Лекция № 12 - "Административное правонарушение"

«Административное правонарушение»

 

1. Понятие и признаки административного правонарушения

     На раннем этапе становления административного права вопрос о наказании за правонарушения в обществе решался довольно просто: секли головы, руки, заливали горло свинцом, замуровывали в подземелье, резали уши и носы, рвали ноздри, сажали в бочку с нечистотами и ставили рядом палача с мечом, который периодически взмахивал им, заставляя преступника опускаться на дно бочки в нечистоты и др. Приемов наказания, как на Руси, так и в других странах было много и весьма изощренных. С развитием общества появляются разновидности нарушений правопорядка, за которые подобные наказания воспринимались как неприемлемые. Для таких, не столь тяжелых, но и не совсем безобидных для общества правонарушений необходимы были соответствующие тяжести проступка и наказания. Решение этих вопросов лежало на управляющих городами и иными поселениями, т.е. на администрации. В первую очередь необходимость новых наказаний вызывалась характером правонарушений, поскольку они были связаны с появление администрации (руководящих единоличных органов управления) и устанавливаемых ею правопорядка в обществе.

     Постепенно с понятием «преступление» стало устойчивым и понятие административного правонарушения и ответственности за него.

     В настоящее время ответственность за правонарушения, связанные с государственным управлением, предусматривается административным  правом, сформировавшемся за многовековую историю государственности в отдельную отрасль права.

     Суть понятия административного правонарушения заключается в том, что оно посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Общественная вредность и опасность – основной объективный признак правонарушения отграничивающее его от правомерного поведения.

     Для правонарушения характерны следующие признаки:

     ♦ всегда сопряжено с посягательством на приоритеты и ценности общества и государства, ущемляет частные и общественные права и интересы.

     ♦ является вызовом обществу, пренебрежение тем, что ценно для общества, посягает на условия существования, как общества в целом, так и отдельно взятого гражданина.

     ♦ как противоправное деяние по своей природе общественно вредно типичностью и  распространенностью, имеет массовое проявление.

     ♦ дезорганизует нормальный ритм жизнедеятельности общества и государства, нарушает порядок государственного управления в обществе.

     ♦ причиняет вред обществу независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Одновременно с этим противоправное деяние находится в зависимости от законодателя и от него зависит придание правонарушению официальной огласки или его замалчиванию (нецензурная брань).

     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (КоАП) в ст. 2.1. определяет: Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Из определения следует, что административным правонарушением является противоправное, т. е. не соответствующее требованиям (или запретам) Закона поведение лица в форме действия или бездействия. Поведение лица носит волевой характер, т.е. проявляется определенная осознанность деяния и его направленность, а также стремление достичь определенной противоправной цели или законной цели противоправным способом.

     Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государ­ственной дисциплины в определенных сферах деятельности. К ним относятся правила поведения в общественных мес­тах, правила дорожного движения, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окру­жающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.

     Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов. Одни - всем гражданам и юридическим лицам, другие - работ­никам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи - долж­ностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.

     Все названные и многие другие правила устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей компетенции. В   качестве   примера   можно   назвать   федеральные   законы   «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.; «О безопасности дорожного движения»  от  10 декабря  1995 г.; Закон г. Москвы «О пожарной  безопасности»   от  18 декабря  1996  г.,   а   также   Правила дорожного движения,   утвержденные  постановлением   Правительства РФ от 23 октября 1993 г. (с изменениями и допол­нениями, внесенными постановлениями Правительства РФ); Пра­вила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановле­нием Правительства РФ от 26 сентября 2000 г.

     Одна из существенных особенностей обязательных правил со­стоит в том, что они защищаются административными санкция­ми, а их нарушение квалифицируется в качестве административ­ного правонарушения, являющегося основанием административ­ной ответственности.

     В характеристике признаков административного правонарушения исходными являются понятия "действие" и "бездействие", которые об­разуют такое правовое понятие как "деяние".

     Действие - актив­ная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета (например, нарушение водителями транспортных средств пра­вил дорожного движения).

     Бездействие - пас­сивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связан­ная с невыполнением обязанностей и законных требований (напри­мер, руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие сертификатов на реализуемые товары, в результате чего покупатели не были информированы о происхождении товара).

     Определяющими являются следующие признаки:

    a) Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие;

    b) Антиобщественность – посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах;

    c) Противоправность – запрещенность деяния нормой административного права и заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земель­ного, финансового и т. д.), охраняемые мерами административной от­ветственности;

    d) Виновность – деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя;

    e) Наказуемость – деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права.

 

2. Состав административного правонарушения

     Для отграничения правонарушения от иных правонарушений в юридической практике служит конструкция юридического состава правонарушения, представляющего совокупность необходимых и достаточных с точки зрения законодателя условий или элементов (и их признаков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения и его конкретизации.

    Под составом административного правонарушения понимается уста­новленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность. Юридический состав является единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

     Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

     Объектом посягательства административного правонарушения является совокупность общественных отношений в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности. Эту совокупность общественных отношений называют общим объектом противоправного посягательства. В административном праве в общем объекте условно различают:

    1. Родовые объекты – однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта:

      = по отрасли общественной деятельности, в которой складываются общественные отношения выделяют такие родовые объекты как отношения в промышленности, в социальной сфере, сельском хозяйстве, на транспорте, в связи и т.п..     

      = по содержанию охраняемых общественных отношений: права и свободы граждан, порядок управления, государственный и общественный порядок, различные формы собственности и др.

     Каждый административный проступок имеет видовой, непосредствен­ный объект посягательства, которым является специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода (например, видовым объектом такого административного правонарушения, как "Нарушение водителями транс­портных средств правил дорожного движения" предусмотренного КоАП РФ, является безопасность дорожного движения).

    2. Видовые объекты – обособленная по характеру административного проступка и объекту противоправного посягательства (безопасность дорожного движения при нарушении правил движения и т.п.) группа общественных отношений, общих для проступков одного рода.

    3. Непосредственный (основной) объект – конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением;

    4 Дополнительный - конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не являются основным объектом правовой охраны со стороны государства;

    5. Факультативный - общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением.

     Объективная сторона - проявление противоправного поведения вовне, заключа­ающееся в деянии (действии или бездействии), которое выражается в на­рушении установленных административно-правовыми нормами пра­вил. Наличие объективной стороны во многих случаях зависит от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния. С позиции права только действием (бездействием) или в отдельных случаях вербальной активностью (нецензурная брань, оскорбление, клевета и пр.) может быть причинен ущерб защищаемым правам и интересам.

     По своему составу деяния могут быть простыми, содержащими одно (единое) действие или сложными, состоящими из нескольких самостоятельных действий, растянутыми во времени или совершенными группой лиц. 

     К элементам объективной стороны правонарушения относится причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред. Противоправное деяние предшествует во времени вредному последствию и является главной и непосредственной причиной вызывающего его (последствие). Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности или ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других лиц, ущемление их субъективных прав и свобод. Вред может посягать на специфические или общие интересы.

Совокупность признаков (элементов), установленных нормами административного права, характеризующих внешнее проявление правонарушения (объективную сторону), можно разделить на два вида:

     = Основные: собственно деяние в форме действия либо бездействия, общественно вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями;

     = Факультативные: время, место, способ, признак «другого лица».

     Содержание объективной стороны может включать характер деяния:

     Неоднократность - совершение двух или более однородных админист­ративных правонарушений. Неоднократность квалифицируется как еди­ное правонарушение;

     Повторность. В соответствии с законодательством об административ­ных правонарушениях под повторностью подразумевается совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию;

    Злостным, систематическим, продолжающимся администра­тивным правонарушением является совершение ряда возобновля­емых во времени, тождественных действий или бездействия, со­ставляющих в совокупности единое правонарушение.

   Признак злостности характеризует упорство, четко выражен­ное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям пол­номочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица.

    Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами - систематическое нарушение водителя­ми Правил дорожного движения.

    Длящееся правонарушение - действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязаннос­тей, возложенных на виновного законом под угрозой административ­ной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.

    Под продолжаемым административным правонарушением по­нимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождест­венных (сходных) правонарушений, за каждое из которых наруши­тель должен привлекаться к административной ответственности. Продолжаемый проступок - это несколько дей­ствий, каждое из которых является проступком, но, как правило, они объединены единым умыслом.

    Субъективная сторона правонарушения заключается в психическом отношении субъекта поведения к совершенному  им противоправному деянию и наступившим в результате этого последствиям.

     Субъективная сторона правонарушения воплощается в понятии деликтоспособности правонарушителя. Признание правонарушением виновного деяния возможно лишь в случае, когда такое деяние находилось под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли, т.е. возможности выбрать правомерный вариант поведения вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и пр., являются юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно имело вредные последствия.

     В соответствии с российским законодательством граждане могут быть признаны субъектами административного правонарушения по достижении 16 лет. При этом в отношении лиц от 16 до 18 лет применяется особый порядок рассмотрения совершенных ими административных правонарушений и к ним применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам о несовершеннолетних.

     Основным элементом субъективной стороны правонарушения является вина в форме умысла или неосторожности.

     Умысел, как форма вины, характеризуется тем, что правонарушитель с одной стороны - сознавал противоправность своего поведения (действия либо бездействия), предвидел наступление его вредных последствий и желал их достичь (прямой умысел), в другом случае – сознательно допускал наступления вредных последствий (косвенный умысел).

     При неосторожной форме вины лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение или ненаступление, хотя должно было и могло их предвидеть.

     Неосторожность может быть связана с самонадеянностью (легкомыслие) или небрежностью (халатность).

     Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рас­считывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал ос­тановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет.

     Небрежность состоит в непредвидении возможности проти­воправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить авто­машину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные тех­нические дефекты. Механик автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестнос­ти, но должен был и мог предвидеть возможность наступления тяжелых последствий.

     Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного при­чинения вреда, т.е. казуса или случая, при котором администра­тивная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий. В частности, такие казусы нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях.

     Факультативными элементами субъективной стороны являются мотив и цель правонарушения. Один из них - предполагаемый результат, к которому стремится виновный, желаемые последствия, которые должны наступить в результате противоправного поведения - цель. Другой факультативный элемент - мотив правонарушения, осознаваемая причина, побуждающая виновное лицо и связанная с удовлетворением его каких-либо потребностей.

     Содержание умышленной вины определяется характером ад­министративного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным.

     Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предус­матривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила. Поэтому умыш­ленная вина при формальных составах охватывает своим содержа­нием осознание нарушителем лишь общественной опасности, про­тивоправности совершенного им действия или бездействия. В подобных случаях отношение виновного к последствиям правонарушения (предви­дит их или не предвидит, желает наступления последствий или не желает) остается за рамками формального состава.

     Материальный состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездейст­вия обязательное наступление в результате их совершения об­щественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хи­щение, которое влечет для собственника материальные потери). В этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) наруши­телем не только общественной опасности и противоправности со­деянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия.

     Наличие вины правонарушителя (физического или юриди­ческого лица) в той или иной форме является необходимым при­знаком административного правонарушения.

     Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся при­знаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением. Например, КоАП предусматривает административную ответст­венность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП).

     Субъект административного правонарушения - лицо, совер­шившее административное правонарушение. Без конкретного лица-правонарушителя не может существовать правонарушение, также как и без административно-правовой нормы.

     Административное право различает коллективные (юридические лица) и индивидуальные (физические лица) субъекты правонарушений.

      Коллективные субъекты - юридические лица и иные коллективные образования. В настоящее время организации признаются субъектами административных правонарушений нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, лесное, водное, природоох­ранительное и др.

      Индивидуальные субъекты - граждане и другие категории лиц, облада­ющие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.

     Признаки индивидуального субъекта подразделяются на две группы:

      - общие - такие признаки, которыми должно обладать любое лицо, при­влекаемое к административной ответственности (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);

      - специальные - признаки, отражающие особенности конкретного физического лица.

     Поэтому в числе индивидуальных субъектов правонарушения административное законодательство наряду с гражданами выделяет особую группу субъектов, которыми являются лица, обладающие специальным административно-правовым статусом. Для специальных субъектов характерны не только общие признаки признания лица субъектом правонарушения, но и специальные признаки отражающие: 

    = особенности труда (машинист тепловоза, водитель, продавец), служебного положения (дипломатический работник, должностное лицо администрации, сотрудник МВД);

    = прошлое противоправное поведение (нахождение под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности);

    = иные особенности правового статуса (военнослужащие, иностранные граждане, сотрудники налоговой и таможенной служб).

     Специальным субъектом административного проступка высту­пают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, на­ходящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

     В связи с особенностями общественных отношений в сфере государственного управления законодатель в качестве субъектов административных правонарушений выделил  должностных лиц (ст.2.4. КоАП), под которыми понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные распорядительными полномочиями, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных, муниципальных органах и организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К этой же категории относятся и ПбОЮЛ, если законом не установлено иное.

     Необходимо отметить, что совокупность признаков административного правонарушения и его юридичес­кий состав — понятия не тождественные, поскольку у них различное назначение. С помощью признаков адми­нистративного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с право­вой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение — быть основани­ем этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

     Установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризо­ваться всеми признаками административного правонарушения. Однако оно не влечет административной ответственности, ибо в нем отсутствует юридический состав правонарушения, поскольку субъектом административного проступка может быть только лицо, достигшее 16 лет.

 

3.  Виды  правонарушений  в  административном  праве

     Характеристика общего состава административного проступка предполагает анализ и последующую классификацию родовых со­ставов, охватывающих виды административных правонаруше­ний, имеющих относительно единый объект посягательства (на­пример, административные правонарушения, посягающие на права граждан).

     На основе данного критерия все виды административных пра­вонарушений объединены КоАП в классификационные группы (главы).

     Административное законодательство с учетом различных сторон общественной жизни и государственного управления определяет следующие виды административных правонарушений:

     a) в экономической сфере:

       » в области охраны собственности;

       » в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

       » в промышленности, строительстве и энергетике;

       » в области связи и информации;

       » на транспорте;

       » в сельском хозяйстве;

       » ветеринарии и мелиорации земель;

       » в предпринимательской деятельности;

       » таможенные правонарушения;

       » в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

    b) социальной сфере:

      = посягающие на права граждан;

      = посягающие на здоровье населения;

      = в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучие населения;

      = общественную нравственность;

    c) в административно-политической сфере:

      - посягающие на институты государственной власти;

      - против порядка управления;

      - связанные с защитой государственной границы;

      - нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;

      - посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

      - нарушения воинского учета;

      - в области дорожного движения;

     Разнообразный перечень правонарушений зафиксированный в КоАПе наглядно показывает широкий спектр отношений, регулируемых административным правом и его взаимосвязь с другими отраслями права.

 

4. Отграничение административного правонарушения от преступления

     Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень об­щественной опасности этих правонарушений. Естественно, сте­пень общественной опасности административного правонаруше­ния, как правило, значительно ниже, чем преступления.

     Общественная опасность — это не абстрактная категория, а со­вокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общест­ва, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и ад­министративных правонарушений, отменяет некоторые ранее су­ществовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступ­ных в разряд административных правонарушений или наоборот.

     Установление юридического состава является наиболее слож­ной и важной профессиональной задачей любого правопримените­ля — суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспе­чивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных.

     При этом учитывается правовое установление о том, что за нарушение общеобязательных правил, виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

     Отграничение административного правонарушения от пре­ступления обычно проводится по объективной стороне состава.

     Для определения степени общественной опасности правонару­шения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возмож­ностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, ко­торым признается стоимость имущества, превышающая 500 ми­нимальных размеров месячной оплаты труда (примечание 2 к ст. 158 УК РФ). Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.

      Нередко критерием степени общественной опасности является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, хищение чужого имущества на сумму, превышающую пять минимальных размеров оплаты труда, считается преступлением, а на равную или мень­шую сумму — административным правонарушением (примечание к ст. 7.27 КоАП).

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!