ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ » ЛЕКЦИИ » Тема 3 "Система управления персоналом организации"

Тема 3 "Система управления персоналом организации"

«Система управления персоналом организации»

 

1. Понятие системы управления персоналом и методы ее построения

 

Понятие и элементы системы управления персоналом

     Система управления персоналом представляет собой совокупность приемов, ме­тодов, технологий, процедур работы с кадрами.

     Существует несколько подходов к формулированию системы управления персоналом. Все зависит от того, какой аспект данного явления рассматривается.

     В систему управления персоналом включаются следующие элементы кадровой работы: кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, адаптация, обучение, карьера, оценка, мотивация, нормирование труда.

     Это лишь неполный перечень используемых кадровых техноло­гий, но он позволяет представить диапазон работы с персоналом. Все элементы системы управления персоналом условно можно разделить на три блока:

    1) технологии формирования персонала, к которым относятся кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, высвобождение, иногда сюда включают адаптацию работников;

    2) технологии развития персонала, объединяющие обучение, карьеру и формирование кадрового резерва;

    3) технологии рационального использования персонала, вклю­чающие оценку, мотивацию, нормирование труда.

     Одни и те же кадровые технологии могут относиться к различным блокам (например, адаптация вполне может соответствовать тех­нологиям формирования и рационального использования персо­нала).

     Система управления персоналом организации является составной частью общей системы управления организацией и в современных условиях от ее успешного построения и эффективности работы зависит достижение главных целей функционирования организации на экономическом пространстве. Система управления персоналом организации - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает различные подсистемы общего линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных фун­кций. 

     Подсистема общего и линейного руководства осуществляет следующие функции: управление организацией в целом, управле­ние отдельными функциональными и производственными подраз­делениями.

     Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рын­ка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале.

     Подсистема управления и учета персонала осуществляет: орга­низацию найма персонала, организацию собеседования, оценки от­бора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения работников, профессиональную ориентацию и органи­зацию рационального использования персонала, управление заня­тостью, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.

     Подсистема управления трудовыми отношениями производит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотноше­ний, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психо­логическую диагностику, управление взаимодействием с проф­союзом.

     Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды.

     Подсистема управления развитием персонала осуществляет: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального про­движения, организацию работы с кадровым резервом.

     Подсистема управления мотивацией поведения персонала вы­полняет следующие функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, раз­работка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка морального поощрения персона­ла, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.

     Подсистема управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспита­ния, обеспечение охраны здоровья и отдыха, организацию соци­ального страхования.

     Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как анализ сложившейся организацион­ной структуры управления, разработка штатного расписания.

     Подсистема правового обеспечения системы управления персо­налом осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отно­шений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом.

     Еще одним подходом к определению системы управления пер­соналом является представление системы управления персоналом с организационной точки зрения. Исходя из данной позиции, система управления персоналом - совокупность организационных структур, выполняющих функции управления персоналом. Сюда включают руководителей, службу УП, то есть всех так или иначе реализую­щих функции УП.

     В данном случае выделяют: кадровое; нормативно-методическое; делопроизводственное; организационное; информационное; матери­альное и техническое обеспечение системы управления персоналом.

      Кадровое обеспечение системы управления персоналом пред­ставляет собой необходимый качественный и количественный со­став работников кадровой службы организации.

      Нормативно-методическое обеспечение системы управления пер­соналом состоит из следующих элементов:

    1) документов организационного, организационно-методиче­ского, распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера;

    2) нормативно-справочных материалов, устанавливающих нор­мы, правила и методы, используемые при решении задач организа­ции труда и управления персоналом.

     Делопроизводственное обеспечение системы управления персо­налом предусматривает создание условий для осуществления работы с документами, обращающимися в системе управления персоналом, в рамках полного цикла обработки и движения документов с момен­та их создания (или получения) работниками кадровой службы до завершения исполнения и передачи в другие подразделения.

     Организационное обеспечение системы управления персоналом означает формирование специальных структурных подразделений, выполняющих ряд задач и функций в области работы с кадрами.

     Информационное обеспечение системы управления персоналом представляет собой совокупность реализованных решений по объ­ему, размещению и формам организации информации, циркули­рующей в системе управления персоналом при ее функционирова­нии. Оно включает оперативную информацию, нормативно-спра­вочную информацию, технико-справочную информацию. При этом необходимо соблюдать ряд требований: комплексность, оператив­ность, достоверность, систематичность.

     Материальное и техническое обеспечение системы управления персоналом предусматривает выделение определенных материаль­ных и технических средств на осуществление работы с кадрами.

     Таким образом, система управления персоналом включает в се­бя всю процедуру работы с кадрами - от определения основной идеи взаимодействия администрации и трудового коллектива до высвобождения работников, - а также совокупность обеспечиваю­щих ее подсистем (информационной, организационной, кадровой, правовой).

Методы построения системы управления персоналом и ее совершенствования

     Для построения системы управления персоналом организации существуют две группы методов:

    1. методы, характеризующие требо­вания к формированию системы управления персоналом,

    2. методы, определяющие направления развития системы управления персо­налом.

     Одним из основных методов построения системы управления персоналом является системный анализ, он служит методологиче­ским средством системного подхода к решению проблем совер­шенствования системы управления персоналом.

     Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсис­темы - на функции, функции - на процедуры. После расчленения необходимо воссоздать систему управления персоналом как единое целое, синтезировать то, что было расчленено. При этом могут использоваться логические, графические и цифровые модели.

     Метод последовательной подстановки позволяет изучить влия­ние на формирование системы управления персоналом каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось ее со­стояние. Факторы ранжируются и среди них отбираются наиболее существенные.

     Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему управления персоналом с подобной системой передовой организа­ции, с нормативным состоянием в прошлом периоде. Сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости иссле­дуемых систем, их однородности.

     Динамический метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Этот метод используется при исследовании количественных пока­зателей, характеризующих систему управления персоналом.

     Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы управления персоналом с точки зрения их соответствия целям организации.

     Экспертно-аналитический метод совершенствования управле­ния персоналом основывается на привлечении высококвалифици­рованных специалистов по управлению персоналом, управленче­ского персонала предприятия к этому процессу. С помощью метода выявляются основные направления совершенствования управления персоналом, оценки результатов анализа и причины недостатков. Не всегда обладает высокой точностью и объективностью, по­скольку у экспертов отсутствуют единые критерии оценок.

     Нормативный метод предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению персоналом, численность работников по функциям, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организацией в целом и системы управления персоналом.

     Параметрический метод заключается в установлении функцио­нальных зависимостей между параметрами элементов производст­венной системы и системы управления персоналом для выявления их соответствия.

     Метод главных компонент позволяет отразить в одном показа­теле свойства десятков показателей. Это дает возможность срав­нить не множество показателей одной системы управления персо­налом с множеством показателей другой подобной системы, а только один.

     Опытный метод базируется на опыте предшествующего перио­да данной системы управления персоналом и опыте другой анало­гичной системы.

     Метод функционально-стоимостного анализа. Этот метод по­зволяет выбрать такой вариант построения системы управления персоналом или выполнения той или иной функции управления персоналом, который требует наименьших затрат и является наи­более эффективным с точки зрения конечных результатов.

     Метод творческих совещаний предполагает коллективное об­суждение направления развития системы управления персоналом группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, а те, в свою очередь, порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания — выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы управления персо­налом.

      Морфологический анализ является средством изучения всевоз­можных комбинаций вариантов организационных решений, пред­лагаемых для осуществления отдельных функций управления пер­соналом. Если записать столбиком все функции, а затем против каждой функции построчно указать всевозможные варианты ее выполнения, то получим морфологическую матрицу. Идея этого метода заключается в том, чтобы сложную задачу разбить на мел­кие подзадачи, которые легче решать по отдельности. При этом предполагается, что решение сложной задачи складывается из ре­шений подзадач.

     Это далеко не полный перечень методов построения системы управления персоналом и ее совершенствования. Наибольший эф­фект достигается в том случае, когда все методы применяются в совокупности.

 

2.  Организационное проектирование системы управления персоналом

    

     Организационное проектирование системы управления персона­лом — процесс разработки проектов организации систем управле­ния персоналом организаций.

    Проектирование системы управления персоналом нельзя отде­лить от проектирования системы управления всей организацией, так как первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руко­водителей — от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции научно-технического, производственного, экономического руководства, управления внешними хозяйственными связями и персоналом. Система управления персоналом является основой системы управления организацией.

 Понятие, стадии и этапы организационного проектирования

     Системный подход к разработке проектов систем управления всех уровней иерархии позволяет комплексно подойти к решению данной проблемы. Проектируются все функциональные и целевые подсистемы, подсистемы обеспечения управления, подсистема линейного руководства, все составляющие их элементы: функции, оргструктура и технология управления, кад­ры, информация, методы и технические средства управления, управленческие решения.

     Проектируются взаимосвязи этих компонентов целостной системы между собой внутри систе­мы, а также с внешней средой.

     В общем виде проект системы управления организации состоит из технико-экономического обоснования (ТЭО) целесообразнос­ти и необходимости совершенствования системы управления, за­дания на оргпроектирование (30), организационного общего проекта (ООП), организационного рабочего проекта (ОРП).

     Процесс разработки и внедрения проекта системы управления организации состоит из трех стадий: предпроектная подготовка, проектирование и внедрение.

Характеристика этапов организационного проектирования

     Технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности и необходимости совершенствования системы управления предназ­начено для обоснования производственно-хозяйственной необхо­димости и технико-экономической целесообразности совершен­ствования системы управления организаций. Включает следующие разделы: введение, характеристика существующих производ­ственной системы и системы управления, цели и критерии совер­шенствования системы управления, ожидаемые технико-эконо­мические результаты совершенствования системы управления, выводы и предложения.

     Задание на оргпроектирование системы управления (ЗО) явля­ется исходным документом для разработки проекта совершен­ствования системы управления организации. В состав 30 рекомен­дуется включать следующие разделы: основание для разработки проекта совершенствования системы управления, цель разработки, результаты анализа состояния производства и управле­ния организации, требования к построению системы управления организации, предложения по совершенствованию производ­ственной системы и системы управления; состав, содержание и организацию работы по разработке и внедрению проекта; порядок приемки проекта совершенствования системы управления организации; источники информации, используемые при разработке проекта.

     Организационный общий проект системы управления организа­цией (ООП) разрабатывается на основе утвержденного 30 на систему управления организации.

Документация этой стадии проектирования должна состоять из пяти частей: общесистемной документации, документации подсистемы линейного руководства, документации целевых под­систем, документации функциональных подсистем и документа­ции подсистем обеспечения.

     Организационный рабочий проект системы управления органи­зации (ОРП) разрабатывается на основе утвержденного ООП си­стемы управления организаций. Цель рабочего проекта — разра­ботка рабочей документации, необходимой для внедрения системы  управления,  проведения  приемосдаточных работ,  а также обеспечения нормального функционирования системы уп­равления организации.

Рабочая документация стадии рабочего проектирования долж­на состоять, по аналогии с ООП, из пяти частей: общесистемной документации, документации подсистемы, линейного руковод­ства, документации целевых подсистем, документации функ­циональных подсистем, документации подсистем обеспечения.

     Этап внедрения проекта совершенствования системы управле­ния включает стадии материально-технической подготовки, про­фессиональной подготовки управленческих работников, социаль­но-психологической подготовки работников организации, разработки системы стимулирования внедрения проекта, опытно­го внедрения и внедрения проекта, контроля за ходом внедрения, расчет фактического экономического эффекта от внедрения про­екта, проведения приемосдаточных работ.

 Цели и функции системы управления персоналом

     Всю совокупность целей организации можно разделить на че­тыре вида, или блока: экономические, научно-технические, произ­водственно-коммерческие и социальные. Каждый из названных блоков имеет свою цель первого уровня:

    = экономическая цель — получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг;

    = научно-техническая цель — обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии;

    = производственно-коммерческая цель — производство и реализация продукции или услуг в задан­ном объеме и с заданной ритмичностью (обеспечивающие эконо­мическую цель договорные обязательства, госзаказы и т.п.);

    = социальная цель — достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.

     В деятельности руководителей подразде­лений всех уровней в неразрыв­ном единстве присутствуют такие общие функции управления как: планирование (т.е. координации ожидаемых результатов и способов их получения), организация и регулирование (т.е. координации фактических действий по достиже­нию результатов), учет и контроль (т.е. обратной связи от объекта к субъекту для получения информации о достижении результатов), стимулирование (т.е. распределения финансовых ресурсов между зве­ньями).

     Система целей является основой определения состава функ­ций управления. Важным вопросом в этой связи является структуризация функционального разделения труда. Функционирование системы управления персоналом состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои собственные задачи.

 Организационная  структура системы  управления  персоналом

     Организационная структура системы управления персоналом — совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц.

     Подразделения — носители функ­ций управления персоналом — могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организаци­ей определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя.

     Формирование оргструктуры системы управления персоналом включает следующие этапы:

    - структуризация целей системы управления персоналом;

    - определение состава функций управления, позволяющих ре­ализовать цели системы;

    - формирование состава подсистем;

    - установление связей между подсистемами;

    - определение прав и ответственности подсистем;

    - расчет трудоемкости функций и численности подсистем;

    - построение конфигурации оргструктуры.

 

3.  Государственная система управления трудовыми ресурсами 

 

Трудовые ресурсы и проблемы занятости

     Исторически в международной практике сложилось так, что государственные органы занятости населения появились в виде органов руководства или подразделений министерств труда. Как организованная система мер воздействия на занятость государст­венная политика на рынке труда сформировалась в первой поло­вине XX века. В 20-е и 30-е годы осуществлялась только координация предложений на уровне государства министерством труда, которое включало в свою структуру службы, занимающиеся ин­спекцией, законодательством о труде, страхованием на случай безработицы.

     Службы занятости населения в СССР занимались, как правило, трудовым посредничеством. До конца 30-х годов их основным занятием было обеспечение рабочими местами масс трудящихся, а также снабжение кадрами новых предприятий. К концу 30-х годов с безработицей было искусственно «покончено», трудовое посред­ничество потеряло основной смысл своего существования, и этот вид деятельности был прекращен. Последствия войны привели к тому, что СССР стал испытывать дефицит трудовых ресурсов. В 1941-1945 годах прямые потери составили 29 миллионов чело­век. Со второй половины 60-х годов вновь возникает необходи­мость в трудовом посредничестве, что было обусловлено глубокой модификацией организации труда на то время.

     Особой формой деятельности трудового посредничества в СССР являлся контроль за применением законодательства об обя­занности человека трудиться (ст. 209 прежней редакции УК РСФСР предусматривала наказание от 1 до 2 лет лишения свобо­ды для лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда). Поэтому службы занятости были обязаны сотрудничать с милицией, общественными организациями, такими, как комсомол, для выявления тех, кто уклоняется от общественно полезного труда.

     По мере становления в России рыночной экономики теряет смысл так называемая «полная занятость» и становится реальной массовая безработица. С одной стороны, возникновение рынка дает возможность человеку реализо­вать свои способности и зарабатывать в соответствии с цен­ностью своего труда, а с другой - создает социальные издержки. Именно поэтому во всех экономически развитых странах наряду с рыночными механиз­мами регулирования данных отношений действует и государст­венный механизм (политико-правовой). Одной из его состав­ляющих является политика занятости. Политика занятости на рынке труда реализуется через комплекс мероприятий, осущест­вляемых сетью специальных государственных учреждений, в целях поддержки занятости, повышения мобильности рабочей силы, создания новых рабочих мест, а также посредством селек­тивных мер по повышению возможности людей получить и со­хранить работу.

     Направления государственной политики в области содействия занятости населения приведены в ст. 5 Закона РФ «О занятости».

     При рассмотрении проблем занятости необходимо различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда».

     Государственная политика занятости является выражением кон­ституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации - Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание.

      Политика на рынке труда, являясь составной частью общей по­литики занятости, призвана решать относительно частные задачи, связанные с ликвидацией возникающих диспропорций в сфере труда. Приоритетной задачей выступа­ет минимизация социально-экономических издержек и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.

     В качестве объекта политики государства на рынке труда вы­ступает незанятое экономически активное население, в качестве субъектов соответствующие министерство и Феде­ральные службы занятости в лице своих региональных центров.

     Экономически активное население - термин введен в терминологию международной  статистики в 1996 году. К этой категории относится население, занятое общественно полезной деятельностью, приносящей ему доход, и лиц, активно ищущих работу.

Государственная система управления трудовыми ресурсами 

     Государственная система управления трудовыми ресурсами включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизмы их использования.

     Государственную систему управления трудовыми ресурсами можно охарактеризовать с двух сторон:

    = с точки зрения задач и функций, выполнение которых она должна обеспечить;

    = с точки зрения организационно-структурного состава, то есть наличия органов государственной власти и управления, исследова­тельских и учебных институтов и организаций, призванных выпол­нять эти задачи и функции.

     К задачам государственной системы управления трудовыми ре­сурсами отнесятся:

    - принятие законов в области социально-трудовых отношений в стране;

    - контроль за исполнением законов и иных нормативных до­кументов;

    - выработка и реализация политики в вышеназванной области.

     Государственными и иными органами, образующими систему управления трудовыми ресурсами страны являются следующие.

     Законодательная власть осуществляет принятие законов, со­держащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат: Совета Федерации и Государствен­ной Думы.

     Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой.

     В Совете Федерации образовано несколько комитетов, например:  по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, по социальной политике.

     В Государственной Думе образованы следующие комитеты: по законодательству и судебно-правовой реформе, по экономической политике, по образованию и науке.

      Органы исполнительной власти осуществляют исполнитель­но-распорядительную деятельность. Президент формирует Прави­тельство, которое обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

     В структуре Правительства имеются федеральные и отраслевые мини­стерства и ведомства, специализирующиеся на вопро­сах труда и управления трудовыми ресурсами, а также образова­тельные и научные.

     Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство деятельностью по обеспечению государственной политики в области труда, занятости и социаль­ных вопросов, является министерство труда и социального разви­тия РФ.

     Ведущими подведомственными организациями министерства труда являются Институт труда, Центральный институт труда, Все­российский центр уровня жизни, Всероссийский центр производи­тельности, Институт проблем занятости.

      Судебные органы осуществляют правосудие: разрешение про­блем, конфликтов, связанных с применением трудового законода­тельства, наказание нарушителей. Судебную власть представляют: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбит­ражный Суд, федеральные суды, министерство юстиции РФ.

     Важная роль в области социально-трудовых отношений при­надлежит системе социального партнерства. Она строится в соот­ветствии с законом РФ «О коллективных договорах и соглашени­ях», Указом Президента РФ «О Российской трехсторонней комис­сии по регулированию социально-трудовых отношений» и поста­новлением Совета Министров РФ «Об утверждении «Положения о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и от­раслевых (тарифных) соглашений». В соответствии с этими доку­ментами предусматривается ежегодное заключение на федераль­ном уровне генеральных и отраслевых соглашений. Важная роль в социальном партнерстве отводится профсоюзам.

     В профсоюзном движении России сейчас выделяются следую­щие организационные объединения:

    1) традиционные (официальные) профсоюзы (ФНПР — Фонд независимых профсоюзов России). В их структуру входят 40 отрас­левых профсоюзов и более 70 региональных профобъединений, насчитывающих более 65 млн. человек, что составляет более 90% общего числа членов профсоюзов в России;

    2) альтернативные профсоюзы демократической ориентации — объединяют 300—350 тыс. человек, входящих в 25 официально зарегистрированных и столько же незарегистрированных альтер­нативных профсоюзов. Возникли на волне массовых забастовок лета 1989 г.;

    3) локальные профсоюзы — немногочисленные, организаци­онно обособленные в масштабах города (например, С.-Петербурга);

    4) профсоюзы работников негосударственного сектора: их око­ло 10, они объединяют до 3 млн. человек, занятых в негосудар­ственном секторе, а также самих предпринимателей. Эти проф­союзы, скорее, содействуют развитию предпринимательства, чем защищают права наемных работников.

 Международная организация труда (МОТ) и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений

     Одним из главных источников международно-правового регу­лирования труда являются акты, принимаемые МОТ. Необходимо отметить, что содержащиеся в актах МОТ между­народные стандарты труда представляют собой одно из достиже­ний современной цивилизации, в котором воплотился итог дея­тельности различных государств по внесению в рыночную эконо­мику социальных ценностей.

     Международная организация труда (МОТ) создана в соответст­вии с Версальским мирным договором при Лиге Наций в 1919 году. Ее основание было вызвано осознанием того факта, что именно социальные конфликты явились одной из причин первой мировой войны. В 1946 году МОТ стала первым специализированным учре­ждением ООН.

     Россия является преемницей СССР в международных органи­зациях, в международных договорах и обязательствах. Так, она унаследовала членство в МОТ. Советский Союз входил в МОТ с 1934 по 1940 год. В связи со Второй мировой войной и в первые послевоенные годы СССР прекратил свое членство в этой органи­зации и возобновил его в 1954 году. Наша страна активно участво­вала во всех мероприятиях МОТ: на ежегодных конференциях, в отраслевых комитетах, на региональных конференциях. Представи­тели правительства и профсоюзов входили и входят в состав Ад­министративного совета.

     С трансформацией экономической и политической систем в стране интерес МОТ к России существенно возрос. Представители МОТ проводили консультации в Женеве и Москве и оказали по­мощь российским органам в разработке проекта Закона «О занято­сти населения в Российской Федерации», «Положения о Россий­ской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудо­вых отношений». С 1995 года действует Программа сотрудничества МОТ и Рос­сийской Федерации.

     В настоящее время наиболее важными признаны три направле­ния в деятельности МОТ:

- содействие демократии;

- борьба с бедностью;

- защита трудящихся.

     К основным целям Международной организации труда следует отнести содействие социально-экономическому прогрессу, повы­шению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

     Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются:

   - разработка согласованной политики и программ, направлен­ных на решение социально-трудовых проблем;

    - разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;

    - помощь странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;

    - защита прав человека;

    - борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудя­щихся, развитие социального обеспечения;

    - разработка программ в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

    - разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудя­щихся (женщин, молодежи, трудящихся-мигрантов).

     Существует общая структура МОТ, которая является сложной и многослойной. В эту структуру входят:

    = Международная конференция труда (МКТ) - высший орган организации. Проходит ежегодно в Женеве. Каждое государство представлено на Конференции четырьмя делегатами с правом ре­шающего голоса;

    = региональные конференции созываются по мере необходимости и возможности для обсуждения вопросов, представляющих интерес для данного региона;

    = отраслевые комитеты рассматривают социально-трудовые проблемы, характерные для отдельных наиболее важных и массовых отраслей в сфере экономики;

    = исполнительным органом МОТ являются Административные советы. Состав совета включает 56 членов: 28 представителей пра­вительства, 14 трудящихся и 14 предпринимателей;

    = Международное бюро труда (МБТ) является постоянным сек­ретариатом МОТ, ее административным, исполнительным, иссле­довательским и информационным центром.

     Отличительная черта Международной организации труда - ее трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются пере­говоры между правительствами и организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп, как было указано выше, представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях МОТ.

     Среди актов, принимаемых МОТ в качестве международно-правового регу­лирования труда можно выделить следующие..

      Конвенция - это международный правовой акт, который по­сле его ратификации государством-членом является обязательным для выполнения. К настоящему времени МОТ приняты 2 декларации, 184 кон­венции и 191 рекомендация, касающиеся самых разных аспектов труда. Две декларации (Филадельфийская 1948 г. и Женевская 1998 г.) закрепляют фундаментальные трудовые права, общепри­знанные принципы и нормы международно-правового регулирова­ния труда.

     За Россией в настоящее время числится 56 ратифицированных конвенций, из них действующих только 49.

     Приоритетные сферы деятельности МОТ вытекают из Устава МОТ и Филадельфийской декларации. Это:

    ° принятие и проведение в жизнь международных трудовых норм;

    °поддержка развития и реформирования социальной инфра­структуры и системы социального обеспечения;

    ° предоставление консультаций при разработке законодатель­ства в социально-трудовой сфере;

    ° консультации по проведению активной политики на рынке труда;

    ° улучшение труда и жизни, защита трудящихся от несчаст­ных случаев;

    ° подготовка управленческих кадров и содействие развитию малых и средних предприятий;

    ° поддержка развития социального партнерства, прежде всего, независимых профсоюзов и организаций работодателей, а также трехсторонних институтов, способствующих социальному диалогу между государством и социальными партнерами.

Офисные перегородки

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!