Тема 3 "ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ"

«Общество и власть»

 

1. От общества к государству

Понятие общества и его признаки

     Термин «общество» используется в различных словосочетаниях: «общество нумизматов», «социалистическое об­щество», «российское общество». Исходя из смыслового содержания, понятие общества имеет тройственный характер:

   = определенная группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности;

   = определенный этап исторического развития;

   = население конкретной страны.

     Элементами-признаками общества являются:

   а) обособившиеся от природы индивиды, наделенные волей и сознанием;

   б) постоянные интересы, связывающие всех членов общества;

   в) совместное удовлетворение интересов (потребностей) чле­нов общества и понимание последними необходимости взаимодействия друг с другом;

   г) регулирование поведения членов общества через установ­ление самим обществом общеобязательных для всех его членов правил поведения;

   д) наличие организованной силы (власти), способной обес­печить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

     Таким образом, общество — это обособившаяся от природы часть матери­ального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходи­мость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетво­рены их совместными усилиями.

     Первым пе­риодом истории человеческого общества была эпоха первобыт­нообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор), а производительность труда — низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего су­ществования люди должны были объединять как средства производства, так и свои усилия и труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распреде­лялось поровну. Основной ячейкой первобытного общества был род.

     Род — это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Род представлял собой союз, основанный, прежде всего, на кровном родстве, а не на общности занимаемой территории. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

     Управление родом носило общественный ха­рактер, все основные вопросы ре­шались на родовых собраниях. Специальных органов, кото­рые занимались бы только управлением общественными дела­ми не было.

     Отношения между членами первобытного общества регули­ровались особыми правилами поведения — обычаями.

     Обычай — это исторически сложившиеся правила поведе­ния, которые вошли в привычку в результате их многократ­ного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов об­щины и закрепляли их равенство между собой.

     Обычаи были одновременно нормами организации обще­ственной жизни, нормами первобытной морали и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм. Понятие мононормы разрабатывалось историками первобыт­ного общества и от них перекочевало в отечественную теорию государства и права. Под мононормой понимают синкретизм социальных норм, т. е. нерасчлененное единство моральных, религиозных, правовых и т. п. норм.

     Первобытные обычаи имели несколько характерных при­знаков:

   ♦ они исходили от рода, выражали его волю и интересы и пе­редавались из поколения в поколение, нигде не фик­сировались и сохранялись лишь в памяти людей, исполняв­ших их в силу привычки;

   ♦ они соблюдались добровольно; главной гарантией, обусло­вившей их соблюдение, было внутреннее согласие каждо­го члена общества с их предписаниями. В случае же несоб­людения обычаев к их нарушителям применялись репрес­сивные меры. Применение этих мер входило в функцию общественной власти;

   ♦ в них не проводилось никаких различий между правами и обязанностями членов общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Причины появления государства

      Долгое время причиной возникновения государства счи­тался раскол общества на классы с непримиримыми интере­сами. Такой подход был обусловлен господством в юридичес­кой науке марксистско-ленинской методологии. Согласно ей, производительные силы на определенном этапе своего разви­тия позволили достичь такого увеличения производительнос­ти труда, при котором стало возможным производство приба­вочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечивать себя средствами к существова­нию, но и создавать определенные излишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредотачивать в своих руках определенные материальные Ценности, что влекло за собой имущественное неравенство. Так возникла частная собственность: общество раскололось на иму­щих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуа­тируя других людей (пленных или разорившихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами на­чалась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение, а эксплуатируемый — изменить его. Старая родоплеменная органи­зация не могла разрешить эти противоречия. Необходима была: иная организация власти, которая смогла бы, во-первых, сохра­нить и поддержать господство одного класса над другим, во-вторых, обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма. Такой организацией и стало государство, обладавшее мощной силой, обособленной от общества.

 

Схема 3-1

Марксизм исходит из того, что указанный путь происхож­дения государства является типичным и характерным для всех регионов. Современная же юридическая наука считает, что раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе. Однако первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатичес­ких зонах для успешного земледелия необходимо было созда­ние больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, во­доподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем работ по созданию таких сооружений был велик и существен­но превышал возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом государства. 

     Типичным был путь возникновения госу­дарства на Древнем Востоке, а появление рабовладельческих (Древние Греция и Рим) и феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.

     Важнейшей закономерностью процесса возникновения го­сударства является неравномерность развития государственно­сти у различных народов. Первые государства складывались там, где существовали более благоприятные условия для срав­нительно быстрого роста общественного производства (Ближ­ний Восток, долины рек Инда и Янцзы, Мезоамерика, Перу и др.). Эти зоны были центрами классообразования, в дальней­шем распространяя свое влияние на сопредельные их терри­тории и общества. Таким образом, решающее значение для времени и места появления первых государств имел географи­ческий фактор.

     Основными причинами появления государства были следую­щие:

   1. необходимость единого централизованного руководства массами и совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых от­раслей, разделением труда, изменением условий распределе­ния общественного продукта, обособлением социальных струк­тур, их укрупнением, ростом численности населения, прожива­ющего   на  определенной  территории  и  т.п. Старый   аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

   2. необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах,  где  основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства кана­лов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

   3. необходимость  подавления  сопротивления эксплуатируе­мых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства,  а  вместе  с  тем —  к  появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

   4. необходимость поддержания в обществе порядка, обес­печивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества,  его стабильность,  в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних госу­дарств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержа­нием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюда­ли нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, неспра­ведливые;

   5. необходимость  ведения  войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств  приводило  к тому,  что  стало  выгодным  жить за  счет грабежа соседей,  захватывая ценности,  скот,  рабов,  облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения воин государство обладает значительно большими возможнос­тями,  чем  первобытное общество.  Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

     В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

 

2. Публичная власть как атрибут государства

Понятие власти

     Власть можно охарактеризовать как воздействие на кого-либо или на что-либо. Это воздействие есть влияние (на мнение, поведение, состояние и т.п.), но не всякое влияние есть власть. Сам факт воздействия, например, в форме приказа, еще не является достаточным основанием для признания какого-либо влияния властью.

     Представители разных наук определяют власть по-разному:

   = юристы и политологи говорят о политической и государственной вла­сти,

   = естествоиспытатели - о власти физических законов, о власти (в определенных границах) человека над природой,

   = философы - о вла­сти объективных законов общества,

   = социологи - о власти обществен­ного мнения,

   = экономисты - о власти хозяйственной,

   = психологи - о власти человека над самим собой (под последней подразумевается самообладание, способность контролировать свои поступки) и т. п.

     В сфере научного определения этого понятия можно выделить шесть направлений:

   ≈ бихевиористские (оценивающие власть как особый тип поведе­ния, изменяющий поведение других);

   ≈ телеологические (характеризующие власть как достижение определенных целей);

   ≈ инструменталистские (рассматривающие власть как возмож­ность использования определенных средств, в частности насилия);

   ≈ структуралистские (считающие власть отношением особого рода между управляющими и управляемыми);

   ≈ конфликтные (сводящие власть к возможностям принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуа­циях);

   ≈ определяющие власть как влияние на других.

     Для того чтобы влияние стало властью требуется убежденность отдающего приказ в том, что он имеет на это право и подчинение воле, выраженной в приказе того, кому он адре­суется. В этом суть отношения власти.

     Природа  власт­ных отношений в обществе имеет двойственный характер:

   во-первых, власть в обществе представ­ляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов,

   во-вторых, органи­зацию совместной деятельности людей для достижения общих целей.

     Понятие «власть» применимо только к отношениям между людьми, в качестве объекта и субъекта власти может выступать лишь человеческая личность, социальные группы или организации людей, обладающие волей и со­знанием.

      Признаки отношений власти:

   - наличие не менее двух партнеров для отношения власти;

   - приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выпол­нен, с угрозой санкции за неповиновение;

   - общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится при­каз, должен его исполнить;

   - подчинение воле, выраженной в приказе.

      Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (источников власти).

     В основе власти могут быть разные источники (ресурсы): право, авторитет, убеждения, традиции, насилие, манипуляции и др.

Схема 3-2

Публичная власть в обществе

     Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым услови­ем функционирования общества как социальной системы и возникает вместе с ним.

     Государственную власть, а точнее, аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью.

     В науке нет одинакового понимания и однознач­ного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства. Иногда - как синоним государства.

     Наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, отличающей ее от догосударст­венной, первобытнообщинной организации.

     В условиях первобытного строя власть имела общественный характер. Она целиком и полностью совпадала непосредственно с населением. В об­ществе не было людей, которые бы не занимались производительным тру­дом, а только властвовали и управляли. Непосредственно производитель­ный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существовавших в рамках первобыт­нообщинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государ­ственной организации, а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.

     Властные функции осуществлялись как через систему органов само­управления - советы родов, фратрий, племен и др., так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Старейшины родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функ­ции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых ува­жаемых членов рода.  Не в пример государственным чиновникам,  за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом и принуди­тельными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения.

 

Схема 3-3

     Современные научные знания новую форму происхождения государственной власти - так называемое вождество или чифдом (от англ. chiefdom – вождество, главенство). В связи с этим раннеклассовое государство некоторые ученые называют предгосударством или государство–чифдом.

     Власть вождя, предводителя общины формируется путем выборности, особенно в период военных действий (военных походов, защиты от нападений и т.д.). Выбрать вождя могла вся община или военная дружина, которая формируется и сплачивается вокруг военного предводителя.

     В этих условиях могло происходить отчуждение власти от общины, рода, племени дружины, ее узурпация ограниченным числом лиц или одним лицом. Происходит изменение военно-демократических форм организации власти в военно-иерархические структуры, в вождество. Власть вождя перерастает впоследствии в государственную власть, если процесс формирования военно-иерархических структур идет параллельно с формированием раннеклассового государства (расслоением общества на классы, новые производственные формы деятельности, появление чиновников-управленцев, разных видов собственности, становление храмов как центров религиозной жизни и т.д.). Таково, например, наблюдалось в государстве Древней Спарты.

     Общественная власть, возникшая и укрепившаяся в условиях перво­бытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла успешно функционировать на более поздних эта­пах, в условиях общества, расколотого по материальному и другим призна­кам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Общест­венная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью, опирающейся на политический по своему характеру аппарат на­силия и принуждения.

     Любое общество, являясь всеобъемлющим коллективом в государственных границах, имеет свою внутреннюю структуру с определенными целями. Оно объединяет разные социальные группы (рабочие, интеллигенция и т.п.), национальные общности (этнические группы), множество объединений (партии, профсоюзы, союзы и т.п.), множество экономических и социальных институтов (хозяйственные организации и др.). Несмотря на то, что все эти разнообразные силы имеют цели, выражающие интересы определенных слоев общества и групп населения, они не могут обеспечить целевую, заранее заданную направленность деятельности в интересах всего общества. Разнообразие составляющих общество субъектов приводит к асимметричности общества. Каждая из составляющих предполагает свои цели, которые пытается отстаивать, выдвигая определенные требования, что порождает в обществе противоречия и конфликты. Для сохранения единства общества и его нормального функционирования как целостного организма такие противоречия необходимо разрешать.

      Для разрешения конфликтов, совершенствования и развития общества в нем появляются определенные структуры, которые и занимаются этими вопросами. В связи с этим, в обществе предполагается наличие субъекта и объекта управления и существование между ними прямой (отдание распоряжений, команд) и обратной связи (информирование о степени выполнения приказа). 

      В отличие от других существующих форм управления государственная власть носит публичный характер. Особенность публичной власти состоит в том, что она возникает не в любом коллективе людей, как-то семья, а в публичном коллективе, члены которого связаны общественными отношениями. Публичная власть непосредственно связана с асимметрией общества и с общими интересами, на определенном этапе приобретающими общественный характер. Поэтому публичная власть и возникает в государстве и имеет особенности: по территории воздействия, по полномочиям, по количеству людей, от имени которых они действуют. Эти различия находят свое отражение в формах управления.

     Если посмотреть на окружающую нас действительность можно заметить, что власть вмешивается во все стороны жизни общества, иногда устанавливая обязательную идеологию (СССР, Иран, Куба) или регулируя и интимные стороны человеческих отношений (запрет брака с иноверцами, ограничение рождаемости детей в семье – КНР).

     Публичная власть выполняет следующие функции:

   ≈ Организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления;

   ≈ Взаимодействие и координация, осуществляемые для достижения общих целей;

   ≈ Планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения;

   ≈ Сбор и обработка информации;

   ≈ Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных;

   ≈ Контроль и учет.

      Государственная власть занимает особое место в силу только ему присущих свойств:

   ♦ Исключительность субъекта управления, которым является государство, его  властная сила, которой не обладает никакой другой субъект управления.

   ♦ Исключительный характер полномочий государства как субъекта управления – государственная власть.

   ♦ Распространенность на все общество и даже влияние за его пределами в рамках проводимой государством международной политики.

   ♦ Системный характер государственного управления, без которого его не будет.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!