Лекция № 5 - "Правоотношения в административном праве"

«Правоотношения  в  административном  праве»

В дополонение к лекции при подготовке к семинару можно посмотреть слайды-презентации  в разделе "Презентации к лекциям"

1. Понятие, содержание и виды административных правоотношений

     Юридическая энциклопедия раскрывает понятие административного права как отрасли права, регулирующей общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной деятельности органов государственного управления. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления, в которых одной из сторон обязательно является государственный орган управления или его должностное лицо,  осуществляется через нормы административного права.

     Широкий круг вопросов, регулируемых административным правом, связан с задачами государства по экономическому, социально-культурному и административно-политическому строительству общества.

     Таким образом, административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения государственных органов управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления.

    Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нор­мой управленческое общественное отношение, в котором сторо­ны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

    Специфику административно-правовых отношений определяют и способы правового воздействия, используемые в административном праве: обязывание, запрет, дозволение.

    Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, предполагается отношение субординации, что отличает эти отношения от гражданско-правовых. Отсюда важно установить положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений; права и обязанности субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей.

     С учетом сказанного можно определить основные особенности административно-правовых отношений:

      ~ они складываются в особой сфере государственной и общественной жизни – государственном управлении;

      ~ возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно.

      ~ одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством  управленческими полномочиями;

      ~ это отношения, построенные на началах «власть – подчинение», властеотношения, в которых изначально отсутствует равенство сторон, и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;

      ~ одна из сторон (субъект управления) изначально наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);

      ~ административные правоотношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект: воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых объектов в сфере реализации исполнительной власти.

     Административно-правовому регулированию подвергается не материальный предмет, не вещь, а действия человека по отношению к этой вещи. Примером, подтверж­дающим это, служат Правила дорожного движения Российской Федерации. Объектом возникаю­щих на основе этих правил административно-правовых отноше­ний являются не автомобили, не дороги, а поведение (действия) пешеходов, водителей транспортных средств.

        ~ для возникновения административно-правовых отношений необходимы определенные условия: практическая деятель­ность исполнительных органов по реализации возложенных на них исключительно управленческих  и исполнительно-распорядительных функций

        ~ это разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;

        ~ разрешение споров, возникающих между сторонами, в подавляющем большинстве имеет внесудебный специфический характер их разрешения путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения органа управления, т.е. административный порядок;

        ~ мера ответственности за нарушение административно-правовых норм определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.

      Как любое другое, административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру и содержит в себе определенные элементы, которыми являются субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.

      Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В административном правоотношении субъектами являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. К ним относятся:

  • государственные органы и их структурные подразделения;
  • государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации;
  • общественные объединения;
  • граждане России;
  • иностранные граждане и лица без гражданства.

     Объекты административно-правовых отношений – по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения. В административном праве различают два вида объектов:

  • Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;
  • Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.

 

2. Юридические факты в административном праве 

    Административно-правовые отношения возникают при нали­чии условий, предусмотренных административно-правовыми нор­мами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

     Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, дейст­вия, а в некоторых случаях - события.

     Действия - активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомер­ные действия.

    1. Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. Это могут быть:

        = юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

        = юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

      Правомерные действия всегда соответствуют требованиям ад­министративно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение кон­кретного административного правоотношения между ним и ис­полнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

      Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имею­щие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возник­новение, изменение или прекращение административно-правово­го отношения. Например, приказ о назначении на должность вле­чет за собой возникновение государственно-служебных отноше­ний, являющихся разновидностью административно-правовых.

    2. Неправомерные действия не соответствуют требованиям адми­нистративно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение – виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий – правонарушений, - являются:

       = преступление – правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности;

       = к правонарушениям относятся дисциплинар­ные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

     События — явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.).

    Юридические факты могут быть:

= по порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

= по форме своего проявления:

- положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

- отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др. 

Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

 

3. Виды административных правоотношений

 

        Многообразие форм управленческой деятельности и широта административно-правового регулирования различных сфер общественной жизни вызывают возникновение различных видов административно-правовых отношений.

      Первоначально можно выделить следующие две группы административно-правовых отношений:

      а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект - объект»), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управ­ленческой деятельности. Это — собственно властеотношения;

      б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органичес­ки связанные с его осуществлением.

      Иногда названные группы административно-правовых отно­шений характеризуются как основные и неосновные управленчес­кие связи. Их можно классифицировать и объединять в различные группы в зависимости от оснований и общих признаков:

      1) по содержанию: материальные и процессуальные;

     2)  по направленности отношений:

       = внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями, определению прав, обязанностей и ответственности должностных лиц органов управления. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.

        = внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.).

     3) в зависимости от характера юридических фактов:

  • порождаемые правомерными действиями;
  • порождаемые неправомерными действиями.

     4) в зависимости от государственного устройства:

  • между федеральными органами и исполнительными органами субъектов федерации;
  • между одноуровневыми исполнительными органами субъектов федерации;
  • между исполнительными органами разноуровневых субъектов.

     5) в зависимости от особенностей участников отношений:

  • между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;
  • между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня;
  • между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;
  • между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;
  • между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;
  • между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;
  • между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;
  • между субъектом исполнительной власти и гражданами.

     6) по способу защиты:

= защищаемые в административном порядке;

= защищаемые в судебном порядке.

     7)  по направленности связей:

  • вертикальные – отношения «власть-подчинение»;
  • горизонтальные – между субъектами исполнительных органов:

= административ­но-процедурные:

  • предшествующие непосредственному управля­ющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения.
  • возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации  принятого  в  одностороннем  порядке юридически властного решения. Это, например, отношения, в ходе и результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.).

= отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об админи­стративных правонарушениях). Содержанием этих отношений яв­ляется рассмотрение административно-правовых споров;

= отношения административно-договорного характера, нося­щие форму различного рода соглашений (например, предвари­тельное соглашение о приеме на ту или иную должность и т.п.). Соглашения  возможны  и   между  субъектами  исполнительной власти.

      Горизонтальный характер таких правоотношений, а также их вспомо­гательный характер по отношению к основным вариантам адми­нистративно-правовых отношений, является относительно временным состоянием. В конечном итоге они неизбежно перерастают в верти­кальные отношения. Моментом такого перерастания служит, на­пример, принятие совместного юридически властного акта (со­вместного приказа) либо принятие полномочным исполнитель­ным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об ад­министративном правонарушении. 

     8) по функциям права:

  • регулятивные
  • охранительные.

     9) в зависимости от субъектов и целей реализации правоотношения:

  • отношения связанные с реализацией органами управления своей компетенции;
  • отношения в связи с реализацией гражданами их прав в сфере исполнительной власти (поступление на государственную службу);
  • административно-правовые споры – отношения связанные с ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, незаконным возложением обязанности или ответственности, противоречащих законодательству;
  • отношения, связанные с нарушением требований административно-правовых норм гражданами и юридическими лицами, в сфере публичного управления.

 

4. Понятие, особенности и виды субъектов административных правоотношений

        Каждому виду управления соответствует определенный субъект и объект. Субъект управления  есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.

       Органы управления можно классифицировать по различным признакам: по назначению и функциям, по характеру социальной общности и отражения ее интересов, по полномочиям, по отраслевому признаку, по структурному содержанию и т.п.

      Различные виды управляющих субъектов используют разные полномочия и методы управления. Эти различия в правовом государстве вытекают из закона. Деятельность субъектов управления разных видов и уровней регулируется законодательными и правовыми актами государственных органов власти. Субъекты управления обладают рядом признаков:

  1. любой субъект управления обеспечивает выражение интересов определенной социальной общности;
  2. каждому субъекту присущи определенные функции, отражающие общесистемное разделение труда по их выполнению;
  3. субъекты управления системно организованы и им присущи черты системы, общие функции, цели, единство принципов их образования и деятельности, структурное единство и др.;
  4. каждый субъект управления приобретает общесистемные качества, находясь в рамках системы управления и взаимодействуя с соответствующим объектом, другими субъектами своей системы с субъектами других систем.

       Субъекты управления являются субъектами административного права.

       Субъект административного права – это лицо, обладающее определенным административно-правовым статусом, имеющее возможность и способное вступать в административно-правовые отношения по собственной воле или в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой.

       Юридическая возможность лица вступать в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у лица правового качества, которое называется административная правосубъектность.

      Административная правосубъектность состоит из двух элементов:

        a) Административная правоспособность – способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

        b) Административная дееспособность – это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность – способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм.

        Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти.

       Чтобы стать субъек­том административных правоотношений, субъект ад­министративного права должен обладать администра­тивной дееспособностью.

      Административная дееспособность - процесс прак­тической реализации административной правоспо­собности в условиях управленческой действительно­сти. То есть правоспособность и дееспособность со­относятся как статическая и динамическая категории, являясь элементами административно-правового статуса.

     Несмотря на большой круг участников административных правоотношений их можно разделить на группы и подгруппы:

1) Индивидуальные субъекты:

  • граждане России;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.
  • специфическим индивидуальным субъектом адми­нистративного права считают государственного служа­щего, так как, проявляя себя индивидуально, он фак­тически является официальным представителем того или иного органа исполнительной власти.

2) Коллективные субъекты:

    a) Государственные организации:

  • Органы государственной власти (государственного управления);
  • Государственные предприятия, учреждения и их объединения;
  • Структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компе­тенцией.

     b) Негосударственные организации:

= Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

= Трудовые коллективы;

= Коммерческие структуры;

= Органы местного самоуправления.

      Каждый вид субъектов административно-правовых отношений, индивидуальный или коллективный, обладает своим административно-правовым статусом. Различия в правовом статусе коллективных субъектов зависят от принадлежности к государственной структуре и органам исполнительной власти или к общественным объединениям. Административно-правовой статус государственных органов управления определяется их компетенцией – совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. К элементам административно-правового статуса государственных органов нередко относят их цели, функции и задачи деятельности, закрепленные в нормативных актах.

      Административно-правовой статус может быть общим (содержит общие, одинаковые права, обязанности и ответственность) и специальным (наряду с общим имеется и дополнительный отличный от других субъектов комплект прав и обязанностей – статус беженца, «чернобыльца»).

      Можно определить условия, при которых субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений:

          a) наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъектов;

          b) административная правосубъектность;

         c) наличие оснований (юридических фактов) для возникновения, изменения или прекращения отношений в сфере управления.

 

5. Объекты государственного управления в административных правоотношениях и их виды

       Объект управления представляет собой структурированную социальную общность, функционирующую под направляющим воздействием управляющего субъекта для достижения общих целей системы управления. Иными словами, объектом государственного и муниципального управления являются общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц и отдельных граждан, приобретающее общественное значение. 

     Исходя из человеческой сущности управляемых объектов, можно выделить следующие их свойства:

         a) самоактивность управляемых объектов – способность к самодвижению на основе внутренних побудительных причин. Самоактивность реализуется в разных формах: в преобразовании окружающих условий и взаимосвязей, установлении взаимодействия и в приспособлении к складывающейся ситуации.

         b) целенаправленность на конкретные предметы, явления, отношения и результаты.

         c) адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам природного и социального бытия, которая проявляется в привычной реакции, стереотипе поступков и действия.

         d) Способность к самоуправлению – сознательному саморегулированию своей жизнедеятельности и своего развития, как ответная реакция на изменяющиеся общественные условия.

         e) Зависимость от объективных условий и факторов общественной жизни.

      Значение этих свойств заключается в том, что они определяют меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем совершеннее управляемые объекты, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление должно быть «мягче» и сводиться только координирующему, а не силовому воздействию со стороны государства.

      Различные социальные роли людей обуславливают их объединение в многообразные коллективы, которые в свою очередь интегрируются в более широкие общности: социальные (классы, слои, нации народности, профессиональные группы и т.п.); территориальные (города, районы, области, республики и т.п.); общественные (политические партии, общественные объединения, движения и т.п.); производственные коллективы и др.

     Исходя из этого в структуре управляемой общественной системы можно выделить три основных уровня управляемых объектов:

       1) Человек в проявлениях его сознания, поведения, деятельности. На этом уровне реализуются социальные роли.

       2) Коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности. Уровень реализации видов деятельности.

       3) Общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений. На данном уровне реализуются формы общественных отношений.

       Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам:

  • по сфере деятельности (экономические, политические, социальные, духовные);
  • по форме собственности объектов (например: местные, республиканские, федеральные и др.);
При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!