Тема 5 "ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЦИОННЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА"

«Характеристика основных формационных типов государства»

 

Схема 5-1

 1. Рабовладельческое государство

     Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX—VIII вв. до н.э., т.е. на 20 и более веков позднее Египта. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.

     К этому времени в условиях Северного Средиземноморья сельскохозяйственные общины распались и возникла семейная, т. е. частная, собствен­ность на землю. Это привело к тому, что произошел распад общества на антагонистические классы, отличия между которы­ми заключались не в различном положении в системе власти и в системе распределения, а прежде всего в разнице по отношению к средствам производства. Один класс стал соб­ственником земли и орудий труда, а также и самого производи­теля — раба. Именно этот класс, владеющий средствами произ­водства, узурпирует публичную власть, превращает ее в орудие классового угнетения, подавления сопротивления эксплуатиру­емого большинства - рабов.

     Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы.

     К внутренним функциям рабовладельческого государства относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

     Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами; функцию захвата чужих территорий; функцию управления завоеванными территориями. Важнейшую роль в этом играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних и внутренних функций. Частями государственного аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

     Положение рабов в разных государствах было различным. В демократических Афинах, например, закон запрещал избиение или убийство раба, в Риме таких ограничений власти рабовладельцев не было. Однако то обстоятельство, что повсе­местно рабов было больше, чем рабовладельцев, указывает на неправильность укоренившегося представления, что труд рабов был основан исключительно на физическом принуждении. Дей­ствовали и идеологические методы, и меры экономического стимулирования труда. На определенных этапах развития рабо­владельческого государства положение рабов улучшалось. Так, в Риме в императорский период рабы выполняли функции врачей и учителей, многие из них, занимаясь ремеслом и торговлей, богатели. Вольноотпущенники нередко занимали крупные посты в системе государственной власти.

     Тем не менее, во всех рабовладельческих государствах власть монопольно принадлежит господствующему классу, рабы могут занимать в государственном аппарате некоторые незначительные должности, и классовый характер государства, таким об­разом, сомнений не вызывает.

     Функции государства осущест­вляются практически в интересах рабовладельцев, а общесоци­альные — только в той мере, в которой они соответствуют интересам господствующего класса. Не случайно, что в рабо­владельческих государствах имело место сопротивление рабов, которое подчас принимало наиболее острые формы восстаний против власти рабовладельцев (восстания рабов в Сицилии и Ма­лой Азии во II в. до н.э., восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).

     Характерно, что большинство рабовладельческих государств Европы возникли и существовали как города-республики. Необ­ходимость такой формы государства была связана с тем, что только так можно было выявить общеклассовую волю собствен­ников средств производства. Частная собственность, таким об­разом, обусловливала необходимость известных демократичес­ких форм, в отличие от восточных государств, основанных на единой государственной собственности. Потребность урегули­ровать интересы массы людей, равных по отношению к соб­ственности, вызывала появление достаточно сложных и разрабо­танных правовых систем, основным источником права в которых становились разрабатываемые органами государства законы. Для регулирования отношений собственности римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

     По сравнению с восточным обществом рабовладельческое общество было значительно более гибким, в нем были заложе­ны предпосылки дальнейшего развития. Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка. В результате на его базе впоследствии возникло феодальное общество и соответствую­щее ему государство.

     Таким образом, основой рабовладельческого государства являлась частная (персонифицированная) собственность на средства производства, включая рабов: раб – живая вещь, говорящий инструмент. Признавалось юридическое (формальное) равенство свободных, конечно, с поправками "на должность" и социальное положение.

 

2. Феодальное государство

     Государства этого типа возникли в Европе в VI—IX вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

     Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безво­змездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость кре­стьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.

     Социальное неравенство закреплялось законом. Крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали.

     Го­сударственная власть была открыто классовой и безраздельно принадлежала феодалам. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

     Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия.

     Государство было орудием диктатуры господствующего класса и защищало его интересы. Общесоци­альные функции осуществлялись постольку, поскольку они от­вечали интересам феодалов.

     Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Они возникают как централизованные монархии, за­тем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фак­тически, а зачастую и юридически приобретают полную незави­симость. Затем вновь происходит объединение земель, возника­ют сословно-представительные и абсолютные монархии. Феодальное государство на всех этапах развития феодального общества было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий.

     Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

Феодальное общество в определенной степени напоминает восточное: ведь и здесь собственность на землю определенным образом становится государственной, приобретая некоторые черты «власти-собственности». Однако, в отличие от «восточно­го» государства, источником власти является собственность, а не наоборот; наследуется земля по родственным признакам, а не по должности; полученная вассалом земля становится его соб­ственностью и передается по наследству; сельскохозяйственные общины либо вообще не сохранились, либо они не играют такой роли, как на Востоке; отсутствует такой мощный, как в «восточ­ном»  государстве, чиновничий аппарат.

     В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

     Феодальный характер собственности на землю как основное средство производства определяет то обстоятель­ство, что феодальные государства возникают и существуют как монархии. Напротив, в независимых городах, где господствует купечество и собственность является частной, существует рес­публиканская форма правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).

     Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каж­дой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко коди­фицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).

     Итак, основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе класса феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.

     Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. На последнем этапе развития феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, в основе которых работник имел возможность свободно продавать свой труд.

 

3. Буржуазное (капиталисти­ческое) государство

     Первые буржуазные (капиталисти­ческие) государства возникли в Европе и Северной Америке 200—300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

     В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классово­го неравенства, сословных привилегий, буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». Капиталистический спо­соб производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяет­ся неравенством социальным, поскольку одни владели средства­ми производства, а другие, лишенные их, должны были прода­вать свою рабочую силу. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. В своем развитии буржуазное общест­во проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.

     На первой стадии (период свободной конкуренции) класс бур­жуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов соб­ственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Механизмом выяв­ления их общеклассовых интересов и воли становится буржуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Таким образом, хотя и деклариро­валось всеобщее равенство, тут же законодательно утверж­далось политическое неравенство. И государство, и право вы­полняли, прежде всего, классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.

     Второй этап развития буржуазного общества — период моно­полистического капитализма — начался в конце XIX — начале XX в.

Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурентоспособности объединяются, монополизируются различные виды производства. Возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

     Следствием этого стали периодические кризисы, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Это привело к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

     Этот этап характеризуется тем, что в руках уже не очень многочисленной монополистической буржуазии сосредо­точивается основная часть общественного богатства и, естест­венно, политическая власть. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополис­тов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицей­ские в Латинской Америке и Южной Африке и др.). В большинстве случаев стоящей у власти верхуш­ки государственного или партийно-государственного аппарата оказывается более выгодным сохранение демократических институтов. Вместо политических, «сило­вых» механизмов работают иные — экономические: проведение избирательной кампании стоит так дорого, что это по силам только тем, кого поддерживают монополисты. Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней - функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Функции государства осуществляются в интересах главным образом господствующего класса, но развитие демократических форм заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам, иначе не привлечешь голоса избирателей.

     На третьем этапе, в начале прошлого столетия государственная власть по-прежнему находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общест­ва, поскольку установленное всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Этот этап совпал с периодом великой депрессии в Америке в начале 3-х годов 20 века. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта.

     На данном этапе экономика приобретает смешанный характер, частная собственность перестает быть доминирующей. Около трети экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность.

     Заметно измени­лись функции государства. Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Оно стало активно вмешиваться в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются мно­го миллиардные социальные программы, растет уровень жизни населения. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества. Таким образом, современное западное государство существенно отличается от классического буржуазного.

 

4. Социалистическое государство

     Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

     Сама идея социалистического государства возникла первоначально в теории — в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина — как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства.

     Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.

     В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти.

     Появление социали­стического государства связывалось с осуществлением социаль­ной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, переста­нет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного само­управления.

     Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим "полугосударством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

     Социалистическое государство признавалось государством высшего и исторически последнего типа. Оно противопоставлялось эксплуататорскому государству.

     Однако большинство этих теоретических прогнозов на практи­ке не подтвердилось. В итоге, сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собствен­ности и поэтому в значительной мере сходные с «восточными» типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неог­раниченную власть.

     Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали чисто формальными, равно как и деятельность демократических институтов. И, как всякое «восточное» общество, наше также приобрело застой­ный характер, перестало развиваться. Похожие, хотя в каждом случае имеющие специфические черты, процессы происходили и в других странах, строивших социалистическое общество. Идея социалистического государства на практике пока не нашла ре­ального воплощения, осталась утопией, мечтой, а попытки ее реализации привели к фактической реанимации, естественно на более высоком витке общественного развития, общества вос­точного типа. Однако, все это не отвергает идей социализма.

      Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!