д.Мак Клелланда

Делает упор на потребности высших уровней: власти, успеха и причастности. На их основе, как считает Мак Клелланд, возникает и четвертая потребность - избегать неприятностей, препятствий или противодействий в реализации трех вышеуказанных потребностей.

1.3. Мотивационно-гигиеническая модель Ф. Герцберга

"двухфакторная гигиеническая теория" рассматривает человека  в понятиях его целостной природы, а не только с помощью характеристик, определяющих его соответствие требованиям организации. Основное положение М.-Г М:  факторы,  определяющие удовлетворенность производительной работой, нужно отделить от факторов, ведущих к неудовлетворенности работой. Существуют две шкалы измерения удовлетворенности работой: 1) удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности; 2) неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности. Согласно двумерной М.-Г М., существуют два набора потребностей в работе: мотивирующие, связанные с содержанием работы (достижение,  признание, продвижение и т.д.), и гигиенические, связанные с условиями труда (политика  компании, формы контроля, отношения в коллективе, личная жизнь и т.д.), а также два континуума их представления - континуум ментального здоровья и континуум ментальной болезни.

Мотивации (мотиваторы), по мнению Ф. Герцберга, это: достижение целей; продвижение по службе; высокая степень ответственности и самостоятельности; возможность творческого и делового роста; признание; интересное содержание труда. Согласно Ф. Герцбергу, сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение приводит к неудовлетворенности трудом. Следовательно, эти факторы не имеют для работников мотивирующего значения.

1.4. Теория пяти ядерных факторов Хакмана и Олдхема

Развивая учение Ф. Герцберга, в своей модели они определили пять ядерных факторов, которые в значительной степени влияют на трудовую мотивацию. В соответствии со степенью выраженности этих факторов в рядовой деятельности работника они приводят к специфическим переживаниям, которые Хакман и Олдхем назвали "критическими психическими состояниями. Факторы "разнообразия навыков", "идентичность задачи" и "значимость (важность) задачи" создают у работника ощущение того, что его работа имеет смысл. "Автономия работы" создает у человека чувство ответственности за результаты своей работы, а "обратная связь", которую он получает, позволяет ему, исходя из результатов, оценить достигнутый уровень выполнения работы.

2. Процессуальные теории считают, что поведение человека определяется не только конкретными потребностями, а также связано с условиями их получения: с ожиданием получения желаемого вознаграждения и со справедливой оценкой деятельности.

2.1. Теории валентности-инструментальности ожиданий

Группа теорий валентности-инструментальности ожиданий (ВИО) включают в себя концепции Хекгаузена, Врума и ряд аналогичных теорий, относящихся к процессуальному направлению изучения мотивации трудового поведения. Общим положение о том, что наличие потребности - не единственное необходимое условие мотивации работника. Люди сознательно выбирают определенную линию поведения, которая, на их взгляд, приведет к желаемым результатам. Эти теории пытаются объяснить, какие цели формируются и почему, насколько настойчиво они преследуются для достижения ожидаемых результатов

Мотивацию в теории ожидания определяют три фактора: ожидания в отношении затрат труда и результатов;  ожидания в отношении результатов труда и вознаграждения;  валентность (ценность) поощрения или вознаграждения.

2.2.  Теория справедливости С. Адамса

 Эта теория постулирует поиск индивидом определенного состояния равновесия с его социальным окружением (в частности, в плане оценки и оплаты труда, вознаграждения за достижения).

 Индивид сравнивает два отношения:

  1.  отношения между его собственным усилием и вознаграждением;
  2.  аналогичное соотношение, воспринимаемое им при наблюдении за деятельностью других людей и сравниваемое с собственными усилиями и вознаграждением.

Желание людей, чтобы к ним относились по справедливости, свя­зывается с равенством в сопоставлении с отношением к другим, к оценке их действий.

Если равенство нарушается и другие сотрудники получают высокую оценку и вознаграждение, а дан­ный работник нет, то он чувствует себя обделенным и обиженным. Данный момент взаимоотношений человека с организацией лежит в основе мотивационного процесса - теории равенства.

2.3.  Комплексная теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера

Содержит в себе элементы теории ожидания и  теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных: 1) затраченные усилия; 2) восприятие; 3) полученные результаты; 4) вознаграждение; 5) степень удовлетворения. Согласно данной теории, результаты, достигнутые работником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способности характера человека,  осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затраченных усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения  и оценки вероятности связей усилий и вознаграждения.

Достижение требуемых результатов может повлечь за собой внутреннее вознаграждение, связанное с удовлетворением от выполненной работы, и внешнее вознаграждение - материальное поощрение, похвалу, карьерный рост и т.п. Считается также, что возможна связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями, которые отражают возможности, определяемые руководителем для конкретного сотрудника и организации в целом.

2.4.  Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона (теория выбора риска )

Поведение работника есть результат взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации, ее восприятия. Каждый человек стремится к успеху, избегает неудач и имеет два соответствующих мотива: мотив успеха и  мотив, побуждающий избегать неудач. Данные мотивы - результат трех  ожиданий по В. Вруму.

2.5. Теория подкрепления Б. Скиннера

 поведение людей определяется их прошлым опытом. Следовательно, работники предпочитают задания, выполнение которых в прошлом влекло за собой позитивные результаты.

2.6. Теория «X» и «Y» Д. МакГрегора

В качестве поведенческой характеристики руководителя Д. МакГрегор выделил степень его контроля над подчиненными. Крайними полюсами этой характеристики являются автократичное и демократичное руководство.

Предпосылки автократичного стиля поведения руководителя МакГрегор назвал теорией «X». Согласно ей:

  • · Человек по своей природе ленив, не любит работать и всячески избегает этого.
  • · У человека отсутствует честолюбие, он избегает ответственности, предпочитая, чтобы им руководили.
  • · Эффективный труд достигается только за счет принуждения и угрозы наказания.

Предпосылки демократичного стиля поведения руководителя МакГрегор назвал теорией «Y». Согласно ей:

  • · Труд для человека — естественный процесс.
  • · В благоприятных условиях человек стремится к ответственности и самоконтролю.
  • · Он способен к творческим решениям, но реализует эти способности лишь частично.

2.7. Теория «Z» — Оучи

Направлена на максимально эффективное использование творческих способно­сти людей. В ней использова­ны концепции древнекитайской философии: идеи Лао-Цзы, Конфу­ция и других философов Древнего Китая, которые подчеркивали важ­ность терпимости, простоты, скромности в отношениях между людь­ми. Важным моментом мотивации служит иерархия рангов, применяемая и на предприятиях, и на уровне государственного управления. Управление, основанное на горизонтальных связях между сотруд­никами и подразделениями, осуществляемое в Японии, сокраща­ет количество административных команд (по вертикальной иерархии), способствует созданию атмосферы партнерства, значительно уменьша­ет время поиска согласованных решений.

2.8. Теория постановки целей Э. Локка

основывается на том, что поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой. Достижение намеченных целей приносит человеку удов­летворение. Качество и уровень ис­полнения работы в значительной степени зависят от харак­теристик целей: сложность, специфичность, приверженность и т.п. Чем более сложные цели ставит перед собой человек, тем лучших результатов он добивается. При достижении целей важно учитывать: реальность их достижения, приемлемость и приверженность целям.

Принципы мотивации персонала:

Петер Ройш сформулировал десять основополагающих принципов мотивации:

1) Каждый может мотивировать

2) Каждого можно мотивировать

3) Только тот, кто мотивирован, может мотивировать

4) Мотивация нуждается в цели

5) Мотивация никогда не заканчивается

6) Мотивация нуждается в признании

7) Причастность мотивирует

8) Успех мотивирует

9) Принадлежность к группе мотивирует

10) Вызов мотивирует, когда его можно преодолеть

Также принято выделять еще 2 принципа мотивации:

1) Принцип рефлексивности - включенность руководителя в деятельность возглавляемого им предприятия

2) Принцип системности управления мотивацией - Управление мотивацией нами не сужается ориентированностью на некоторую цель. Цель в деятельности менеджера - это лишь управленческий прием, способ действия. Цель лежит «внутри» управления мотивацией, а не олицетворяет его как целое.

 

Елистратова

54. Методы стимулирования труда

Стимул - это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой).

Методы стимулирования персонала могут быть разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулированием. Мотивация и стимулирование персонала оказывают значительное влияние на развитие у работников таких важных характеристик их трудовой деятельности, как качество работы, результативность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и т.д.

Стимулирование как метод воздействия на трудовое поведение опосредовано через его мотивацию. При стимулировании побуждение к труду происходит в форме компенсации за трудовые усилия. Деление стимулов на «материальные» и «моральные» условно, поскольку они взаимосвязаны. Например, премия выступает и как акт признания по отношению к работнику и как оценка его заслуг, а не только материальное вознаграждение результатов труда. Иногда у работников ориентация на общение, принадлежность к определенному сообществу, престиж проявляются сильнее, чем ориентация на денежное вознаграждение.

Материальные методы стимулирования труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда персонала имеет важнейшее социально-экономическое значение для каждого предприятия в условиях рыночных отношений. Формы и системы оплаты труда работников создают на всех уровнях хозяйствования материальную основу развития человеческого капитала, рационального использования рабочей силы и эффективного управления персоналом всех категорий. Вознаграждение персонала за труд или компенсация работникам затрачиваемых усилий играет весьма существенную роль в привлечении трудовых ресурсов на предприятия, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или на фирме.

Неэффективная или несправедливая система вознаграждения может вызвать у работников неудовлетворенность как размерами, так и способами определения и распределения доходов, что в конечном итоге может повлечь за собой снижение продуктивности труда, качества продукции, нарушение трудовой дисциплины и т.п.

Большинство руководителей считает, что, если они не смогут предложить солидную зарплату или внушительные премиальные, люди будут лениться, не чувствуя достаточных стимулов. Но следует больше заботиться не о том, с чего платить высокие оклады, а о том, чтобы обеспечить своим сотрудникам справедливое вознаграждение. Справедливость - это соблюдение принципов правильности, беспристрастности, честности.

Помимо зарплаты есть другое средство мотивации - внутрифирменные льготы: оплата фирмой медицинских услуг, страхование на случай длительной потери трудоспособности, полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно, предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента, предоставление права пользования транспортом фирмы, питание во время работы и другие расходы.

Еще один вид вознаграждения, которым руководитель может распорядиться по своему усмотрению, - премиальные выплаты (бонусы). Они могут быть как плановыми (ежегодные премии к определенной дате), так и внеплановыми, связанными с результатами работы сотрудника и являющимися особым стимулом, так как нежданное поощрение помогает сотруднику почувствовать свою значимость (премии ко дню рождения сотрудника, премии, связанные с получением организацией дополнительной прибыли и другое).

Нематериальные методы стимулирования труда

Проблема стимулов к труду очень актуальна. Современный менеджер должен постоянно отмечать ценность работника для коллектива, наличие у него творческого потенциала, положительных сторон, хороших качеств, достигнутые результаты. Эта оценка должна быть максимально объективно, опираться не на общие впечатления, а на конкретные, точные показатели и данные.

Нематериальные стимулы очень многообразны и делятся на три группы: социальные, моральные, социально-психологические. Используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.

Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются возможностью участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения; перспективами продвижения по служебной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда. Следовательно, предполагается, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, им делегируются права и ответственность.

Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным.

Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализовываться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.

Между материальными и нематериальными стимулами существует диалектическая связь. Так, заработная плата (материальный стимул) влияет на оценку и самооценку работника, удовлетворяя тем самым его потребности в признании, уважении окружающих, самоуважении, самоутверждении, т.е. материальный стимул выступает одновременно и как социальный, моральный, психологический. Но если использовать лишь материальный стимул, не задействовав моральных, социальных, творческих стимулов, то вся система стимулирования перестанет выполнять присущие ей функции в полной мере, что приведет к преобладанию экономических стимулов в ущерб социальным, моральным, психологическим и нравственным.

Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Сибирцева

55. Понятие, классификационные признаки и виды трудовых коллективов

Трудовой коллектив - по законодательству РФ это все граждане, участвующие своим трудом в деятельности предприятия на основе трудового договора. Это объединение работников, осуществляющих совместно трудовую деятельность на государственном, кооперативном, общественном, частном предприятии (объединении, фирме, концерне и т.д.), учреждении, организации.

Важным признаком, в соответствии с которым могут классифицироваться коллективы является степень свободы, предоставляемая их участникам:

свобода вхождения в коллектив

свобода активного участия в деятельности коллектива

Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам:

наличие общей цели у всех ее членов

психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п. Такое психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.

наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику участников

Виды трудовых коллективов

По виду общественного труда и сфере его применения различают: производственные коллективы, коллективы в области просвещения, здравоохранения, культуры и искусства, проектные, проектно-конструкторские, технологические, научно-исследовательские, управленческие, коллективы аппарата органов власти и правоохранительных органов

По составу коллективы бывают: гомогенными (однородными) и гетерогенными (разнородными). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, уровня образования и пр. Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных творческих проблем, а также при интенсивной работе; в то же время гомогенные лучше решают простые задачи.

По форме собственности на производственное имущество выделяют:
трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, производственных кооперативов, включая колхозы, коллективы акционерных обществ и других производств коллективной и частной собственности, трудовые коллективы, основанные на частной собственности, на собственности общественных организаций, на смешанной форме собственности.

По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые, например, персонал организации или подразделения, оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на нигде не зафиксированном, а то и необъявленном желании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.

По размерам коллективы подразделяются на малые и большие. В большом коллективе каждый выполняет широкий круг обязанностей, легче удовлетворить свою потребность в аудитории, получить необходимый совет. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся операций, легче могут найти выход из тупика. Но в них больше отдаленность исполнителя от руководства и коллег и ниже мотивация. Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправление.

 

Елистратова

56. Роль менеджера при формировании коллектива

(Управленческие кадры и их роль в формировании коллектива)

Для эффективного формирования коллектива, способного создавать конкурентоспособную продукцию высокого качества, все большее значение приобретают в настоящее время высококлассные, высокопрофессиональные управленческие кадры. Поэтому здесь необходимо следить за регулярным обновлением кадров, признанием в качестве приоритетных ценностей высшего образования, профессионализма, приверженности данной организации. В организациях должны быть созданы необходимые условия для высокоэффективного труда, профессионального роста и карьеры для каждого сотрудника. За решение всех проблем, связанных с улучшением системы мотивации персонала, ответственность несут руководители.

К кадрам управления относятся работники, выполняющие функции в системе управления организацией. Это работники, занятые преимущественно умственным трудом, обеспечивающие необходимую направленность, согласованность и эффективность деятельности всего персонала. Кадры управления способны в силу профессиональных знаний, навыков и опыта руководить действиями всех работников организации.

Обычно выделяется три наиболее характерных вида назначения на управленческую должность: набор, выдвижение, ротация.

Набор - это вовлечение в сферу управления работника (заново, поскольку он в этой сфере не работал ранее).Выдвижение - назначение работника, работавшего ранее в системе управления, на новый, более высокий пост. Ротация - назначение, при котором название должности остается прежним, но меняется место работы или когда изменяется должность, но уровень поста остается тем же. Ротация - это перемещение по горизонтали, а выдвижение - по вертикали.

При назначении работников управления учитывается конкретная ситуация, соблюдается принцип сочетания старых и молодых кадров, а также принципы компенсации, динамизма, сочетание стабильности и мобильности.

В научной литературе особое внимание уделяется вопросам и проблемам лидерства, его роли в управлении персоналом. Лидерские отношения означают то, что определенная группа последователей признает личностные качества лидера, передает ему властные полномочия (например, право командовать, руководить, организовывать, увлекать за собой), наделяет его ответственностью (поскольку он также должен проявлять заботу о членах группы и содействовать удовлетворению их потребностей). Безусловно, группа последователей также в свою очередь должна оказывать необходимую поддержку лидеру в достижении поставленных целей.

Лидерство зависит от последователей, в то время как общее управление менее зависимо от состава работников, так как базируется на более общих принципах и категориях. Отсюда некоторые различия между лидерством и менеджментом, между лидером и менеджером. Так, например, ряд ученых (О.С. Виханский, А.И. Наумов) при исследовании роли лидера и менеджера подчеркивают некоторые отличия между этими субъектами (табл. 1).

Таблица 1

Отличия менеджера от лидера

Менеджер                                                                   Лидер

Администратор                                                          Новатор

Поручает                                                                     Вдохновляет

Работает по целям других                                         Работает по своим целям

План - основа действий                                             Видение - основа действий

Полагается на систему                                              Полагается на людей

Использует доводы                                                    Использует эмоции

Контролирует                                                             Доверяет

Поддерживает движение                                          Дает импульс движению

Профессионален                                                        Энтузиаст

Принимает решения                                                  Превращает решения в реальность

Делает дело правильно                                             Делает правильное дело

Уважаем                                                                      Обожаем

В настоящее время существует множество понятий и определений лидерства. Например, О.С. Виханский утверждает, что "лидерство - это тип взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей" .

Лидерство не заменяет управление, а дополняет его в тех случаях, когда традиционные методы управления не дают высоких результатов и не позволяют эффективно достигать поставленной цели. Следовательно, лидерство - это часть управления, основанная на исключительных способностях лидера влиять на группы людей в целях достижения эффективных результатов деятельности коллективов.

На практике можно наблюдать ситуации, когда менеджеры обладают лидерскими качествами. Это позволяет им не только соблюдать порядок во взаимодействии с подчиненными, но и поддерживать их взгляды, учитывать их потребности, увлекать за собой, больше доверять и делать акцент на партнерские отношения. Поэтому современные менеджеры - руководители всех рангов должны занимать активную позицию по отношению к поставленным целям, уметь рисковать и видеть перспективные результаты своей деятельности. Такое сочетание качеств менеджера и лидера обеспечит в конечном итоге наиболее эффективную работу коллектива, достижение целей и наиболее качественное удовлетворение запросов и потребностей членов коллектива.

"Опытное поле" читателя

Виктор Агафонов, директор по работе с персоналом АМО ЗИЛ

- Управленческий персонал всегда был своего рода элитой, но не всегда, если можно так выразиться, функциональной.

Рыночные отношения заставили нас пойти по пути оптимизации затрат на персонал, в том числе управленческий. Но я согласен, что нельзя переусердствовать в этом вопросе. Люди, умеющие выполнять такие функции, необходимы всегда, но не всегда бывает легко определить, насколько способен тот или иной работник к этой деятельности. Проверить это можно только в процессе его работы. На мой взгляд, можно и нужно воспитывать такие кадры из числа своих собственных работников. Мы вкладываем в них знания, - начиная от курсов повышения квалификации до высшего учебного заведения, затем человек проверяется на деле, получает необходимый опыт и продвигается по служебной лестнице. Формируем кадровый резерв по направлениям - производственному, конструкторскому, технологическому.

Когда предприятие крупное, находится в развитии, управленческому персоналу всегда найдется работа. Недаром говорят: чем выше уровень управления, тем выше цена решения.

Сырина

60. Виды и типы организационных культур

Наряду с уровнями и элементами выделены типы организационной культуры. Одна из самых популярных типологий предложена К. Камероном и Р. Куинном. В ее основу положены четыре группы критериев, определяющих стержневые ценности организации:

• гибкость и дискретность,

• стабильность и контроль,

• внутренний фокус и интеграция,

• внешний фокус и дифференциация.

 

Клановая организационная культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.

Адхократическая организационная культура (от лат. ad hoc — «по случаю»):

Иерархическая организационная культура:

Рыночная культура. Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты. Ее главная забота — выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех составляют предмет общего радения. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность.

очень формализованное и структурированное место работы. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости. динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.

 

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!