ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС » ЛЕКЦИИ по АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУ » Лекция № 16 "Общие правила исполнительного производства"

Лекция № 16 "Общие правила исполнительного производства"

«Общие правила исполнительного производства»

 

1. Понятие и источники исполнительного производства

Понятие исполнительного производства

     Исполнение судебных актов является важнейшим участком правовой практики, отражающим эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на поведение человека. На основании ст. 7 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 16 АПК вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда обязателен для всех государственных органов, органов местного само­управления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, установленную АПК и другими федеральными законами.

     Кроме того, неисполнение требований судебных актов может влечь и международную ответственность Российского государства что, в частности, показало первое судебное решение против России, вынесенное Европейским судом по правам человека 7 мая 2002 г., дело Бурдов против Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по Федеральным законам "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов.

     По Конституции России исполнительное производство не отнесено ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации.

     Исполнительное законодательство соединяет в себе нормы различной отраслевой принадлежности, что и определяет компетенцию соответствующего органа государственной власти.

     Большое количество правовых норм в отношении вопросов исполнения судебных решений относятся к гражданскому (о порядке проведения торгов), гражданско-процессуальному или арбитражному процессуальному законодательству (о судебном контроле за деятельностью судебных приставов-исполнителей, о порядке выдачи исполнительных листов судами, о повороте исполнения), которое находится в ведении Федерации.

     Значительная часть норм об организации процесса исполнения — административно-процессуального характера и в этом смысле относится к сфере совместного ведения.

     Поэтому следует исходить из того, что арбитражное процессуальное законодательство, отнесенное к ведению Российской Федерации, регулирует порядок осуществления арбитражными судами гражданского и административного судопроизводства. Понятие же арбитражного процесса несколько шире, поскольку в него включается и стадия исполнительного производства, представляющая собой объект комплексного правового регулирования, что отражается в характеристике источников исполнительного законодательства.

Источники законодательства об исполнительном производстве

     Регулирование исполнительного производства как стадии арбитражного процесса осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы.

     В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законодательство России об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, Федерального закона "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Данный перечень не носит исчерпывающего характера, иные федеральные законы также могут содержать нормы исполнительного законодательства.

     АПК прямо относится к числу источников исполнительного законодательства. В соответствии со ст. 182 АПК решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства: выдача исполнительного листа, немедленное исполнение решения арбитражного суда, процедура выдачи дубликата исполнительного листа, ответственность за неисполнение судебного акта, поворот исполнения судебного акта и др.

     ГПК. Поскольку нет иного перечня видов имущества граждан (включая имеющих статус индивидуальных предпринимателей), на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то следует руководствоваться ст. 446 ГПК.

     ГК. Здесь урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация, порядок проведения торгов. Имеют непосредственное значение в исполнительном производстве нормы ГК о собственности, об обязательствах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, оценкой фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства.

     Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже". Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных коммерческих арбитражей (разд. VIII).

     Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации". Здесь урегулированы вопросы порядка оспаривания и исполнения решений третейских судов, обращения за исполнительным листом и порядка его выдачи.

     Нормативные акты Правительства России. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" Правительство РФ может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства на основании и во исполнение данного Федерального закона и иных федеральных законов. Например, среди них можно выделить постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 934 "Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги".

     Международные договоры. Они носят приоритетный характер по сравнению с российским законодательством. К числу международно-правовых документов, содержащих правила исполнительного производства, можно отнести, например, Соглашение государств СНГ от 20 марта 1992 г. "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности", Нью-Йоркскую (1958 г.) конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, Соглашение между Республикой Беларусь и Россией о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов РФ и хозяйственных судов Республики Беларусь и др.

     Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве источников исполнительного законодательства Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не называет нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ. Однако при решении целого ряда про­цедурных вопросов исполнительного производства в настоящее время практически нечем воспользоваться, кроме как актами федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка России.

 

2. Органы принудительного исполнения

Служба судебных приставов России как орган принудительного исполнения

     Принудительное исполнение судебных актов арбитражного суда возлагается на службу судебных приставов (ст. 3 ФЗ "Об исполнительном производстве").

     В зависимости от исполняемых обязанностей (ФЗ "О судебных приставах") судебные приставы подразделяются на:

   ♦ обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судей),

   ♦ исполняющих судебные акты и акты других органов.

      Судебным приставом может быть гражданин России, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Старший судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование, кроме того, приставом не может быть лицо, имеющее судимость.

     Служба судебных приставов носит по своей организации и соподчиненности вертикальный характер. Возглавляет ее Главный судебный пристав России, являющийся одновременно заместителем министра юстиции РФ. На региональном уровне действуют службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, а на местах — районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов. Подразделения на местах занимаются непосредственной работой по обеспечению деятельности судов и исполнительным производством, возглавляются старшими судебными приставами.

Полномочия судебных приставов-исполнителей

     Судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

     Судебному приставу-исполнителю может быть заявлен отвод, основания и порядок разрешения которого определены в ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

     Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

     В число обязанностей и прав судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов входит, например:

   ≈ предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

   ≈ рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

   ≈ обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

     Имеет право:

   • проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников;

   • входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им и  производить их осмотры

   • арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

   • налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

   • вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка и др.

     За успешные исполнительные действия судебному приставу-исполнителю законом предусмотрено  вознаграждение из внебюджетного фонда развития исполнительного производства.

Оспаривание действий судебного пристава-исполнителя

     Исполнительное законодательство определяет не только круг полномочий судебного пристава-исполнителя, но и порядок оспаривания его действий и постановлений в арбитражном суде. При этом заявление по этому вопросу государственной пошлиной не облагается.

     В части подведомственности споров в стадии исполнительного производства надо принять во внимание несколько положений АПК:

   ♦ в сферу подведомственности арбитражных судов подпадают споры в сфере исполнительного производства, связанные с исполнением не только исполнительных документов, выданных арбитражными судами, но и других исполнительных документов, которые затрагивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,

   ♦ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.

   ♦ обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должно осуществляться в 10-дневный срок;

   ♦ вред, причиненный судебным приставом-исполнителем, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а именно Российской Федерацией, поскольку система принудительного исполнения входит в систему федеральных органов исполнительной власти.

 

3. Участники исполнительного производства

     Участники стадии исполнительного производства в арбитражном процессе подразделяются на четыре большие группы.

   • органы принудительного исполнения в лице судебных приставов-исполнителей и в целом всей службы судебных приставов в той мере, в какой ее отдельные должностные лица наделены полномочиями по разрешению вопросов в стадии исполнительного производства;

   • арбитражный суд;

   • лица, участвующие в исполнительном производстве;

   • лица, содействующие совершению исполнительных действий.

Арбитражный суд как участник исполнительного производства

     Организационное отнесение исполнительного производства к ведению органов исполнительной власти не снимает с арбитражных судов целого ряда существенных полномочий по решению ряда вопросов его развития, начиная от выдачи исполнительного листа, заканчивая прекращением исполнительного производства.

     Участие арбитражного суда в исполнительном производстве проявляется в следующем:

   ≈ разрешение вопросов о предварительных обеспечительных мерах как гарантии будущего исполнения его решения.

   ≈ от правильности и точности формулировки арбитражным судом резолютивной части зависит быстрота и результативность исполнительных действий потому, что судебные приставы-исполнители исполняют резолютивную часть решения, которая впоследствии переносится в исполнительный лист.

   ≈ в компетенции арбитражного суда находится решение ряда существенных вопросов исполнительного производства (например выдача одного исполнительного листа или нескольких по одному судебному акту, изменение способа и порядка исполнения, о повороте исполнения решения и др.).

   ≈ разрешают самые различные споры в сфере исполнительного производства (например: о возмещении убытков, причиненных действиями судебного пристава-исполнителя; об освобождении имущества от ареста; споры, связанные с определением принадлежности права собственности на имущество в исполнительном производстве и др.).

   ≈ осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава.

Лица, участвующие в исполнительном производстве

     К числу лиц, участвующих в исполнительном производстве, относятся стороны исполнительного производства — взыскатель и должник и их представители.

     Стороны являются главными участниками исполнительного производства, поскольку от их юридических действий зависит ход данной стадии арбитражного процесса.

     Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

     Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

     Не всегда совпадают в одном лице истец и взыскатель, с одной стороны, и ответчик-должник, с другой стороны. Например, если в иске истцу отказано, то ответчик при взыскании в свою пользу судебных расходов с истца в рамках исполнительного производства становится взыскателем, а бывший истец — должником.

     В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.

     Стороны исполнительного производства вправе выступать через своих представителей. Так, граждане могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей или одновременно с представителем. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.

     Лица, представляющие организацию, обязаны иметь документы, подтверждающие их должностное положение и полномочия.

     В ходе исполнительного производства стороны обладают правами и обязанностями, среди которых: право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, взыскатель вправе отказаться от взыскания,  стороны вправе заключить мировое соглашение и др.

     Стороны могут самостоятельно либо через судебного пристава-исполнителя обратиться в арбитражный суд с проектом мирового соглашения которое им рассматривается и утверждается.

     В случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом, а именно на основании определения арбитражного суда. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил.

Лица, содействующие совершению исполнительных действий

     К числу лиц, содействующих совершению исполнительных действий, относятся различные субъекты:

   ≈ налоговые органы, банки, иные кредитные организация и другие органы, организации (учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок);

   ≈ должностные лица (работники органов внутренних дел) и граждане;

   ≈ переводчик, понятые, специалисты, хранители имущества и другие лица, которые, так или иначе, осуществляют определенные обязанности в связи с осуществлением исполнительных действий.

 

4. Исполнительный лист арбитражного суда

Содержание исполнительного листа и порядок его выдачи

     Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию. В рамках исполнительного производства обеспечивается принудительная реализация самых различных исполнительных документов, в том числе и выдаваемых арбитражными судами. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если не предусмотрено иное.

     Исполнительный лист выдается судом, который принял соответствующий судебный акт после его вступления в законную силу взыскателю. До вступления решения в законную силу, допускается его обжалование, немедленное и его принудительное исполнение.

     В соответствии с принципом диспозитивности исполнительный лист может выдаваться не только истцу, но и ответчику (например, в случае вынесения решения об отказе в удовлетворении иска и необходимости взыскания с истца судебных расходов), а также когда выгодоприобретателем является бюджет налоговым либо иным уполномоченным государственным органам по месту нахождения должника.

     По каждому судебному акту выдается один исполнительный лист. Если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает несколько исполнительных листов с точным указанием в каждом из них места исполнения или той части судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу. В отношении солидарных должников по ходатайству взыскателя арбитражный суд может выдать несколько исполнительных листов по числу солидарных ответчиков с указанием в каждом из них общей суммы взыскания, наименований всех ответчиков и их солидарной ответственности.

    Для получения исполнительного листа в соответствии с решениями иностранных судов, третейских судов и международных коммерческих арбитражей необходима предварительная процедура экзекватуры в компетентном арбитражном суде.

     Экзекватура – (от лат. exsequor – выполняю) в международном праве приведение в исполнение в России судебного решения, вынесенного в другой стране.

     Если до выдачи исполнительного листа арбитражным судом предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, в исполнительном листе указывается, с какого времени начинается течение срока действия исполнительного листа. Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда.

     Неясность решения суда и выданного на его основании исполнительного документа могут повлечь за собой задержку начала исполнительных действий: судебный пристав-исполнитель вправе возвратить исполнительный документ в выдавший его суд, или обратиться в суд с заявлением о разъяснении соответствующего судебного акта.

Сроки предъявления исполнительного листа к исполнению

     Срок предъявления к исполнению исполнительного листа равен  трем годам. Этот срок относится к арбитражным судам и судам общей юрисдикции.

     Трехлетний срок предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется следующим образом:

    1) в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;

    2) в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.

      Время, в течение которого имело место приостановление исполнения судебного акта (в кассационном и надзорном производстве), не включается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.

     Приостановление исполнения судебного акта отличается от приостановления исполнительного производства, которое осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным ФЗ "Об исполнительном производстве".

     До возбуждения исполнительного производства должник может добровольно частично исполнить  судебное решение путем совершения действий, к которым он принужден, а также путем уплаты денежных средств, передачи имущества.

     В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

     Пропуск срока предъявления исполнительного документа к исполнению, включая исполнительные листы, является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возвращении исполнительного документа. В этом случае возникает необходимость его восстановления.

     Ходатайство о восстановлении пропущенного срока разрешает арбитражный суд первой инстанции рассматривавший дело.

Выдача дубликата исполнительного листа

     В случае утраты исполнительного документа возможно его восстановление. Обращение за получением дубликата возможно в сроки, установленные для предъявления исполнительного листа к исполнению, т. е. в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

     В отдельных случаях выдача дубликата может быть и за пределами трехлетнего срока, если исполнительный лист был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом. Это возможно когда исполнительное производство было возбуждено путем предъявления исполнительного листа взыскателем судебному приставу-исполнителю либо в случае самостоятельного направления взыскателем исполнительного листа непосредственно в банк, где находятся счета должника. В этих случаях предъявление исполнительного листа к взысканию прерывает сроки давности.

     Рассмотрение заявления о выдаче дубликата исполнительного листа производится в судебном заседании. В верхнем правом углу документа указывается "дубликат". Дубликат имеет такую же юридическую силу, как и первоначальный исполнительный лист. Копия исполнительного листа, в том числе и удостоверенная нотариально, не имеет такой юридической силы, поскольку правовые последствия для исполнительного производства порождает только предъявление к взысканию либо подлинника исполнительного листа, либо его дубликата.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!