ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ » Тема № 27: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тема № 27: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Вопросы  темы:

1. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы

2. Гарантии законности: понятие и виды

 

 

1. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы

 

    В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции России органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти­туцию и законы, а в соответствии с ч. 1 той же статьи законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны проти­воречить Конституции страны. Итак, соблюдение Конституции и законов и соответствие всех других издаваемых нормативно-правовых актов действующему законодательству составляют сущность законности. Наряду с законностью эффек­тивности управления служат дисциплина и целесо­образность, присущие управленческой деятельности.

   Законность как термин имеет несколько смыслов. Ее можно толковать как:

   1. Режим, т.е. установленный государственный порядок, в со­ответствии с которым все правоотношения и действия государст­венных органов, органов местного самоуправления, обществен­ных институтов и граждан осуществляются в рамках закона.

   2. Метод, т.е. совокупность способов, приемов, средств, юри­дических норм и гарантий, с помощью которых управленческая деятельность вводится в русло законов, направляется на испол­нение законов в установленных законами формах и признанными законами действиями.

   3. Принцип жизнедеятельности для всех — следование зако­ну, правилу «выгодно поступать по закону и невыгодно — вопре­ки ему».

   При любом подходе к законности ее сущность состоит в том, чтобы выраженные в правовых нормах (правилах поведения) по­зитивные обязывания исполнялись, дозволения использовались, запреты соблюдались, закон реально выполнял свою регулирую­щую роль в жизни государства, общества и конкретного человека.

   Законность как реальный факт может быть только единой и неделимой, охватывать все государство и общество, все структуры управления и человека, касаться всех и каждого.

   Проблему законности можно рассмотреть на двух уровнях:

- на уровне нормотворческой деятельности государственно-админис­тративных органов и

- на уровне правоприменения, реализации правовых актов, обеспечения режима законности в процессе ор­ганизационно-управленческой деятельности.

   Законность является принципом государственной и общественной жизни и означает неуклонное соблюдение нормативных предписаний всеми субъектами правоотношений. Законность является связующим звеном между законодательством и правопорядком. В широком смысле законность означает правовой режим, в узком смысле законность означает принцип деятельности государственных органов в процессе правотворчества, правоприменения и привлечения к ответственности. Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе, связанные с изданием, применением права и контролем за осуществлением права.

   Структурно законность состоит из двух юридических процессов- действий — правотворчества и реализации права. Хотя ряд ученых не считают правотворчество (законотворчество) элементом законности, полагая законотворчество в качестве предпосылки законности. Законность также предполагает позитивную реализацию права всеми субъектами права. Законность является определенным состоянием регулирования общественных отношений, состоянием правомерной деятельности. Деятельность субъектов права при этом должна соответствовать норме права (закону).

   Законность — это идея, требование, режим и состояние правомерного соблюдения, исполнения, использования и применения права.

   Законность означает точное действие юридических норм во времени, в пространстве, но кругу лиц в соответствии с их юридической силой. Законность является «общественно-политическим режимом жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц». Термином «законность» также обозначается «позитивное (положительное) отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни людей».

 

Принципы законности

    1. Принцип верховенства законности означает главенство, прямое действие и высшую юридическую силу закона в системе других источников права. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности. Конституционный Суд, прокуратура и другие правоприменительные органы осуществляют контроль за исполнением законности. Принцип законности должен распространяться на все правовые формы деятельности — правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, правореализационную. Принцип верховенства закона означает, что, прежде всего, должны исполняться законы, и исполняться в соответствии с нормами закона во всех случаях, когда закон подлежит применению.

    2. Принцип единства законности предполагает одинаковое понимание и применение закона на всей территории его действия. Единообразное понимание и применение закона составляет режим законности. Единство законности означает единство всех форм правовой деятельности, их согласованность между собой (правотворчество, правоприменение, правоохрана). Единство законности означает одинаковое (единообразное) действие закона не только по территории, но и по субъектам. Обеспечение всеобщности (единства) правовых предписаний — задача государства, его правореализационной функции. Единство законности основывается на точном осуществлении законодательных установлений всеми субъектами права при наличии соответствующего контроля законности со стороны государства (режим законности). Единство законности исключает какой-либо произвол со стороны субъектов права.

    3. Целесообразность законности означает связь законности с целесообразностью. Целесообразность не должна исключать законность, но должна всегда находиться в рамках законности. Целесообразность законности означает необходимость выбора варианта действия в соответствии с вариантами, не запрещенными нормами права. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность, она предполагает достижение общественной пользы и является вариантами содержательной характеристики законов. Закон действуют до тех пор, пока не отменен. Законы считаются целесообразными и подлежащими применению, включая их отмену, изменение и дополнение. Необходимо своевременно устранять расхождения закона с реальной жизнью, учитывать в содержании законов реальные позитивные потребности общества.

    4. Принцип реальности законности означает реализацию фактического исполнения правовых предписаний в деятельности субъектов права, неотвратимость ответственности за правонарушения. Содержание законов должно соответствовать объективным потребностям общественного развития. Нормативной основой законности являются правовые законы. Недостаточно формально-юридического установления законности, необходимо фактическое осуществление провозглашаемых форм права, единство формы и содержания (например, соответствие фактической и юридической конституции). Реальность законности обеспечивают гарантии законности — юридические, экономические, политические и др.

    5. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина означает невозможность реализации прав личности без законности, так как законность выступает их гарантией, а также наличие развитой системы прав и свобод личности является показателем состояния законности в обществе. Данный принцип означает наличие в обществе средств и условий, обеспечивающих соблюдение законов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека, интересов государства и общества в целом.

    6. Принцип неразрывной связи законности с культурой означает зависимость законности от состояния культуры в целом и от правовой культуры в частности. Соблюдение и активная реализация права является в то же время существенным условием и показателем уровня культурности общества. Чем выше уровень культуры, тем выше уровень законности. Функции права во многом реализовываются в условиях законности. Законность выступает важнейшей предпосылкой реализации права.

    7. Принцип постоянной реализации законности означает состояние неотвратимости наступления ответственности за правонарушения, а следовательно, и за нарушение режима и состояния законности. Законность в состоянии постоянной реализации является реальностью права, важнейшей социальной ценностью, основным методом регулирования социальных отношений. Борьба с правонарушениями, правовая идеология и культура призваны поддерживать действенность реализации данного принципа.

   Уровень законности в государстве зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности субъ­ектов административной власти, т.к.:

■ Аппарат исполнительной власти представляет многочис­ленную группу. Число государственных служащих государствен­но-административной системы во много раз превышает числен­ность всех служащих, занимающихся иной государственной дея­тельностью. С ними люди, негосударственные организации, тру­довые коллективы контактируют намного чаще, чем с предста­вительными и судебно-прокурорскими органами.

■ Субъекты государственно-административного управления осуществляют правоприменение и издают, как уже отмечалось выше, огромное число нормативных актов, обладают большими властными полномочиями.

■ Они непосредственно распоряжаются материальными, фи­нансовыми, трудовыми ресурсами.

■ Органы исполнительной власти, их должностные лица впра­ве осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную дея­тельность, в их непосредственном ведении находится механизм физического принуждения, защиты.

■ Они наделены дискреционными полномочиями, свободой усмотрения, которая служит одним из средств выполнения госу­дарственными органами возложенных на них задач и полномочий.

   Дискреционные полномочия - законные полномочия, позволяющие должностному лицу действовать по собственному усмотрению в пределах определенных законом полномочий

   Все эти причины и объясняют тот факт, что при низком уровне законности в государственно-административном управлении, даже если иные подсистемы государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть ос­нования говорить о разрушении, кризисе режима законности.

 

Основные черты законности в государственном управлении

    Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт.

➥ общеобязательность законов для всех юридических и физических лиц, находящихся на территории России независимо от каких либо обстоятельств и личных качеств. В этом проявляется верховенство и всеоб­щность предписаний законов, их высшая юридическая сила.

    В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов 10 августа 2000 г. издан Указ Прези­дента «О дополнительных мерах по обеспечению единого правово­го пространства Российской Федерации».

➥ единство законности, обеспечивающее единообраз­ное понимание и применение законов на всей территории РФ. Это необходимо для успешного, слаженного взаи­модействия звеньев исполнительной власти, как между собой, так и с гражданами.

➥ недопустимость противопоставления законности и целесообразности, издания каких-либо правовых актов и дейст­вий по их реализации вопреки закону под предлогом их целесо­образности. Сам закон есть высшая степень проявления целесо­образности.

    Целесообразность означает соответствие деятель­ности органов исполнительной власти, должностных лиц тем целям, которые поставлены перед ними законами и подзаконными актами (так как не всегда четко определяются конкретные дей­ствия и условия осуществления тех или иных норм). Поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения в обществе, законодатель дает исполнителю пра­вовой нормы определенный простор, обычно предлагая на основе так называемого административного усмотрения несколько вариантов конкретного решения. Главное состоит в том, чтобы любой вариант решения при применении закона обязательно осу­ществлялся в границах закона и на основе норм права.

    Правоприменительная деятельность основывает­ся на требованиях общих норм закона, а поэтому должна им соответствовать. Осуществление   правотворческой   деятельности субъектами управленческих отношений и приме­нение мер административного принуждения в рам­ках законности усиливает гарантии соблюдения прав и интересов граждан

    ➥ неразрывная связь законности и правовой куль­туры населения. Эта связь проявляется в том, что, с одной сторо­ны, внедрение законности означает повышение культурного уров­ня населения, а с другой - само наличие определенного уровня культуры составляет необходимую предпосылку соблюдения за­конности.

    ➥ справедливость  законностb должна быть при любом управленческом решени. Только вместе они дости­гают целей правового регулирования, реализации исполнитель­ной власти. Отсутствие справедливости перечеркивает и закон­ность.

   ➥ неотвратимость ответственности. Законность в государственном управлении торжест­вует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправ­ное поведение.

    Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении предполагает деятельность соответствующих государственных форми­рований, направленную на:

• недопущение в деятельности органов исполнительной власти наруше­ний тех требований и предписаний, которые закреплены в действую­щих законах и подзаконных актах;

• своевременное и оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение;

• установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти;

привлечение к соответствующей ответственности виновных в наруше­нии законности и дисциплины;

• разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины.

    Обеспечению законности в России служит система определен­ных гарантий. Существуют экономические, политические, орга­низационные, юридические и общественные гарантии. На них опирается деятельность всех субъектов административного права в процессе реализации исполнительной власти.

    Обеспечение законности возлагается на различ­ные органы как в качестве их основной деятельности (суды, прокуратуру, государственные инспекции и др.), так и в качестве дополнительной функции. Многочисленную группу субъектов права составляют органы исполнительной власти, администрация государственных объеди­нений, предприятий, учреждений и организаций. Они не только применяют законы и подзаконные акты, но и сами издают боль­шое число правовых актов, которые должны правильно отражать жизненные потребности и, что чрезвычайно важно, быть закон­ными. Отсюда задача — минимизировать необходимость и возможность издания подзаконных нормативных актов, дополняющих или уточняющих законы, поскольку это нередко грозит нарушением законности. Главное же заключается в обеспечении исполнения законов и других нормативных правовых актов, особенно теми, кому дове­рено их применение.

    В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти проводится соответствующая ра­бота:

- совершенствование системы органов исполнительной власти и более четкое регламентирование их правового статуса;

- определение общих и должностных обязанностей и прав государ­ственных служащих, пределов их личной ответственности;

- при­нятие правовых актов, предусматривающих административный и судебный порядок восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан;

- воспитание у граждан чувства уважения к за­кону, повышение их правовой культуры.

 

Правопорядок как элемент законности

   Юридическая правомерность деятельности ис­полнительной власти — стержень правопорядка в стране.

   Правопорядок — этим понятием обозначается система ста­бильных правовых связей и отношений, существующих в государст­ве, обществе, между людьми, обеспечивающих их потребности, интересы и цели, способствующих гармонизации и рационали­зации общественного развития. 

    Под содержанием правопорядка понимается система правовых структур, элементов, процессов, существенных свойств и признаков.

   Выделяют:

» материальное содержание (закономерности функционирования, реальные отношения и связи) и

» юридическое содержание правопорядка (как итог реализации права и законности, как систему действия правоотношений и упорядоченности правовых элементов, отношений, процессов).

    Под формой правопорядка понимается его внутренняя структура, его функционирование во времени, в пространстве, по кругу лиц, по объектам регулирования. Форма правопорядка связана с его содержанием.

    Функции правопорядка, прежде всего, обозначают назначение его элементов и их связей между собой, которые проявляются в функционировании общества и государства. К ним относятся следующие функции: функция упорядочения и стабилизации общественных отношений, функция определенности и стабильности внутренних связей и отношений (между составными элементами правопорядка), функция защиты и совершенствования правопорядка.

    Принципы правопорядка являются той основой, на которой он формируется и функционирует:

» демократизма;

» конституционности;

» правовой нормативности;

» законности;

» структурной целостности;

» соподчиненности связей и отношений правопорядка;

» справедливости и гарантированности;

» простоты и универсальности и др.

   Эти принципы являются основой для поддержания и совершенствования системных связей и отношений между структурными элементами правопорядка. Эти принципы должны учитываться в процессе правотворческой, правореализационной, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

   Правопорядок можно считать конечным пунктом реализации права.

   Государственные служащие, чтобы поддерживать правопоря­док в стране, должны решать двуединую задачу:

во-первых, дей­ствовать в соответствии с законом, подзаконными актами, в том числе теми, что изданы самой государственной администрацией, нормативными и индивидуальными актами вышестоящих звеньев исполнительной власти, судов и судей,

во-вторых, проявлять инициативу для обеспечения выполнения законов, иных право­вых актов, оперативных управленческих решений.

    Нельзя и не­возможно активную администрацию лишать дискреционных пол­номочий, жестко связывать ее юридическими предписаниями. В рамках закона она должна иметь возможность выбора оптималь­ных вариантов решений и действий.

    Целесообразность деятель­ности, общественно полезная цель — существенный компонент законности в управлении. Важно учесть, что законы рассчитаны на обычные условия, нормальные обстоятельства. Но случаются и экстремальные ситуации, когда необходима активность исполнительных органов по предотвращению вредных последствий, ока­занию помощи пострадавшим.

    Целесообразностью должна руководствоваться администра­ция и при возникновении ситуаций, угрожающих личной и об­щественной безопасности, не охваченной правовым регулирова­нием. Не стоит, однако, противопоставлять друг другу закон­ность и целесообразность в деятельности госаппарата. Главный ориентир здесь — общественная польза, конституционные ус­тои, гарантии прав и свобод человека.

    Обеспечение правопорядка и законности в обществе во многом зависит от состояния государственной дисциплины.

 

Государственная дисциплина и законность

    Эффективность деятельности органов исполнительной власти зависит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса. Яс­но, что меры, обеспечивающие законность, способствуют укрепле­нию дисциплины. Дисциплина означает точное исполнение требова­ний законов, иных нормативных правовых актов управляемыми и управляющими субъектами (т. е. со­вершенствуется под действием правовых норм). Таким образом, законность является базой, на основе которой формируется дисциплина, и одновременно способом ее защиты. Но в то же время без дисципли­ны невозможна строгая законность.

    Государственная дисциплина — точное соблюдение всеми ор­ганизациями и гражданами установленного государством поряд­ка деятельности государственных органов, предприятий, учреж­дений, организаций по выполнению возложенных на них обя­занностей и реализации функций государственного управления.

    Под государственной дис­циплиной подразумевается сознательное повиновение и строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях, прежде всего государственных служащих по выполнению ими общих и должностных обязанностей и распоряжений руководителей.

    Государственная дисциплина основывается на объективном выражении требований и предписаний государственных органов в пределах их полномочий. Она требует соблюдения законности, договорных обязательств, несовместима с ведомственным или местническим подходом к решению общегосударственных задач. Исходя из целей служения интересам человека и общества, го­сударство посредством установления государственной дисцип­лины стремится к достижению общественной стабильности, созданию необходимых условий для нормального развития и жизнедеятельности во всех сферах: социальной, правовой, эко­номической, культурной. В демократических государствах госу­дарственная дисциплина строится на демократических принци­пах организации управления, которые учитывают соблюдение баланса интересов человека и государства, неразрывно увязывает­ся с укреплением дисциплины труда, с требованиями норм мора­ли и нравственности.

    Государственная дисциплина может состоять из различных ви­дов дисциплины: плановой, финансовой, договорной, технологи­ческой, служебной и др. Например, плановый элемент государст­венной дисциплины заключается в необходимости планирования государственными органами своей деятельности, реализации за­планированных программ в какой-либо сфере своей компетен­ции. В области хозяйственных, коммерческих отношений глав­ным элементом государственной дисциплины является соблюде­ние договорной дисциплины. Она выражается в точном и неуклонном выполнении юридическими и физическими лицами приня­тых обязательств по договорам. Ослабление договорной дисцип­лины как важнейшего хозяйственно-экономического элемента го­сударственной дисциплины ведет к упадку хозяйства страны. Тре­бования финансовой дисциплины обязательны не только для испол­нения государственного бюджета, они также распространяются на всех субъектов финансово-экономической деятельности и обя­зательны для них независимо от форм собственности. Исполне­ние государственной дисциплины при этом означает соблюде­ние законодательства, устанавливающего систему нормативов, в соответствии с которыми могут планироваться и расходоваться денежные средства как государственных учреждений, так и ча­стных предприятий и индивидуальных предпринимателей.

    Формируясь и совершенствуясь под воздействием правовых норм, закрепленных в законах, подзаконных актах, иных распо­рядительных документах (приказах, инструкциях), государствен­ная дисциплина является важным фактором управления отно­шениями между людьми и их организациями;

    Как вид государственной дисциплины в государственных ор­ганах и учреждениях существует служебная дисциплина. Она обес­печивает четкую работу государственного аппарата, требует от ка­ждого его работника понимания возложенных на него служебных функций, ответственности в соответствии с занимаемой должно­стью. Государственная дисциплина участников управленческого процесса, регулируемого государством, предполагает неуклонное исполнение закона не только работниками государственного ап­парата, но также и всеми гражданами страны, занятыми в раз­личных сферах жизнедеятельности.

    Служебная дисциплина есть добросовестное и ответственное исполнение обязанностей по государственной службе, функций и полномочий по занимаемой государственной должности.

    В многозвенном иерархически организованном аппарате го­сударственного управления только поведение в соответствии с должным — юридически установленным и нравственно призна­ваемым — в состоянии поддерживать рациональность и эффек­тивность его функционирования.

    Штатная дисциплина, касающаяся в основном руководителей государственных органов и органов местного самоуправления, заключается в следовании определенным типовым моделям орга­низации соответствующих органов. Конечно, руководитель обла­дает известной свободой в построении структуры своего аппарата, но есть апробированные рекомендации, опыт, игнорировать ко­торые вряд ли целесообразно.

    Кроме того, надо учитывать, что неустойчивость в штатном расписании, частые перестановки кадров создают психологиче­ское напряжение, нездоровый моральный климат в коллективе.

    Учетно-статистическая дисциплина обусловливает использо­вание унифицированных показателей, корректное и типовое ве­дение многочисленных документов. При ее нарушении стати­стика теряет свой сущностный информативный характер.

    Трудовая дисциплина означает поведение в соответствии с ус­ловиями трудового законодательства, трудового договора и пра­вилами внутреннего трудового распорядка.

    В исполнительской (служебной) дисциплине нужно видеть два аспекта:

= институциональный, т.е. совокупность норм, про­цедур, требований, которые государственный служащий призван исполнять как служебный долг, 

= поведенческий — доброжела­тельность, обязательность в общении с руководством, коллега­ми, гражданами (потребителями управленческих услуг) — граж­данский долг.

2. Гарантии законности: понятие и виды

 

    Гарантии законности - объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, а также специальные средства, обеспечивающие или способствующие укреплению законности и правопорядка.

    Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

    Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Первостепенную роль играет социальная сущность, природа государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

    Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы: состояние правовой науки, полнота и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.

    Все гарантии законности можно разделить на несколько групп:

1) социально-экономические – это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.;

2) политические – это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.;

3) организационные – это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов – прокуратуры, суда, милиции и т.п. Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений.

4) общественные – это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства;

5) идеологические – это степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям закона, уровень нравственного воспитания общества;

6) специально-юридические – это способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований. Юридические гарантии – это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической формы.

    Гарантии законности принято делить на общие и специальные.

    Среди общих условий можно выделить следующие:

1) экономические гарантии (обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и т.д.).

2) политические гарантии - это развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, обеспечение многопартийности и т.д.

3) идеологические гарантии предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на внутреннем согласии людей с нормативным предписаниями, уровень развития правовой науки и т.д.

4) социальные гарантии (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества и т.д.).

5) общественные гарантии - это активное привлечение общественности к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений и др.

 

К специальным гарантиям относятся:

1) исчерпывающее и эффективное регулирование правовыми средствами всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации.

2) улучшение качества законодательства, его совершенствование.

3) установление специальных институтов и процедур, направленных на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (презумпция невиновности, независимость суда и др.).

4) установление эффективных мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;

5) четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов: направленная на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности;

6) контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм: деятельность Конституционного Суда прокурорских и следственных органов, контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями и т.д.

Яндекс.Метрика

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!