ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ » ЛЕКЦИИ » Тема 16 "Формирование трудового коллектива"

Тема 16 "Формирование трудового коллектива"

«Формирование трудового коллектива»

 

 1. Коллектив и его виды

 

Понятие трудового коллектива и его виды

     Чтобы эффективно управлять коллективом, необходимо знать, что такое коллектив, как он формируется и развива­ется, какие бывают коллективы.

     Трудовой коллектив—это группа трудящихся людей, объеди­ненных общей работой, интересами и целями. Условия существования человека застав­ляли его работать сообща там, где один человек физически не мог вы­полнить необходимую работу (уборка урожая, строительство жилища, дорог, водоканалов, военное дело и т.д.). Развитие производительных сил приводит к тому, что основой любого производства материальных благ становится трудовой коллектив.

     Коллективный труд позволяет:

  • передавать свои знания и умения другим членам коллектива;
  • решать более сложные и объемные задачи, чем индивидуально;
  • более полно использовать индивидуальные способности каждого человека;
  • подвергать порицанию дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственно­сти, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

     Потенциальные возможности трудового коллектива зависят от уровня его развития и вида. Видовая классификация трудового коллектива определя­ется по ряду признаков. По статуту различают официальные и неофи­циальные коллективы, по механизму образования — созданные по рас­поряжению руководства и сложившиеся стихийно, по характеру внут­ренних связей—формальные и неформальные.

    Официальные коллективы являются юридически оформленными и действуют в рамках законодательных норм и правил, установленных на данном предприятии. Производственные связи и отношения строят­ся на основе должностных обязанностей работников по иерархии под­чиненности.

    Неофициальные коллективы нигде юридически не оформляются и возникают на основании действий работников, желающих установить межличностные контакты и отношения не по должностям, а на базе личных симпатий, разделяемых ценностей и жизненных целей. Внут­ренние связи в них неформальные, но иерархия подчиненности здесь также может просматриваться в зависимости от поведения лидера и близости к нему отдельных членов такого коллектива.

     Коллективы трудящихся могут быть временными и постоянными в зависимости от сроков их жизнедеятельности. Разли­чаются они и по размерам: малые — от трех до пяти-семи участников, средние — от одного до двух-трех десятков человек и большие — от не­скольких десятков и до сотен трудящихся. Уровень общения и взаимодействия в таких трудовых коллективах различен, а средние и большие коллективы могут включать также ряд малых коллективов и разделяться еще на группы и подгруппы. Поэтому каждый человек мо­жет быть формально членом двух и более коллективов, созданных официально, но может входить в состав только одного неформального коллектива.

     Для определения вида коллектива важным является профессиональ­ный признак, род занятий и специальность работающих. Например, коллектив профессорско-преподавательского состава кафедры вуза, бригады строителей, воинский коллектив и т.д.

     Во всех коллективах имеет место внутрипроизводственное разде­ление труда, степень которого обусловлена функциями данного кол­лектива или группы работников. Оно может быть количественным, ес­ли работники заняты однородным трудом (например, в совхозе есть несколько полеводческих или тракторных бригад, при круглосуточном цикле работ создаются сменные бригады и т.д.), или по специально­стям (когда выбывшего работника соответствующей специальности и квалификации заменить достаточно сложно, а порой и невозможно из-за специфики данной работы).

     Возросший профессиональный уровень трудящихся заметно облег­чает организацию и координацию работы коллектива. Менеджер, осно­вываясь на компетентности сотрудников, может делегировать им часть управленческих функций, или создавать из соответствующих специа­листов целевые группы для решения сложных профессиональных про­блем, или расширить круг вопросов, решение которых возможно на основе самоуправляемости.

Группы в структуре организации

     В системе управления персоналом следует учитывать пси­хологические характеристики и особенности работников для совершенствования социально-психологического взаимодействия персонала. Социально-психоло­гическое взаимодействие персонала необходи­мо рассматривать и использовать с позиций: социально-экономических, организационно-управленческих, производственно-информа­ционных, нормативно-право­вых, индивидуальных, групповых и общественных, межличностных, межгрупповых, формальных, неформаль­ных и т.п. Социально-психологические связи и взаимоотноше­ния по типу «личность—личность», «личность—группа», «группа—группа» являются многозвенными и потому сложными системами взаимодействия персонала на предприятии.

     В практике отношений наиболее важными являются внутригрупповые взаимодействия работников, которые могут проявляться в форме сотрудничества, взаимопомощи и под­держки, и в форме соперничества, состязательности и кон­куренции. В личных взаимоотношениях групповое взаимодей­ствие персонала может представлять собой либо динамическое состояние совместимости людей, либо состояние напряженно­сти и несовместимости членов группы по какому-то существен­ному признаку или производственному фактору, либо смешан­ное состояние.

     Взаимодействие руководителей предприятия и его подразде­лений со своими работниками также происходит в сложном спле­тении личностно-контактных и безличных форм отношений и со­единяет в себе как формальные, так и неформальные взаимоот­ношения на различных уровнях управления. Каждый работник, член первичного производственного коллектива включен в слож­ную систему управленческих взаимоотношений на всех уровнях управления.

     Активное использование различного рода полуавтономных групп или коллективов является важной частью матричной структуры. Эти группы создаются под цель или под проект для решения какой-то конкретной проблемы и пользуются при этом определенной свобо­дой в организации своей работы.

     В силу своей временной природы и высокой степени динамичности эти группы часто не включаются в формальные струк­туры.

     При организации групповой работы важно учитывать следую­щее. Во-первых, необходимо четко определиться в отношении сферы деятельности в организации, на которую будут распространяться права и ответственность группы. Во-вторых, групповая работа реализует себя наилучшим образом тогда, когда группа формируется под задачи, «пересекающие» линии функцио­нального и линейного руководства.

    Использование групп как элемента матричного построения орга­низации имеет и негативные стороны. Такие группы, например, не являются устойчивыми образованиями. Интенсивное использова­ние групп лишает работников своего места в «организационном зда­нии», люди постоянно перемещаются из группы в группу и вся орга­низация становится, таким образом, как бы временной.

    Основные правила индивидуального и группового поведе­ния задает сама организация, устанавливая круг обязанностей, соответствующие права и полномочия, меру ответственности, стандарты делового общения. Необходимая согласованность поведения людей достигается организацией за счет постановки общеорганизационных целей, поддержания в персонале ощу­щения его ценности, внедрения определенных схем ролевого поведения и ролевого взаимодействия, использования стандар­тов организационного поведения, предписывающих одни его типы в качестве предпочитаемых, одобряемых организацией, а другие в качестве нежелательных, порицаемых.

    Любая организация представляет собой сочетание различных профессиональных групп. Работники организации включены в определенную систему межличностных отношений в составе групп. Группа может выступать в качестве управляющей, управ­ляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов — от неорганизованной толпы до единого коллектива.

    Чтобы считаться коллективом, группа должна удов­летворять следующим признакам: наличие общей цели у всех ее членов, психологическое признание членами группы друг друга, отождествление себя с группой, наличие определенной культуры, вы­раженной в общих ценностях, символике, нормах и правилах по­ведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов.

    Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом спо­собствует изменению работника, поскольку участвуя в коллективных действиях, каждый человек должен приспосабливаться к групповым нормам. Позитивная сторона нор­мативной регуляции поведения членов группы проявляется в следующем:

   = информирование о том, как вести себя в той или иной группе, какое поведение следует ожидать от ее членов, зани­мающих разные позиции в групповой иерархии;

   = стандартизация  моделей  индивидуального  и   группового поведения;

   = обеспечение  членам  группы   необходимой  психологиче­ской комфортности (человек избавляется от неопределенности в выборе поведенческих моделей).

     Сила влияния группы на поведение ее членов зависит от степени сплоченности, которая определяется факторами личностного и группового характера:

   ♦ мотивационной основой тяготения человека к группе, включающей совокупность его потребностей и ценностей, под влиянием которых он стремится войти в ту или иную социаль­ную группу;

   ♦ побудительными свойствами группы, отражаемыми в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе дейст­вий и других признаках — важных для мотивационной основы человека, т.е. созвучных его потребностям и ценностям;

   ♦ ожиданиями  личности или субъективной вероятностью того, что членство в группе будет иметь для нее благоприятные или отрицательные последствия;

   ♦ индивидуальным уровнем сравнения, средней субъективной оценкой последствий пребывания человека в разных социальных группах, с которой он сопоставляет свои возможные достижения в данной конкретной группе.

     Наиболее изученными факторами являются так называемые побудительные свойства группы, к числу которых относятся: привлекательность членов группы (степень симпа­тии, испытываемой к ним окружающими); сходство между чле­нами группы (чаще всего в отношении основных жизненных ценностей, установок и т.п.); особенности групповых ценно­стей (в частности, их соответствие потребностям членов груп­пы, четкость постановки, успех группы в их достижении); свое­образие взаимосвязи членов группы (чаще всего речь идет о последствиях кооперативной и конкурентной стратегии поведе­ния членов группы); удовлетворенность групповой деятельно­стью (как часть общей удовлетворенности трудом); характер ру­ководства и принятия решений (стиль руководства и реальное участие людей в выработке групповых решений); структурные свойства группы (главным образом модели коммуникационных сетей и статусно-ролевые структуры); групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений в группе); сложившиеся в группе традиции (как элемент более широкой организационной культуры).

     В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть позитивным или негативным. Сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив может разлагающе влиять на личность, вынуждать ее к асоциальному поведению. В свою очередь, человек также пы­тается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя. Сильная личность может подчинить себе коллек­тив, в том числе и в результате конфликта с ним, слабая, на­оборот, сама ему подчиняется, растворяется в нем, а коллектив взамен берет на себя заботу о ее благополучии.

     Каждая группа (коллектив) так же индивидуальна, как и отдельный сотрудник. Коллектив имеющий длительную историю развития имеет устойчивые традиции. Коллектив недавно соз­данный не имеет сформированных традиций, устоев, поведенческих норм и стандартов.

     Взаимоотношения внутри коллектива и коллектива с руко­водителем могут быть по-разному эмоционально окрашены. Женщины более эмоциональны, чем мужчины, поэтому об­щение с женским коллективом (полностью или в основном) или отдельной его представительницей требует от руководителя большей эмоциональной окрашенности его публичных выступ­лений (совещания, собрания и т.п.) и личной беседы. Коллективы, смешанные по полу более про­дуктивны, менее конфликтны: причина этого — желание пред­ставителей обоих полов выглядеть в глазах другого пола более выгодным образом.

     Каждая возрастная группа, коллектива, имеет определенные отличия, что также влияет на его эф­фективность.

     Особенности межличностных отношений, конфликтные ситуации, соотношение социальных ролей и другие характери­стики коллектива, особенности воздействия на не­го, зависят от сферы его деятельности (производство, научные исследования, торговля и т.д.).

     Изменение поведения в коллективе возможно влиянием на конкретную личность и с помощью изменения внешней среды работника, через использование одновременного воздействия на личность и внешнюю среду (эф­фективное управление группами людей, изменение установок межличностных отношений и т.д.).

 

2. Этапы развития трудового коллектива

 

     Каждый трудовой коллектив с момента создания проходит ряд жизненных стадий, начинает жить своей жизнью, совершенствоваться, изменяться, «взрослеть», набирать силу и полностью раскрывать свой потенциал, т.е. становиться зрелым.

     Руководитель, формирующий коллектив, должен знать, что существуют опробованные на практике способы от­бора работников для будущего трудового коллектива.

     Социографический метод. Его проведение может быть успешным только в случае, если работники знают друг друга достаточно продол­жительное время. Всем работникам предлагается из состава коллекти­ва выбрать двух человек, с которыми они готовы сотрудничать. На ос­нове полученной информации составляется социограмма или схема предпочтений в данном коллективе. Используя такую схему, менеджер определяет круг людей, готовых работать совместно на основе доверия и взаимных симпатий.

     Матрица взаимоотношений. Для составления такой социограммы каждому в отдельности сотруднику предлагается дать оценку своим коллегам: -1; 0; + 1. Что означает: отрицательно, нейтрально, положи­тельно. Полученные результаты опроса сводятся в таблицу, где дается итог набранных баллов каждым сотрудником. Менеджеру, во избежа­ние неприятностей в коллективе, следует держать итоговую таблицу закрытой и не оглашать ее, используя только для своей работы.

     В научных кругах и учебных заведениях при формировании кол­лективов применяется тайное голосование по предлагаемым кандида­турам. То же происходит при присвоении ученых степеней и званий, при выдвижении на соискание премий и наград, на вышестоящие должности.

     Если трудовой коллектив достиг степени зрелости, сплочен и орга­низован, то возможен открытое обсуждение, предлагая или отвергая ту или иную кандидатуру. Сфор­мированные таким образом группы, как правило, сразу приступают к реализации принятых решений и поставленных целей.

     Сформированный трудовой коллектив, как любой живой организм, проходит в своем развитии несколько стадий: первая соответствует младенческому, подростковому возрасту; вторая — периоду эффек­тивной работы и зрелому возрасту; третья — ослаблению потенциала, старению и в конечном итоге или ликвидации, или обновлению. (Аме­риканские исследователи выделяют пять и более стадий зрелости кол­лектива: притирка, ближний бой, экспериментирование, эффектив­ность, зрелость и т.д.)

    Первая стадия - период становления, характеризуется в начале внешним спокойствием, нарочи­той деловитостью и одновременно скрытой напряженностью, изучением друг друга, старанием скрыть свои чувства и подавить эмоции. В середине и конце этого периода форми­руются личные симпатии и антипатии, проявляются сильные и слабые стороны работников, в коллективе выделяются лидеры, неформальные группы и группировки. На этой почве возможно возникновение кон­фликтов неконструктивного порядка, возможен развал всего дела.

     При хорошем стечении обстоятельств люди начинают поиск согласия, возможностей улучшения взаимоотношений и более осознанного отношения к работе, возрастает потенциал коллектива, возникает желание работать лучше.

    Вторая стадия - период зрелости. Люди работают в таких коллективах много лет, в них складыва­ются традиции, обычаи, нормы поведения, привычки и свой психоло­гический климат. Достигается высокий уровень производительности труда. Рано или поздно и такой коллектив мо­жет остановиться в своем развитии, отстать от требований времени. Менеджер должен пред­видеть необходимость перестройки методов руко­водства, перехода к внедрению новшеств и достижений в технике и технологии.

   Третья стадия - это почти всегда период тре­вог, разрушения надежд и поиска путей возрождения коллектива, его преобразования или ликвидации. Такое положение в коллективе возникает при стечении различных внешних и внутренних обстоятельств.

    1. Внешние обстоятельства, изменить которые не может ни сам коллектив, ни его руководитель: эко­номический или финансовый кризис, банкротство предприятия, резкое сокращение спроса на продукцию, переход на выпуск новой продукции, изменение организационной структуры предприятия и его штатов в условиях преобразований и т.д.

    2. Внутренние причины, возникшие в самом коллективе: создание группировок, заговоры, деструктивная деятель­ность некоторых сотрудников, ведущая к разрушению единства, падение авторитета руководителя, как результат допу­щенных им ошибок и просчетов, неумение разрешать конфликтные ситуации, потеря общего уровня квалификации работников, приток новых людей, не отвечающих требованиям по профессиональным или личным качествам. Внутренние причины «старения» и разрушения кол­лектива могут быть устранены самыми различными способами и ради­кальными мерами, начиная с увольнения деструктивных сотрудников и до замены самого руководителя.

 

3. Психологические особенности трудового коллектива

 

     Все трудовые коллективы различаются по психологическим особенностям. Работники коллективов реаги­руют на внутренние и внешние события по-разному, проявляют раз­личную степень сплоченности, целеустремленности и результативно­сти в решении возникающих проблем. На это влияют среди других и психологиче­ские факторы, позитивное проявление которых во многом зависит от менеджеров.

     К психологическим факторам относятся:

   ≈ морально-психологический климат в коллективе;

   ≈ сплоченность работников;

   ≈ психологическая совместимость людей в коллективе;

   ≈ уровень психологического давления коллектива на своих членов, степень конформизма.

Морально-психологический климат в коллективе 

     На формирование морально-психологического климата в коллекти­ве воздействуют многие обстоятельства и побудительные мотивы дея­тельности людей: главные цели, ради которых создан и работает данный коллектив; способы и средства достижения поставленных целей; общепринятые нормы и правила взаимоотношений; справедливое, с точки зрения каждого ра­ботника, распределение работы и обязанностей и др.

     Важное значение для создания благоприятного психологического климата в коллективе имеет стиль руководства. Каждому нравится де­мократичный начальник, никто не любит окриков и грубостей. Но та­кой руководитель возможен лишь в коллективе, где морально-нравственные нормы находятся на высоком уровне. Это по­рождает определенные, устойчивые и прочные правила поведения чле­нов коллектива, их внутренние убеждения по отношению к работе и своим товарищам.

     Благоприятный климат в коллективе позволяет значительно под­нять эффективность труда, создать атмосферу взаимной поддержки и помощи, где сообща вырабатываются пути решения проблем и добива­ются их разрешения. Неблагоприятный климат, «плохое» настроение работников резко снижают результативность труда, создают множест­во проблем для руководителей.

     Таким образом, морально-психологический климат трудового кол­лектива при его благоприятном характере способствует созданию та­кого психологического состояния его членов, при котором люди удов­летворены своей работой, а коллектив постепенно сплачивается и работает наиболее эффективно.

Сплоченность работников коллектива

     Сплоченность зависит от множества причин. Трудно, а порой и невозможно сплотить коллектив за короткое время. В каждом отдельном случае этот период различен. Быстрее данный процесс протекает там, где руководитель коллектива энергичный, целеустремленный, знает, как повлиять на людей, чтобы они сплотились. Еще лучше, если менеджер стал лидером коллектива, за ним идут, ему верят, подражают, объединяются вокруг него и его идей.

     Медленнее и труднее процесс сплоченности коллектива происхо­дит при более слабом управлении, а в коллективе возникают группы людей, которые не разделяют устремлений руководства. Возможно, что коллектив сплотить не удается вообще, если в него попали слишком разные по характеру и темпе­раменту люди, с различными ценностными ориентациями, не терпя­щие мнения других и т.д.

Психологическая совместимость работников в трудовом кол­лективе 

     Для достижения психологической совместимости людей в коллективе необходимы по меньшей мере два условия: 1) совмести­мость характеров, типов темпераментов; 2) высокий профессиональ­ный уровень всех работающих в коллективе.

     Чтобы обеспечить совместимость, необходимы конкретные действия менеджера:

   ≈ знать и использовать склонности людей, их позиции для доверия между ними;

   ≈ распределять работу так, чтобы никто не мог пользоваться плодами работы другого;

   ≈ создавать условия для личной безопасности людей;

   ≈ содействовать взаимной помощи в процессе совместного труда;

   ≈ развивать ответственность перед коллекти­вом;

   ≈ быть доступным для откровенных разговоров со всеми работниками.

     Психологическая совмес­тимость коллектива легко может быть разрушена, если произошла утечка негативной информации, распространяются нежелательные слу­хи; может возникнуть конфликт.

     На психологическую совместимость работников оказывает влияние система контроля за работой. В итоге контро­ля коллектив должен принять верное решение о том, как исправить до­пущенные ошибки, или какими путями добиваться улучшения работы.

Психологическое давление и степень конформизма

     Коллектив постоян­но оказывает свое психологическое воздействие на каждого работника. Уровень психологического давления зависит от морально-психоло­гического климата, сплоченности и совместимости работников. В начале развития коллектива воздействие может быть слабым, позд­нее — сильным и решающим.

     Мнение коллектива является сильным фактором воздействия и влия­ния на ра­ботников. Руководитель должен постоянно заботиться о том, чтобы мнение коллектива способствовало укрепле­нию его потенциала, надлежащему воспитанию людей, улучшению их отношения к труду и друг к другу

     В коллективе существуют и действуют различные формальные и неформальные группы и их лидеры. Важным для организации является единство и согласие коллектива с действиями и решениями руководителя. Грань между полным согласием с решениями руководителя и их отрицанием, выдвижением своего подхода к делу весьма условна. Она обусловлена степенью конформизма в коллективе. Конформизм, как схожесть мнений, может иметь отрицательное и положительное значение. Конформизм, как приспособленчество, безусловно, играет отрицатель­ную роль. Постоянное согласие, единство мнений, безоговорочное сле­дование указаниям и директивам в ряде случаев порождают стагна­цию, остановку в развитии.

     Степень конформизма в коллективе изменяется в зависимости от наличия и состава групп в коллективе, от сложности си­туации. Чем больше по составу группы, тем выше в них степень восприятия, суждения и умозаключения со­трудников. В больших коллективах больше раз­личий мнений. Наибольшей степени конформизма подвержены малые группы от трех до пяти человек.

     Преодолеть сложившиеся стереотипы, застой в развитии коллекти­ва может также новый сотрудник, обладающий необходимыми воле­выми качествами, чертами характера и высоким профессионализмом. Новый работник может встретить негативную реакцию и даже зависть со сто­роны членов коллектива, но может и приобрести непререкаемые авто­ритет и влияние, особенно тогда, когда результаты его действий пре­взойдут всякие ожидания. Задача менеджера вовремя увидеть и всемерно поддерживать его, дать возможность воплотиться на практике его идеям.

Адаптация в трудовом коллективе

     Жизнь коллектива предполагает, что по истечении определенного времени одни сотрудники увольняются, переходя на другое место ра­боты, или идут на заслуженный отдых, на смену им приходят новые люди. С управленческой точки зрения, менеджеры рассматрива­ют здесь два возможных варианта: 1) когда приходит мо­лодой, начинающий свой трудовой путь человек; 2) когда приходит опытный, профессионально подго­товленный сотрудник, работавший на другом предприятии, подход к ним менеджера будет разным.

     На новичка «обрушивается» весь арсенал воздей­ствия менеджера и коллектива. Менеджер может лично вводить в курс дела новичка, объясняя его роль и полномочия, трудовые приемы и методы работы, личным при­мером показывать, как необходимо выполнять ту или иную работу. Но может и назначить ему наставника. Или предоставить возможность но­вому работнику самостоятельно разобраться во всем. Этот путь может быть использован лишь в отношении людей с сильной волей и твер­дым характером. Постепенно молодой сотрудник включится в работу коллектива и примет его порядки и правила дея­тельности.

     Сложнее вхождение в коллектив более опытного сотрудника. Возможно столкновение его убеждений с мнениями руководителя и всего коллектива. Или может принять цен­ности и коллектива и подчиниться его руководству. Это зависит от человека - стремится ли он к роли простого исполнителя чужой воли, или избрал более трудный путь неза­висимости и самостоятельности.

     Новый сотрудник оценивает новых товарищей по ра­боте, коллектив также оценивает его. Коллектив рассматривает нового сотрудника с несколь­ких позиций:

   - внешние данные - физические характеристики и рост, телосло­жение, цвет глаз и волос, манера одеваться и разговаривать, держаться с товарищами и т.д.;

   - социальные характеристики - уровень образования, род и вид за­нятий, принадлежность к общественным движениям и организациям, социально-бытовое положение;

   - семейное положение - холост или женат, имеет ли детей, есть ли родители и кто они;

   - анкетные данные - место рождения и учебы, национальность, ка­кого вероисповедания или неверующий, чем занимался до прихода в коллектив и т.д.

     Каждый работник воспринимает эти характеристи­ки по-своему. Глубокое восприятие и оцен­ка качеств нового сотрудника происходит позднее, когда он начнет раскрывать свои способности и проявлять черты характера, когда будут ясны принятые им ценности и принципы.

     О новом человеке в трудовом коллективе судят по тому, на­сколько он принципиален, во что верит, а к чему относится скептически. Под принципами в менеджменте, относящи­мися к отдельному человеку, понимают устойчивую форму проявле­ния системы ценностей и воплощение верований в виде определенных стандартов поведения.

     Успешная работа нового сотрудника будет возможна при выполне­нии условий, которые создаются в основном руко­водством:

   ♦ удовлетворенность работой и уровнем вознаграждения за нее;

   ♦ увлеченность процессом труда;

   ♦ наличие перспектив профессио­нального роста и выдвижения;

   ♦ состояние рабочего места;

   ♦ возможность качественного отдыха;

   ♦ распорядок работы;

   ♦ сохранение чувства преданности своему коллективу и др.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!