Тема № 23: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Вопросы темы:

1. Понятие, особенности и виды административной ответственности

2. Принципы, функции и основания административной ответственности

3. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

 

1. Понятие, особенности и виды административной ответственности

 

   Административная  ответственность, представляя собой разновидность юридической ответственности, является тем средством, которое препятствует противоправному поведению и стимулирует общественно полезные действия людей в сфере государственного управления.

   В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, при­менение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в администра­тивном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

   В широком значении понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, осознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам.

   В узком или специально-юридическом значении ответственность представляет собой реакцию государства на совершенное правонарушение и обязанность лица претерпеть определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершение правонарушение. Из этого следует, что, во-первых, юридическая ответственность (в данном случае административная) всегда связана с государственным принуждением. В административном праве, как и в уголовном, государственное принуждение выражено более явно и всегда реализуется через деятельность специальных государственных органов, в отличии, например, от гражданского, трудового, хозяйственного, где законодатель предоставляет возможность добровольного исполнения обязательств. Во-вторых, административная (юридическая) ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Негативные последствия могут быть:

- Личного характера (предупреждение, лишение права занимать определенную должность,     прекращение действия лицензии и др.);
- Имущественного  характера (штраф, принудительное лечение, взыскание неуплаченных налогов и др.).

   Административная ответственность является формой административного принуждения в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, совер­шившему административное правонарушение. При наличии юридического факта — административного пра­вонарушения — включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

     В административном праве из всех многочисленных мер адми­нистративного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следова­тельно, административная ответственность это реализа­ция административно-правовых санкций, применение уполномо­ченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим пра­вонарушение.

   Независимо от отраслевого характера правонарушений, применение тех или иных мер административной ответственности всегда означает претерпевание правонарушителем каких-либо лишений, стеснение его свободы, умаление чести и достоинства, влечет издержки имущественного характера. Ответственность представляет собой для правонарушителя новую юридическую обязанность, которой для него до правонарушения не существовало.

   Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты дея­тельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий ха­рактер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

   Юридическая ответственность не только возникает в случае нарушения правовых норм, но и осуществляется в строгом соответствии с процессуальными нормами, содержащимися в законодательстве. 

   Административную ответственность характеризуют некото­рые признаки, общие для всех видов юридической ответствен­ности.

   Во-первых, она представляет собой государственное принуж­дение, поскольку реализация властных полномочий осуществля­ется через органы государственной власти и органы местного само­управления.

   Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административ­ная ответственность применяется на основе правовой регламента­ции ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных ад­министративных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт администра­тивного права.

   В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По своему содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц не­возможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, воз­мездное изъятие) или физического характера (административный арест).

   В-четвертых, в мерах административной ответственности со­держится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание пред­ставляет собой «окончательную, последнюю инстанцию» в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и винов­ный в соответствии с характером и общественной опасностью со­вершенного подвергается административному наказанию. Данный признак юридической ответственности вообще и адми­нистративной ответственности в частности наиболее ярко выража­ет ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонаруши­теля.

   В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматрива­лась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспек­тивная, или негативная, ответственность в отличие от так на­зываемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием право­вой обязанности или долга.

    Административная ответственность характеризуется рядом признаков, которые отличают ее от других видов ответственности:

1. имеет публично-правовой характер – ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственного управления, которым правонарушитель не подчинен и между ними изначально отсутствует равенство;

2. регулируется нормами института административной ответственности и устанавливается как законами, так и подзаконными актами органов государственной власти (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством);

3. в основании лежит нарушение порядка в сфере государственного управления; основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

4. распространяется на физических и юридических лиц (субъекты уголовной ответственности - только физические лица);

5. наличие кроме общих (с другими отраслями права) специальных субъектов ответственности, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

6. за административные правонарушения применяются меры административного взыскания (за преступления - меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);

7. применение мер административного взыскания осуществляется в процессуальном порядке, который установлен процессуальными нормами административного законодательства; меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

8. наличие специфических видов наказаний и их внесудебный (в большинстве случаев) порядок применения;

9. применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнение с работы);

10. широкий круг специальных субъектов уполномоченных привлекать к административной ответственности; административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами обшей юрисдикции и арбитражными судами);

11.меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

12. во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

13. важная черта административной ответственности состоит в том, что ее можно рассматривать как совокупность материальных  и процессуальных правоотношений, т.е. материальноделиктных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение. Нередко при реализации   административной   ответственности   материальные   и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения в порядке так называемого усеченного процесса ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

   Учитывая изложенное можно сделать вывод о том, что основание административной ответственности имеет тройственный характер:

➥ Нормативное основание – означает наличие правовых норм, установленных в законодательном порядке государством запретов;
➥ Фактическое – совершение  противоправного деяния, в котором присутствует состав административного правонарушения, что установлено и подтверждено доказательствами.
➥ Процессуальное – издание правоприменительного акта уполномоченным субъектом (государственным органом или его должностным лицом).

   Исходя из приведенной характеристики административной ответственности можно дать его определение:

   Административная ответственность – это возлагаемая в установленном законом порядке обязанность лица претерпеть определенные лишения личного, имущественного организационного характера за совершение административного правонарушения.

 

2. Принципы, функции и основания административной ответственности

 

   Природа юридической ответственности зависит  в первую очередь от сущности государства и характеризуется принципами, на которых оно основано. В правом, демократическом государстве, каковым провозглашена Россия, для административной ответственности характерны следующие принципы:

     a) Законность. КоАП (ст.1.6.) указывает, что к административной ответственности может быть подвергнуто лицо только на основании и в порядке, установленном законом. Это означает, что ответственность:

» основанием привлечения лица к административной ответственности и применения к нему мер административного взыскания является про­тивоправность деяния (взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка);

» может иметь место только за те противоправные деяния, которые являются противоправными и определены таковыми законом;
» базируется на конституционности закона или подзаконного акта, устанавливающего меру ответственности, на соответствии его положений Конституции РФ;
» органы (должностные лица) вправе рассматривать лишь те дела, которые им подведомственны и избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных полномочий;
»может возлагаться только на виновное лицо и только уполномоченными законом органами  (должностными лицами) государства (ст.1.6. КоАП) в пределах компетенции, предоставленной нормами права; презумпция невиновности закреплена в ст.49 Конституции РФ и ст.11 Всеобщей декларации прав человека;
»предполагает обоснованное применение (ст.1.5. КоАП), т.е. факт совершения правонарушения должен быть установлен как объективная истина;
применяться в строгом соответствии с процедурно-процессуальными положениями норм административного права (ст.1.7. КоАП);
»взыскания налагаются в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы деяния лица.

   b) Целесообразность. Она означает соответствие меры воздействия избираемой в отношении нарушителя целям административной ответственности. Данный принцип предполагает:

~ индивидуализацию государственно-принудительных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения и личности виновного лица (при выборе меры административного взыскания учитываются обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, и особенности, характеризующие нарушителя - смяг­чающие и отягчающие ответственность обстоятельства);

~ возможность смягчения и даже отказа от применения мер ответственности в случае, если ее цели могут быть достигнуты иным путем;

~ экономия карательных мер (административно-правовые нормы предо­ставляют правоприменителю возможность, или прямо обязывают его заменить взыскание иными мерами воздействия).

    c) Неотвратимость. Настоящий принцип предполагает:

♦ ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным для государства;

♦ оперативное применение мер принуждения за совершенное нарушение;

♦ эффективность применяемых мер по отношению к правонарушителю.

   d) Принцип своевременности, оперативности воздействия. Проявлением данного принципа является установление правовыми нормами сроков совершения действий субъектами административно-правовых отноше­ний (сроки давности).

    Принцип оперативности и своевременности воздействия отражен в статье 38 КоАП РСФСР, согласно которой: административное взыска­ние может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нару­шителя признаков административного правонарушения администра­тивное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня при­нятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

   При определении сроков учитываются следующие юридически значи­мые обстоятельства:

~ установленный законом размер срока;

~ когда и с какого юридического факта срок начинает исчисляться;

~ когда и какой юридический акт прекращает исчисление срока;

~  какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок.

   e) Справедливость. Этот принцип своим содержанием охватывает следующие требования:

• нельзя за административные правонарушения применять меры воздействия предусмотренные уголовным правом;

• недопустимость применения мер наказания унижающие человеческое достоинство;

• за одно правонарушение возможно только одно наказание. Принцип «Non bis in idem» - запрещение двойного наказания прямо закреплено в ст. 50 Конституции РФ;

• карательная ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

    f) Принцип сложения взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.

    Признаками данного принципа являются:

» наличие нескольких самостоятельных составов нарушений (множествен­ность административных правонарушений);

» совершение в одно или разное время нескольких самостоятельных нарушений одним лицом;

»  каждое из образующих множественность административных проступ­ков деяний сохраняет свою юридическую значимость на момент рас­смотрения дела о нескольких или о последнем правонарушении.

    g) Гуманизм. При привлечении к ответственности учитывается соразмерность наказания совершенному противоправному деянию, личность виновного и потерпевшего, не допускается оскорбление чести и достоинства личности.

    h) Гласность. Рассмотрение дела и вынесение постановления по нему осуществляется с участием сторон и общественности, в воспитательных целях могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя, кроме случаев определенных законом.

Являясь неотъемлемой частью защиты общественного правопорядка, ответственность преследует определенные общественно значимые цели. Цель свидетельствует о социальной необходимости ответственности, ее предназначении в правовой системе. Административная ответственность имеет две основных цели:

= защита правопорядка и

= воспитание граждан в духе уважения к праву.

   Цель конкретизируется в функциях ответственности, среди которых выделяются следующие основные функции:

a) Репрессивно-карательная (штрафная). Ответственность является, во-первых, актом возмездия государства по отношению к правонарушителю;      во-вторых, средством предупреждения новых правонарушений.

b) Предупредительно-воспитательная (превентивная). Она призвана обеспечить формирование у граждан мотивов, побуждающих соблюдать требования законов, уважать права и законные интересы других лиц.

c)  Правовосстановительная (компенсирующая). Установленный государством порядок не может существовать в нарушенном виде, нарушенные права других лиц должны быть восстановлены и вред, причиненный противоправным поведением подлежит компенсации.

   Для института административной ответственности характерным является множественность правовых норм, регулирующих разнообразные стороны деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах, а также её всеобщий характер, т.е. нормы и правила обязательны для исполнения всех лиц независимо от их положения в обществе. Особенностью административной ответственности является также её публичный характер, поскольку субъектом привлечения к ответственности выступает государство, правонарушитель ответственен перед государством и потому, что его противоправное деяние посягает, прежде всего, на деятельность государства и происходят в сфере государственного управления.

 

3. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

 

    Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гу­манности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.

   Следуя принципу неотвратимости любое административное правонарушение со стороны государства должно быть соответствующим образом оценено и виновное лицо должно понести наказание. Однако в ряде случаев в силу объективных причин административная ответственность может исключаться и закон прямо указывает на такие ситуации:

● недостижение установленного законом возраста (16 лет);

● невменяемость – неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;

● крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;

● необходимая оборона – противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

   КоАП (ст. 2.9) устанавливает основания, условия и последст­вия освобождения от административной ответственности лиц, со­вершивших административные правонарушения, при малозначи­тельности проступка. Освобождение от административной от­ветственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной).

    При определенных основаниях возможно освобождение от административной ответственности: при малозначительности правонарушения; в случае издания акта амнистии; отмены акта, устанавливающего эту ответственность, истечение сроков взыскания; наличие по тому же факту ранее вынесенного решения; смерть правонарушителя.

   Своеобразным «освобождением» от административной ответст­венности является пропуск юрисдикционным органом и его долж­ностными лицами по тем или иным причинам давностного срока назначения административного наказания, т.е. привлечения ви­новного к административной ответственности.

    Статьей 4.5 КоАП установлен давностный срок назначения ад­министративного наказания — постановление по делу об админи­стративном правонарушении не может быть вынесено по истече­нии двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если пра­вонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение от перерегистра­ции охотничьего ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

    Названной статьей предусмотрен и иной срок давности привле­чения к административной ответственности за нарушение законо­дательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономичес­кой зоне РФ, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, антимонопольного, таможенного, налогово­го, валютного, экологического и ряда других законодательных актов. Он составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — один год со дня его обнаружения.

    Законодательство закрепляет систему «гибкого реагирования» на административные правонарушения и не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответст­венность даже в пределах давностного срока.

    При малозначитель­ности совершения административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответствен­ности и ограничиться устным замечанием, которое не влечет юридических последствий с учетом всех объективных и субъективных сторон со­става правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчаю­щих ответственность.

    В ряде случаев административное правонарушение влечет в по­рядке исключения не административную, а дисциплинарную от­ветственность. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисцип­линарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (по­ложениям), кроме правонарушений, за совершение которых от­ветственность наступает на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП).

   С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, со­вершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено от админи­стративной ответственности с применением к нему меры воздей­ствия, предусмотренной федеральным законодательством о защи­те прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП).

    Специфическим временным освобождением от административ­ной ответственности является предусмотренная ст. 31.5 КоАП от­срочка исполнения постановления о назначении административ­ного наказания. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного на­казания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения адми­нистративного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного ме­сяца.

    По содержанию и юридическим последствиям освобождение от административной ответственности сходно с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном пра­вонарушении.

    Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, ад­министративной ответственности не подлежит. Если, например, водитель автомашины с превышением установленной скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицин­ской помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости.

    В соответствии со ст. 2.8 КоАП исключает административную ответственность и невменяемость. Не подлежит административ­ной ответственности физическое лицо, которое во время соверше­ния противоправных действий (бездействия) находилось в состоя­нии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический харак­тер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстрой­ства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

   Обстоятельствами, смягчающими административную от­ветственность, признаются: раскаяние виновного; предотвраще­ние виновным вредных последствий правонарушения; доброволь­ное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совер­шение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых лич­ных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения не­совершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имею­щей малолетнего ребенка.

    При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающи­ми и обстоятельства, не указанные в законе, например преклон­ный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

    Обстоятельствами, отягчающими ответственность за ад­министративное правонарушение, признаются: продолжение про­тивоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения груп­пой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бед­ствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).

   Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующи­ми нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

    Перечень обстоятельств, отягчающих административную от­ветственность, не может быть расширен, является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

   Существует институт ограничения административной ответ­ственности. Эти ограничения связаны, прежде всего, с особеннос­тями субъектов административных правонарушений, предус­мотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмот­рения. В частности, КоАП исключает возможность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонару­шения.

   Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может приме­няться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средст­вами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управле­ния транспортными средствами в состоянии опьянения, уклоне­ния от прохождения в установленном порядке медицинского ос­видетельствования на состояние опьянения, а также оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП).

   Лишение права охоты не может применяться к лицам, для ко­торых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.

   В законодательном порядке предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военно­служащих и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, поль­зующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граж­дан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административ­ной юрисдикции на территории Российской Федерации.

 

Административная ответственность юридических лиц 

   Административная ответственность распространяется не толь­ко на физических лиц, но и на юридические лица. Законодательство об административной ответственности ор­ганизаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции. Но данный институт админи­стративного права в последние годы динамично развивается, и в новом КоАП значительное место отведено правовым основам при­менения административных наказаний к юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям).

   Характеризуя административную ответственность, следует за­метить, что она распространяется на все правонарушения (незави­симо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования об­щественных отношений. Данное положение касается и ответст­венности юридических лиц.

   Среди субъектов административной ответственности появи­лись субъекты, охватываемые цивилистическим понятием «юри­дические лица», которое дается в ст. 48 Гражданского кодекса РФ.

   Административную ответственность юридических лиц харак­теризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъек­тивная сторона). Однако они обладают существенными особеннос­тями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризу­ющих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего, и в основном это касается понятия вины.

   Вина — необходимое условие всякой ответственности. Не может быть ни административной, ни дисциплинарной, ни уго­ловной ответственности без наличия вины, т.е. виновного совер­шения противоправного действия (бездействия).

   Естественно, понятие вины применительно к юридическим лицам должно иметь иное содержание, чем в тех случаях, когда к административной ответственности привлекаются физические лица. При этом выяснение характера вины в отношении юриди­ческих лиц через призму классического понимания умысла или неосторожности является беспредметным. В теории права вина юридического лица всегда рассматривалась как принятие либо не­принятие всех необходимых и возможных мер для предотвраще­ния нарушения либо смягчения его неблагоприятных последст­вий.

   В административном праве может существовать комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы.

   Объективная вина, как это установлено ст. 2.1 КоАП, пред­ставляет собой вину юридического лица с точки зрения государ­ственного органа, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила, т.е. юридическое лицо признается виновным в совершении админи­стративного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за наруше­ние которых настоящим Кодексом или законами субъекта Россий­ской Федерации предусмотрена административная ответствен­ность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

   Субъективная вина — отношение организации в лице ее адми­нистрации, конкретных должностных лиц к противоправному дея­нию. Иными словами, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответст­венности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответ­ственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

   Эти элементы вины образуют общее понятие вины юридическо­го лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава. Таким образом, исключается представ­ление о возможности невиновной ответственности юридических лиц как якобы отличительной особенности административной ответственности организаций, предприятий и учреждений.

    Мерой ответственности применительно к юридическим лицам может служить только административное наказание.

    Наиболее распространенным видом административного нака­зания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф, исчисляемый как в абсолютном, так и в относи­тельном размере. Возможно, также применение  предупреждения, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, их конфискация (ст. 3.2 КоАП).

    Применение ад­министративного наказания к юридическому лицу осуществляет­ся не только для наказания за вину, но также с целью обеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований госу­дарственных органов.

    Обобщая сказанное, можно дать следующее определение: ад­министративная ответственность юридических лиц  —  это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение уста­новленных государством правил, норм и стандартов с целью го­сударственного осуждения противоправной деятельности, обес­печения выполнения возложенных на них обязанностей, предуп­реждения правонарушений.

    При этом важно отметить, что с 1 июля 2002 г. юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП или законами субъектов Россий­ской Федерации об административных правонарушениях.

    В различных отраслях и сферах применение мер администра­тивной ответственности к юридическим лицам характеризуется определенными особенностями.

    Применение административных наказаний за нарушение зе­мельного законодательства. В качестве мер административного наказания законодательство отдает предпочтение штрафам, кото­рые налагаются за самовольное занятие земельного участка, самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной поло­сы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйствен­но-бытового водоснабжения, порчу земель, невыполнение обязан­ностей по приведению земель в состояние, пригодное для исполь­зования по целевому назначению, использование земель не по це­левому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и др.

   Административные дела об упомянутых нарушениях уполномо­чены рассматривать органы исполнительной власти по земельным ресурсам и землеустройству, охране окружающей среды, природ­ных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, жилищно-коммунального хозяйства, по архитектуре и градострои­тельству. Каждый из названных органов рассматривает дела о земленарушениях и назначает административные наказания в соот­ветствии со своей компетенцией.

    Указом Президента РФ «Об усилении государственного кон­троля за использованием и охраной земель при проведении зе­мельной реформы» от 16 декабря 1993 г. впервые была установлена административная ответственность за бесхозяйственное ис­пользование земель, за несоблюдение установленных режимов ис­пользования земель, за противоправные действия юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель.

   Градостроительным кодексом РФ (1998) также была предус­мотрена административная ответственность юридических лиц за предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации, нарушение использования зе­мельных участков и ряд других.

   Особое значение для рассмотрения дел о земленарушениях имеет принятое Правительством РФ Положение о порядке осу­ществления государственного контроля за использованием и ох­раной земель в Российской Федерации.

   Применение мер административной ответственности в сфере строительства и производства стройматериалов. Адми­нистративная ответственность юридических лиц, в сфере стро­ительной индустрии и производства строительных материалов установлена нормами КоАП. Так, в соответствии со ст. 9.4 КоАП административная ответственность юридических лиц наступает за нарушение обязательных требований государственных стандар­тов, строительных норм и правил, технологических условий, ут­вержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении различных видов работ и при про­изводстве стройматериалов, конструкций и изделий, в соответст­вии со ст. 9.5 за строительство без разрешения, нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий. Дела об админи­стративных правонарушениях в области строительства рассматри­ваются органами Госархстройнадзора России в порядке, установ­ленном КоАП РФ.

   Административная ответственность юридических лиц за нарушения таможенных правил (предусмотрена гл. 16 КоАП РФ). За нарушение таможенных правил юридическими лицами предусмотрена административная ответственность в виде следую­щих наказаний: 1) предупреждение; 2) штраф в сумме до 400 ми­нимальных размеров оплаты труда либо штраф в размере от одной десятой до трехкратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения; 3) конфискация товаров и (или) транспортных средств явившихся орудиями совершения либо предметами администра­тивного правонарушения.

   Административная ответственность юридических лиц за нарушения антимонопольного законодательства. В соответст­вии с КоАП РФ юридические лица несут административную от­ветственность в виде штрафа от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального или территориального анти­монопольного органа. Непредставление либо представление заве­домо недостоверных сведений (информации), предусмотренной антимонопольным законодательством, в антимонопольный орган влечет наложение на юридическое лицо административного штра­фа от пятисот до пяти тысяч МРОТ.

   Административная ответственность юридических лиц за нарушение пожарной безопасности. Статья 20.4 КоАП РФ пред­усматривает целый ряд составов административных правонару­шений, влекущих административную ответственность юридичес­ких лиц. Это: нарушение требований пожарной безопасности, ус­тановленных стандартами, нормами и правилами; те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима; на­рушение требований стандартов, норм и правил пожарной без­опасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий; выдача сертификата со­ответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен; продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязатель­ной сертификации в области пожарной безопасности, без сертифи­ката соответствия; несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники.

    За совершение названных правонарушений в зависимости от степени их общественной опасности юридические лица наказыва­ются административным штрафом от 50 до 400 минимальных раз­меров оплаты труда.

    Рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе сотрудни­ки противопожарной службы МЧС РФ, осуществляющие государ­ственный пожарный надзор.

    Административная ответственность юридических лиц за нарушение санитарных и природоохранных правил. КоАП уста­навливает административную ответственность юридических лиц за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; нарушение санитарно-эпиде­миологических требований к эксплуатации жилых и обществен­ных помещений, зданий, сооружений и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и организации питания населения в столовых, ресторанах, барах и других местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

   Предприятия и организации, допустившие загрязнение окру­жающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продук­ции, употребление (использование) которой привело к возникно­вению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению главного государ­ственного санитарного врача или его заместителя уплатить штраф в доход местного бюджета, а также возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за оказание медицинской помощи больным, про­ведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты штрафов спор разрешается в судебном порядке.

    Конкретные статьи гл. 8 КоАП «Административные правона­рушения в области охраны окружающей природной среды и при­родопользования» предусматривают административную ответст­венность юридических лиц за данные правонарушения в виде штрафных санкций от 50 до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда, а также конфискацию орудий совершения административ­ного правонарушения и продукции незаконного природопользова­ния.

Яндекс.Метрика

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!