Лекция № 7 - "Граждане как субъекты административного права"

«Граждане как субъекты административного права»

 

1. Субъекты административного права

        Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий в сфере государственного управления, возло­женных на него административным правом.

      Субъекты административного права могут стать субъектами админист­ративных правоотношений, если имеют место:

      • административно-правовые нормы, предусматривающие права и обя­занности субъекта;

      • административная правоспособность и дееспособность субъекта;

      • основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

      Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

      Административная дееспособность - способность субъекта своими дей­ствиями приобретать права и создавать для себя юридические обязан­ности, реализовывать их в рамках конкретных административно-пра­вовых отношений.

      Субъект административно-правовых отношений - лицо, которое в соответствии с действующим законодательством явля­ется участником управленческих отношений, регулируемых норма­ми административного права, наделено определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способно их осуществлять.

      Субъекты административного права (административно-правовых от­ношений) могут быть индивидуальными и коллективными.

   Индивидуальные субъекты:

      • граждане Российской Федерации;

      • иностранные граждане;

      • лица без гражданства.

  Коллективные субъекты:

    а) государственные организации:

       • органы исполнительной власти (государственного управления);

       • государственные предприятия, учреждения и их объединения;

       • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

    б) негосударственные организации:

       * общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

       * трудовые коллективы;       

       * различные коммерческие структуры;

       * органы местного самоуправления.

 

2. Граждане как субъекты административного права

       Среди субъектов административного права особое место за­нимает гражданин. Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязан­ностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государ­ства. Имеется в виду гражданин, не наделенный властно-распорядительными функциями и либо работающий в организациях, либо не работающий (учащийся, пенсионер).

      Совокупность прав, обязанностей и ответственности физического лица в административном праве образуют его административно-правовой статус. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации - часть общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Законом РФ "О гражданстве Российской Феде­рации" и другими актами законодательства. Общий административно-правовой статус граждан предопре­делен конституционными принципами и по этой причине универ­сален, стабилен. Его проявления различны и их лучше всего можно выразить с помощью понятия видовых статусов.

      Некоторые ученые связывают административно-правовой статус физического лица с граж­данством и, исходя из этого, выделяют:

        1) три категории граждан России (обычных, почетных и с двойным гражданством);

        2) две категории иностранных граждан («ближнего» и «дальне­го» зарубежья);

        3) лиц без гражданства (апатриды).

       Различие этих статусов проводится по положениям норм Конституционного и административного права. При их совпадении есть шесть различий, касающихся занятия ряда должностей только гражданами России, режимов доступа к госу­дарственной тайне, распространения воинской обязанности толь­ко на граждан, мер административной ответственности и др.

       Исходя из сказанного, административно-правовой статус гражданина России есть установленные зако­ном и иными правовыми актами права, обязанности и ответст­венность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.

      Можно выделить административ­но-правовой статус:

    ≈ общий, базовый для своей сферы,

    ≈ специальный – отдельные ви­ды административно-правовых статусов, опосредующих разнообразное правомерное поведение граждан:

     ♦ специальные админист­ративно-правовые статусы индивидуальных субъектов,

     ♦ статус членов административ­ных коллективов,

     ♦ статус субъектов административной опеки,

     ♦ статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом,

     ♦ статус субъектов разрешительной системы.

      Исходя из такого критерия, как характер га­рантированной деятельности граждан выделяют другие виды административно-правовых ста­тусов.

      1) общегражданский статус в делах управления государственными делами -  обусловлен конституционными нормам и ориентирован на развитие гражданских качеств человека.

      2) функ­ционально-клиентский, когда граждане удовлетворяют свои ин­тересы и потребности благодаря корреспондирующим обязанно­стям органов, служб и должностных лиц.

      3) партнерско-содействующий, когда граждане участвуют в деятельности ис­полнительных органов и выполняют разные социально-правовые роли.

      4) охранительный, когда гражданам обеспечива­ется защита их прав и законных интересов как в администра­тивном и судебном порядке, так и мерами общественно-политического  воздействия.  

      Административно-правовой статус гражданина включает в себя:

      - комплекс прав и обязанностей, закрепленных нор­мами административного права;

      - гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.

      В правовых актах не отождествляется правовой ста­тус человека и гражданина РФ, так как гражданин об­ладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.

      Значительна также и роль органов исполнительной власти и местного самоуправления в формировании и реализации административно-правового статуса граж­данина. В пределах предоставленной компетенции они:

      = издают правовые акты, влияющие на содержа­ние административно-правового статуса гражда­нина;

      = реализуют их исполнение;

      = содействуют гражданам в реализации их субъек­тивных прав;

      = осуществляют охрану прав и свобод граждан.

     Административно-правовое   положение  граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособ­ность.

     Административная правоспособность гражда­нина - это признаваемая законом возможность быть субъектом административного права, иметь пра­ва и обязанности административно-правового харак­тера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

     Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом: она может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых за­конодательством, например в связи с совершением уголовного или административного, правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде ли­шения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений.

Административная правоспособность граждан слу­жит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

     Административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответ­ственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Она воз­никает по достижении гражданином определенного возраста:

     • полная - с 18 лет;

     • ограниченная - с 16 лет;

     • частичная - с 7 лет.

      На административную дееспособность влияет наличие у граждан опре­деленных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указан­ных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или пол­ностью недееспособными.

     Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ.

      Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта админи­стративного права. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность го­сударства».

      Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каж­дый гражданин имеет свой гражданский правовой статус. Это нормы, определяющие права и обязанности:

      - в государственной и общественной деятельности;

      - в хозяйственно-трудовой деятельности;

      - в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества.

      Третий элемент административно-право­вого статуса, — социальный, добавляется, когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражда­нина. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

      Четвертый элемент административно-правового статуса граж­данина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, охотники, водители, спортсмены и т.д. Все они получают официаль­ный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обя­занностей.

     Административно-правовой ста­тус гражданина обладает рядом особенностей.

     Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «про­питан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности, и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

     Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами),  либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении  дел  об  административных  правонарушениях  гражданин  имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность упла­тить в установленный срок наложенный на него штраф).

     В-третьих, содержание  административно-правового  статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (напри­мер, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подверга­ется административному задержанию и доставлению в мили­цию).

     В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта адми­нистративного права включает:

     = права и обязанности, общие для всех граждан, (например, обязанность соблюдать правила пожар­ной безопасности);

     = права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобиль­ного транспорта, предпринимателям, охотникам);

     = права и обязанности конкретных индивидов (например, лица, являющего­ся беженцем или вынужденным переселенцем).

     Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем правовые нормы, ограничиваю­щие права личности, обычно носят административно-правовой ха­рактер.

Права и обязанности граждан в сфере госу­дарственного управления

       Административное право в основном влияет на осуществление прав и обязанностей человека и гражданина, процесс которого предполагает взаи­модействие граждан с управленческими структу­рами, контроль с их стороны за соблюдением кон­ституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нару­шать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конститу­ции РФ).

      Права и обязанности граждан в сфере государственного управ­ления можно условно разделить на четыре блока.

      Первый - необходи­мые для участия в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, а также посред­ством равного доступа к государственной службе.

      Второй - для их реализации необходима активная деятельность и содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления.

      Третий - их реализация требует от органов исполнитель­ной власти, должностных лиц многообразной функциональной де­ятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления.

      Четвертый - связан с участием граждан в деятельности орга­нов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных со­ветов,   межведомственных   и   рабочих   комиссий,   внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов ор­ганизаций, действующих целиком на общественных началах, — например добровольных народных дружин.

      В административном праве права граждан подразделяют на виды по различным основаниям.

      В зависимости от механизма реализации права граждан подразделя­ются на:

     = абсолютные (безусловные) права - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, трудоустройство и т. п.);

     = относительные права - права, для реализации которых нужен акт госу­дарственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).

      В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и осно­ваний их возникновения различают:

      • общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);

      •  специальные права - права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).

      По содержанию выделяют следующие группы прав:

     • право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых доку­ментов, пресечение противоправных действий и др.);

     • право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно- эпидемиологической, медицинской помощи и др.);

     • право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосудар­ственных организаций).

      По степени возможности реализации административно-правовые обязанности граждан подразделяются на:

    • абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных на­логов и т. п.);

    • относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля - платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т. п.).

     Граждане РФ, имея права, вместе с тем исполняют и обязанности. Конституция РФ относит к ним следую­щие обязанности: соблюдать Конституцию и законы РФ, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество и др.

     Несо­блюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия. Неправомерное поведение является административ­ными правонарушениями. В случае неправомерного поведения гражданин обязан претерпеть неблагоприятные для себя последствия личного или материального характера.

     Реализуя свой правовой статус в сфере государственного управления, граждане вступают в самые разнообразные административ­ные правоотношения. Они возникают, изменяются или прекраща­ются:

     ♦ по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав (право на поступление в высшее учебное заведение);

     ♦ в связи с вы­полнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на технический осмотр принадлежащий ему автомобиль);

     ♦ в виду нарушения органами государственного управления и местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отказ без доста­точных оснований в выдаче заграничного паспорта);

     ♦ по факту на­рушения гражданами их административно-правовых обязаннос­тей, влекущего ответственность за административные правонару­шения или дисциплинарные проступки.

     Гражданин реализует свои права и обязанности по­средством следующих правомерных действий: факти­ческого использования прав; приобретения законных прав; защиты нарушенных прав.

 

3. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

       К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят эко­номические, политические, организационные и юридические га­рантии.

      Экономические гарантии предполагают стабильную и эффек­тивную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчи­вую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, свое­временную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высо­кий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.

      Политические гарантии предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценнос­тью, многопартийность, идеологическое разнообразие, стабильную государственную власть, согласие в государстве и многонациональном обществе.

      Организационные гарантии представляют собой развет­вленную систему правоохранительных, контролирующих, ин­спектирующих, надзирающих и других государственных и обще­ственных организаций в центре и на местах.

      Юридические гарантии, в том числе и административно-пра­вовые, можно разделить на два вида: судебные - реализуемые судами в процессе осуществления правосудия и внесудебные (административные) - реализуемые в рамках управленческой компетенции органов государственного управления и их должностных лиц.

      Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является за­кон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действо­вать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделе­ны качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

       * положения, содержащиеся в законе, должны соответствовать эконо­мической и политической ситуации в стране, обладать юриди­ческой стабильностью;

       * отвечать высокому уровню юридической техники;

       * содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;

      * определять государственные органы, ко­торые обязаны создавать условия для реализации прав и свобод;

      * предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущем­ление прав и обязанностей граждан.

      К гарантиям прав и обязанностей граждан относят конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллектив­ные обращения в государственные органы и органы местного само­управления. Основными видами обращений граждан являются:

      = предложение - привлечение внимания к несовершенству организации,
деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;

      = заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;

      = жалоба - обращение в государственные или иные официальные орга­ны к должностным лицам по поводу нарушенного права или законно­го интереса гражданина.

 

4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

      Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также междуна­родными договорами. Законы РФ распространяются на всех лиц, находя­щихся на ее территории. Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отноше­ния с органами исполнительной власти в различных сферах.

      Регулируя отношения с иностранными гражданами, государ­ство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют ус­ловия и средства, необходимые для осуществления процесса фор­мирования юридического и фактического положения лица. Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства поль­зуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (кроме случаев, установленных зако­ном) и подлежат административной ответственности на общих основаниях. Правовое положение иностранных граждан регламентируется Кон­ституцией законами России, международными договора­ми, правилами пребывания иностранных граждан на территории РФ и транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ.

      Законодательство различает иностранных граждан, постоянно прожи­вающих и временно пребывающих на территории Российской Федера­ции, а также проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом, связывая с этим опреде­ленные правовые последствия.  РФ предоставляет политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответст­вии с общепризнанными нормами международного права.

     Иностранные граждане, находящиеся на территории Рос­сийской Федерации, если они имеют разрешение и вид на житель­ство, выданное органами внутренних дел, - постоянно проживающие. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Фе­дерации на иных законных основаниях, - временно пребывающие. Постоянно проживающие иностран­ные граждане имеют больший объем прав, чем вре­менно пребывающие.

     Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалова­ние незаконных действии (решений) органов государственной вла­сти, их должностных лиц; на свободу и личную непри­косновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на медицинскую помощь; на образо­вание и т.д.

     Правосубъектность лиц, находящихся на территории Российской Фе­дерации и не являющихся ее гражданами, характеризуется особенностями, которые представляют собой ряд ограничений их прав и обязан­ностей, предусмотренных законодательством:

      ≈  не могут быть государственными служащими;

      ≈  не допускаются к дея­тельности, связанной с государственной тайной;

      ≈  на них не распространяется воинская обязанность;

      ≈  только к ним применя­ется наказание - выдворение;

      ≈  могут въезжать на тер­риторию России при наличии разрешения;

      ≈  проживают и осуществ­ляют свою деятельность на основании специальных документов;

      ≈  могут быть установлены ограничения в пе­редвижении и выборе места жительства и др.

     Регулируя отношения с иностранными гражданами, государ­ство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют ус­ловия и средства, необходимые для осуществления процесса фор­мирования юридического и фактического положения лица.

     Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностран­ному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

     Юридические гарантии включают и ответственность иностран­ных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязан­ностей. Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответ­ственности на общих основаниях с гражданами Российской Феде­рации. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом.

     В силу принципа государственного суверенитета каждое государ­ство устанавливает пределы ответственности иностранных граж­дан самостоятельно. Вопросы об ответственности за административные право­нарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от админист­ративной юрисдикции Российской Федерации, разрешаются дипло­матическим путем.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!