Лекция № 14 "Административно-процессуальная деятельность"

«Административно-процессуальная деятельность»

 

1. Административный процесс: сущность и виды

      Процесс — совокупность последовательных действий, совер­шаемых для достижения определенного результата; порядок осу­ществления какой-либо деятельности. В таком понимании гово­рят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроитель­ном процессе и т.п.

     Исполнительная власть как государственно-управленческая деятельность осуществляется в различной процессуальной форме.

     С юридических позиций процесс своим назначением имеет ре­ализацию норм материального права. Деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. Он предна­значен для того, чтобы обеспечить применение указанных право­вых норм в сфере государственного управления в целях достиже­ния юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т.е. соответствующих правил должного пове­дения.

     Административно-процессуальная деятельность имеет двоякий характер: правоприменительный и правоохранительный.

     В рамках административного процесса реали­зуются диспозиции и санкции административно-правовых норм. Основу понятия администра­тивного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административ­но-процессуальная деятельность двух видов:

    а) административно-процедурная - распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различно­го рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией (реализация разрешительно-лицензионных, регистра­ционных и т.п. функций и полномочий);

    б) административно-юрисдикционная - осуществление испол­нительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.

     Действия, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами), имеют своим результатом из­дание ненормативных, т.е. индивидуальных правовых актов, с помощью которых административно-правовые нормы применя­ются к конкретным лицам. Тем самым раз­решаются разнообразные индивидуальные дела в сфере государст­венного управления. От характера таких дел зависит реализация либо диспозиции (процедуры), либо санкции (юрисдикция) соот­ветствующей нормы материального административного права.

     Поэтому основанием административно-процессуальной деятельности являются индивидуальные дела.

     Под индивидуальным административным делом следует по­нимать возникающий в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением администра­тивно-правовых норм и требующий в целях его разрешения рас­порядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц).

     Административно-процессуальная деятельность регламенти­руется процессуальными нормами административного права и ре­ализуется в административно-процессуальных отношениях. Различного рода действия материально-технического и организационного характе­ра, не облеченные в правовую форму, не относятся к административному процессу.

     Часть процессуальных действий испол­нительных органов (должностных лиц) может осуществляться без издания индивидуальных актов в порядке применения регламен­тированных правом процессуальных мер: административное задержание физического лица, применение принудительных мер в условиях чрезвычайных ситуаций и т.п.

     На основе изложенного административный процесс может быть представлен в качестве урегулированной административно-процессуальными нормами деятельности исполнительных орга­нов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различно­го рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.

     Административный (административно-юрисдикционный) процесс - совокупность административно-процессуальных норм, основанная на них деятельность исполнительных органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них задач по применению санкций при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.

     Административный процесс характеризуется следующими особенно­стями:

      » Вид юридического процесса.

      » Форма властной деятельности субъектов исполнительной власти.

      » Цель достижения определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел.

      » Регламентируется административно-процессуальными нормами.

      » Оформляется специальными документами - промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в офи­циальных документах.

    Структура административного процесса - его внутреннее строение, состоящее из системы административных производств.

     В зависимости от содержания административный процесс можно раз­делить на три части:

      1) процесс административного правотворчества. Производство административного правотворчества - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность исполнительных органов и должностных лиц по разработке и принятию нормативно-правовых актов.

      2) оперативно-распорядительный (правонаделительный) процесс. Административно-распорядительное производство - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность исполнительных органов и должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

    В структуре оперативно-распорядительного процесса выделяют:

      ♦ поощрительное производство;

      ♦ распоряделительное производство;

      ♦ лицензионно-разрешительное производство;

      ♦ производство по комплектованию личного состава и др.;

    3) административно-юрисдикционный процесс.

     В административно-юрисдикционном процессе объединены производства:

  • по жалобам и заявлениям граждан;
  • по делам об административных правонарушениях;
  • по применению мер административного пресечения;
  • дисциплинарное производство.

     Стадии административного процесса, как совокупность после­довательно совершаемых процессуальных действий, различаются меж­ду собой:

      * непосредственными задачами и целями;

      * особым кругом участников и спецификой их правового статуса;

      * юридическими фактами;

      * сроками совершения;

      * процессуальным оформлением;

    Общими для административного процесса, а, следовательно, и для любого входящего в него производства, являются следующие стадии:

    а) анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация
о фактическом положении дел, о реальных фактах (в разных производ­ствах называется по-разному: административное расследование, про­верка жалобы, обсуждение правового акта и др.);

    б) принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти (решение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, зап­рещает, уполномочивает; прекращает);

    в) исполнение решения.

     В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного про­цесса состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об административных правонарушениях проходит наряду с общими, и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опроте­стование решения).

     Административное производство — это нормативно урегули­рованный порядок совершения процессуальных действий, обеспе­чивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общнос­тью предмета. Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензи­рования, порядок применения мер административного принужде­ния и т.п. — все это виды административных производств. Следо­вательно, сам административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами админи­стративных производств.

     Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам:

    а) юрисдикционное производство;

    б) процедурное производство.

    Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты:

       ≈ преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел;

       ≈ юридически властное начало;

       ≈ урегулированность административно-процессуальными нормами;

       ≈ административно-процессуальные отношения и принципы и т.п.     

     Административно-процессуальные нормы регулируют пра­воприменительную деятельность, прежде всего, исполнительных органов (должностных лиц), т.е. практическую реализацию принадлежащих им юридически властных полномо­чий распорядительного характера. Одновременно этими нормами регламентируется такого же рода деятельность судебных органов.

     Существенное значение для содержания административно-про­цессуальных норм имеет устанавливаемый ими механизм процессу­альных гарантий для граждан как участников юрисдикционного производства. Процессуальное положение гражданина вы­ражается в том, что он обладает установленными процессуальными правами и обязанностями и имеет фактическую возможность реа­лизовать их в ходе рассмотрения и разрешения индивидуальных административных дел (например, подачей жалобы.

     Правовое регулирование юрисдикционной административно-процессуальной деятельности придает ей юридический характер и создает основу для возникновения в рамках административного процесса особого вида правовых отношений — административно-процессуальных отношений. В них всегда представлена официаль­ная сторона — субъект административно-юрисдикционной дея­тельности, правомочный решать индивидуальные административ­ные дела в одностороннем юридически властном порядке. Главной их особенностью является то, что в их рамках обеспечивается одинаковый правовой уровень их участников, т.е. они относятся к ад­министративно-правовым отношениям горизонтального типа. Во всех случаях осуществления административно-юрисдикци­онной деятельности необходимо обеспечение определенных про­цессуальных принципов.

     Законность - реализация материальных норм административного права должна осуществляться в точном соответствии с установленным законом порядком.

     Объективная истина - принятое решение должно основываться на объективном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.

     Процессуальное равенство граждан перед законом и органом, разрешающим дело - участники процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от пола, расы национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, др. обстоятельств.

     Гласность - публичность и доступность гражданам; исключение составляет информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, а также сведения об интимной стороне жизни участников процесса.

     Национальный язык - процесс ведется на русском языке или языке субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности.

     Оперативность - максимально короткие сроки.

     Экономичность - минимум материальных затрат и сжатые сроки действий.

     Ответственность за ненадлежащее ведение процесса - должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм, принятии неправильных решений, несут установленную законом юридическую ответственность.

     Компетентность означает, что далеко не все субъек­ты исполнительной власти наделены полномочиями административно-юрисдикционного характера.

     Охрана интересов личности и государства означает необходимость надлежащего использования сторонами административно-юрисдикционного процесса своих прав, гарантий прав и законных интересов личности, интересов государства.

     Принцип доступности выражается в беспрепятственной воз­можности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмот­рения индивидуального дела и др.

     В административном процессе принимают участие различные лица, перечень которых соответствует в основном  участникам административного права.

     Участники административного процесса - лица, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью, которая включает правоспособность и дееспособность.

     Правоспособность - способность лица иметь в силу административно- процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

     Дееспособность - установленная административно-процессуальными нормами способность лица своими действиями реализовывать права и обязанности в административном процессе.

     Виды участников административного процесса:                         

      1) Физические лица:

       ~ Граждане РФ, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства.

       ~ Служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований

     2) Юридические лица:

       » Государственные органы, предприятия и учреждения.

       » Государственные служащие.

       » Общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения.

 

2. Административно-процедурное производство

     В своей совокупности разнообразные управленческие действия охватываются понятием административно-проце­дурного процесса или же административно-процедурного произ­водства.

     Отличия административно-процедурного производства от административно-юрисдикционного заключается в основном в следую­щем. Предметом процедурного производства являются индивиду­альные административные дела бесспорного характера. В рамках, процедурного производства правовая оценка поведения того или иного лица не является обязательной. Она может иметь место в ка­честве одного из условий удовлетворения тех или иных ходатайств (например, при регистрации, выдаче лицензии и т.п.), причем чаще всего предметом правовой оценки служат соответствующие документы (учредительные и т.п.).

     Процедурное производство не имеет своим результатом приме­нение принудительных мер. Его результат — удовлетворение за­конных запросов физических или юридических лиц, а также обес­печение эффективной работы управленческого аппарата. Нако­нец, в рамках процедурного производства возможно совершение правоохранительных действий, но их характер иной: сам факт вы­дачи разрешения или проведения регистрации свидетельствует о том, что разрешенная или зарегистрированная деятельность соот­ветствует требованиям законности.

     Наиболее важные виды процедурного производства следующие:

      a. лицензионно-разрешительное;
      b. регистрационное;
      c. правотворческое (в смысле порядка подготовки правовых актов управления).

    1. Лицензионно-разрешительное производство

     Отдельные виды деятельности осуществляются на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирова­ния. Основы лицензирования установлены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.

     Лицензия является официальным документом, который раз­решает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

     Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятель­ности, могут приостановить действие лицензии в случаях: пред­ставления владельцем лицензии соответствующего заявления; об­наружения недостоверных данных в представленных для получе­ния лицензии документах; нарушения лицензиатом условий действия лицензии и т.п.

     Лицензирование в настоящее время является одной из самых распространенных форм разрешительной системы, которая имеет различные формы своего выражения.

     Разрешительная система распространяется также на проведе­ние собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пи­кетирования.

   2. Регистрационное производство

     Регистрация — акт офици­ального признания законности соответствующих действий и право­вых актов, осуществляемых, как правило, органами Министерства юстиции РФ и МВД России. Органы юстиции осущест­вляют государственную регистрацию нормативных правовых актов, уставов общественных и религиозных объединений юридических лиц и прав на недвижимость, действует регистрационный учет граждан.

   3. Производство по принятию правовых актов управления

     Это — пример административных процедур, используемых пре­имущественно в интересах наиболее эффективной работы испол­нительного аппарата по применению административно-правовых форм и административно-правовых методов реализации исполни­тельной власти: подготовка проектов актов, их обсуждении, визи­рование, правовая экспертиза, обсуждение, принятие, регистрация, опубликование и исполнение.

 

3. Административная юрисдикция

      Источниками админи­стративного процесса в юрисдикционном смысле являются возникающие в сфере государственного управления споры между сторонами регулируемых административно-правовыми нормами управленческих общественных отношений. Это — споры о праве административном, или же административно-правовые споры.

     Первой особенностью административной юрисдикции является ее специфический предмет — конкретный административно-правовой спор.

     Вторая особенность ад­министративной юрисдикции состоит в правовой оценке поведения сторон возникшего спора, что является важнейшим условием, обеспечивающим основанное на законе, справедливое и эффективное разрешение, административ­но-правового спора.

     Третьей особенностью административной юрисдикции является возможность или необходимость примене­ния соответствующих мер юридической ответственности к ви­новной стороне административно-правового спора.

     С учетом этих особенностей административная юрисдикция это административно-процессуальная деятельность пол­номочных исполнительных органов (должностных лиц), осу­ществляемая во внесудебном порядке с целью рассмотрения и разрешения возникающих в сфере реализации исполнительной власти административно-правовых споров, правовой оценки по­ведения их участников и применения к виновной стороне в необ­ходимых случаях мер юридической ответственности.

     Два момента этого определения необходимо особо подчеркнуть. Это — защита прав и законных интересов граждан — участни­ков административно-правового спора и возможность примене­ния в результате разрешения конкретного спора мер администра­тивной или дисциплинарной ответственности.

     Административную юрис­дикцию можно также определить как административно-процессу­альную деятельность, осуществляемую во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения админи­стративно-правовых споров и применения административно-принудительных мер.

Виды административно-юрисдикционного производства

     Действующим административным правом закреплен порядок разрешения индивидуальных дел, в основе которых лежит кон­кретный спор о праве административном.

     Вариантами такого вида административно-юрисдикционных производств являются:

      = производство по делам об административных правонарушениях;

      = дисциплинар­ное производство;

      = производство по жалобам.

      Дисциплинарное производство состоит в приме­нении дисципли­нарных взысканий к лицам, совершившим такое правонарушение как дисципли­нарный проступок, предусмотренный нормами права. В отношении государственных служащих речь идет о совершении ими служебных проступков (неисполне­ние или ненадлежащее исполнение обязанностей по должности).

     Производство по наложению дисциплинарных взысканий на служащих в настоящее время регламентировано различными нор­мативно-правовыми актами, в связи с раз­личными формами государственно-служебных отношений (собственно государственная служба, военная служба, служба в органах внут­ренних дел, в органах налоговой полиции и т.п.). Кроме того, на государственных служащих распространяются в соответствую­щих случаях нормы трудового законодательства и правила внут­реннего трудового распорядка. Дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, руководите­лем, обладающим в отношении подчиненных работников дисцип­линарной властью в порядке служебного подчинения. Поэтому можно говорить о наличии специального субъекта применения этой власти.

    Производство по жалобам. Жалобы всегда связаны с представ­лением жалобщика о том, что его права или законные интересы нарушены действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов. Для установления правомерности либо необоснованности такого рода акций граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав и предусматривается специальное производство. Его предметом является прямо выраженный спор о праве административном.

     Жалоба подлежит проверке, т.е. требуется расследование, изу­чение содержащихся в ней сведений. Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение — обоснованным, а ис­полнение решения — организованным. Оно своевременно сообща­ется гражданину.

     Если гражданин не согласен с решением по жалобе, т.е. она не удовлетворена, он вправе обжаловать это решение в администра­тивном порядке в вышестоящий исполнительный орган или в суд.

     Нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан влечет за собой дисциплинарную ответственность должностных лиц.

     Решение по жалобе в пользу заявителя по общему правилу вле­чет за собой отмену или изменение обжалованного действия (ре­шения), а также ответственность должностного лица, чьи дейст­вия были признаны в административном или судебном порядке неправильными.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!