Лекция № 4 - "Административно-правовые нормы"

«Административно-правовые нормы»

В дополонение к лекции при подготовке к семинару можно посмотреть слайды-презентации  в разделе "Презентации к лекциям"

1. Понятие и природа административно-правовой нормы.

     Важное значение в регулировании государственного управления имеют различные социальные нормы и правила. На государственное управление, представляющее собой распорядительную, организационную, контрольную и иную деятельность, влияние оказывают нормы морали, особенно в точках непосредственного соприкосновения с публичной политикой. Доверие и объективная информация, соблюдение моральных принципов со стороны руководителей и государственных служащих во взаимоотношениях с населением и внутри органов управление является одной из составляющих эффективной работы государственного аппарата.

     В государственном управлении довольно часто используются обычаи и традиции – выборы председателя нижней палаты парламента осуществляется из представителей крупнейшей фракции в палате, а его заместителей из других более многочисленных объединений. Такие традиции широко распространены и в зарубежных странах - Востока, Англии и др.

     Очень широко влияние в управленческой деятельности стандартов, технических норм и правил, которые устанавливаются государством, особенно в производственной сфере.

     С течением времени в деятельности государственных органов складываются организационные нормы и обыкновения, которые также оказывают управленческое воздействие на деятельность аппарата и служащих. Примером может служить отчет народного депутата, который проходит в определенное время и в одном и том же месте, или проведение собрания по  определенному регламенту.

     Хотя перечисленные нормы не являются правовыми по своей природе и устанавливаются в большинстве случаев не государством, они для него не безразличны. В отдельных случаях государство поддерживает и способствует развитию некоторых из них, в других не отвечающих интересам общества, запрещает своим властным способом.

     Главным регулятором государственного управления является право. Оно складывалось постепенно из доправовых социальных норм и обычаев. Право формируется по двум направлениям: во-первых, социальные нормы других видов перерастают в нормы права, путем их законодательного закрепления, и, во-вторых, нормы права создаются самим государством, когда в них возникает потребность общества.

     Если рассмотреть характерные черты права, можно обратить на следующие его  составляющие:

     = Правовая норма - выраженное в законе общеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения, охраняемое от его нарушения мерами государственного принуждения.

     = Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.

Правовые  нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему: система права, отрасль, подотрасль, институт права.

     = Волевой характер. Государство в праве выражает волю и интересы различных социально-политических сил общества, использую для этого свою власть и легитимный характер принуждения к нарушителям права.

     = Общечеловеческие ценности (постулаты добра, справедливости, общего блага, демократии и др.) имеют большое ориентирующее значение в определении характера правовой системы, в государственном управлении. Это кардинальным образом отличает демократическое государство от тоталитарного, деспотического.

     = Государственное принуждение выполнение норм права обеспечивается и охраняется государством, им предусматриваются различные виды юридической ответственности: уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная.

      Среди правовых норм российских отраслей права самыми разнообразными являются административно-правовые нормы. Они занимают самое большое правовое пространство в цепи: закон - подзаконный акт – акты исполнения - документ. Чаще всего эффект административно-правового воздействия создает не одна норма, а их совокупность, как однородных, так и не однородных. Нормы как первичные правила поведения облекаются в структурные формы – источники административного права.

    Для норм административного права характерны:

= ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов;

= односторонне-властное волеизъявление стороны;

= широкая сфера усмотрения;

= преобладание директивно-обязательных норм;

= нормативно-ориентирующее воздействие;

= прямое применение административных санкций за правонарушение.

    В отечественной юридической литературе отмечается несколько признаков характеризующих норму права:

  • первичная клетка права;
  • государственное повеление;
  • правило общего характера (для всех) и рассчитанное на многократное применение;
  • формально определенное правило.

     Административно-правовые нормы отличаются от других норм большей степенью взаимосвязанности внутри одного правового акт и в актах разных органов. Проявляются принципы их подзаконности и строгой иерархичности, позволяющий согласованно решать проблемы с помощью разных, но связанных и согласованных норм.

      Нормы административного права определяют границы должного, управомоченного и запрещенного  поведения различных субъектов в сфере государственного управления. Определяя взаимные права и обязанности сторон управленческих отношений, они регулируют тем самым эти отношения.

     Специфика предмета административно-правового регулирования выделяет особенности, отличающие административно-правовые нормы от норм других  отраслей права:

  • императивный характер;
  • служат для реализации функций и назначения исполнительной власти;
  • обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти, устанавливают процедуры и формы деятельности государственной администрации;
  • адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целях упорядочения государственного управления и обеспечения законности в их деятельности. 
  • определяют административно-правовой статус (права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности) субъекта управленческих правоотношений в сфере исполнительной власти.
  • являются базой для регулирования отношений, входящие в предмет других отраслей;
  • обеспечены собственными отраслевыми средствами исполнения, защиты и юридического принуждения;
  • устанавливаются не только законами, но и в процессе административного правотворчества, поэтому имеют различную юридическую силу, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции.
  • носят подзаконный характер и могут быть изменены или отменены органами или должностными лицами, принявшими их, или вышестоящими либо признаны недействительными по решению суда.

 

2. Структура норм административного права

     Традиционно в структуре правовых норм выделяют три самостоятельных элемента: гипотезу и диспозицию (присущие нормам положительного регулирования), диспозицию и санкцию (свойственные нормам правоохранительным). Эти элементы нормы административного права имеют особенности.

      Гипотеза как условие применения нормы зачастую не всегда выражена в ней самой и может находиться в структуре преамбулы, вводной части или общих положениях, в других нормах данного акта. Она может быть общей для нескольких норм. В некоторых случаях гипотеза может быть обнаружена в других, смежных или однородных актах. Такая «подвижность» гипотезы объясняется многообразием норм, действие которых привязано не только к конкретному юридическому факту, но к событиям, явлениям большего масштаба в стране, регионе или отрасли.

     Можно выделить некоторые виды гипотез административно-правовой нормы:

по степени определенности: абсолютно определенные (конкретные обстоятельства) и относительно определенные (общая характеристика условий);

по способу изложения: казуистичные и абстрактные;

по назначению: общие и специальные;

по внутренней структуре: простые (одно условие) и сложные (кумулятивные – одновременно несколько условий, альтернативные – одно из нескольких условий).

     Диспозиция как центральная часть административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей и ответственности субъекта права. Формулирование диспозиции нормы имеет двоякое значение:

  • её обоснованность служит, прежде всего, эффективному выбору способа решения социальной, экономической или иной задачи, а также метода  регулирования отношений субъектов административного права.
  • нечеткость диспозиции или пассивность ее применения ведут к бездействию или ошибочным действиям.

     Установленные диспозицией правила поведения предписывающего, дозволяющего и запрещающего характера могут содержаться в одной или нескольких статьях акта. Это связано с тем, что подобные правила часто обладают процессуальными свойствами, т.е. регулируют целый ряд последовательно совершаемых субъектом действий. Их трудно свести к одному простому правомерному действию. Все правила, носящие преимущественно характер диспозиции, изложены как цепь последовательных юридических действий.

     Диспозиция (права, дозволения, предписания, обязанности, запреты) может  быть различного вида (дополнительно к классификации примененной для гипотезы):

    ♦ по степени определенности: относительно определенная и абсолютно-определенная: простая (признаки в силу очевидности не называются) и  описательная (указывается правило и его признаки).

    ♦ по форме изложения: бланкетная (ссылка на нормы другого акта) и отсылочная (ссылка на нормы того же акта).

     Санкция административно-правовой нормы содержит меру ответственности за нарушение или невыполнение правил, установленных диспозицией. Санкции имеют различный характер и могут содержаться в том же акте как элемент конкретной нормы или как обеспечивающий элемент для нескольких норм данного акта. Нередко применяются несколько санкций, часть которых может относиться к нормам других отраслей права. В этом просматривается как тесная взаимосвязь административного права с другими отраслями права и плотная обеспеченность санкциями административно-правовых норм других отраслей права. Как последствия нарушения нормы санкции могут быть:

~ пресекательные

~ восстановительные

~ карательные.

 

3. Виды административно-правовых норм

      В связи с многообразием правовых норм в административном праве подходы к их классификации также носят различный характер. В то же время выделяются чаще следующие виды административно-правовых норм:

    1. по способу (методу) регулирования поведения субъектов нормы: принципы, императивные, поручения, задачи, стимулы, указания, дефиниции, запреты, учредительные, санкции, стандарты, договорные, рекомендации, нормативы

    2. по предмету регулирования:

       - материальные - регулируют сущность управленче­ских отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);

       - процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.

   3. по функциям права: регулятивные и охранительные;

   4. по содержанию регулирования:

       - общие - регулируют общие для всех отраслей управ­ления общественные отношения;

       - особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, со­циально-культурной). 

   5. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют:    

      = обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные дей­ствия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;

      = иногда называют ограничительные – вводят ограничения на поведение субъекта;

      = запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер;

      = уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению);

      = стимулирующие (поощрительные) - обеспечивают с помощью средств материального или морального воз­действия должное поведение участников регулируемых управленчес­ких отношений;

      = рекомендательные - рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных фор­мирований.

   6. В зависимости от предела действия: по территории, по сроку по кругу лиц:

       а) по территории действия (в пространстве): федеральные, региональные, местные, локальные;

         - общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);

         - межтерриториальные (акты, действующие в услови­ях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);

         - нормы субъекта Федерации;

         - местные (локальные);

         - специальные (определенный регион).

      б) по сроку действия (во времени):

  •  
    • постоянные, временные, чрезвычайные;
    • срочные и бессрочные

      в) по кругу лиц: общие и специальные;

   7. по юридической силе: законы и подзаконные акты;

   8. по субъектной направленности: управленческие и общегражданские.

     Административно-правовые нормы могут подразделяться на: юрисдикционные, процедурные, функционально-процессуальные, регламентные и другие.

     Нормы административного права получают свое внешнее выражение и закрепление в нормативно-правовых актах, которые являются основными источниками административного права.

 

4. Роль административно-правовых норм в регулировании общественных отношений

     Административно-правовое регулирование есть механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования. Назначение административно-правового регулирования заключается в:

      = цикличных, последовательно совершаемых действиях;

      = побуждении субъектов права действовать самостоятельно, осуществлять свои права и выполнять обязанности в рамках установленных режимов и процедур;

      = обеспечении стабильности функционирования субъектов управления.

     Административно-правовое регулирование использует нормы-дефиниции (редко), компетенционные нормы, нормативы (стандарты, квоты и т.п.), технико-юридические (уровень цен и т.п.), сочетается с гражданским и налоговым законодательством.

     С точки зрения правовых форм административно-правовое регулирование выражается:

       - в специальных нормах статутных и тематических законов, указов;

       - в актах типа «положение» и «порядок», содержащих последовательность и перечень функционально-операциональных действий органов исполнительной власти, организаций, учреждений, граждан;

       - в «правилах», содержащих регулятивные и жестко императивные нормы.

     Основное назначение административно-правовых норм заключается в регулировании отношений в сфере реализации исполнительной власти. Реализация норм административного права – это воплощение норм права в правовом поведении субъектов управленческих правоотношений, процесс практического воплощения в жизнь государственной воли, выраженной в административно-правовых нормах.

     Реализация норм административного права имеет следующие аспекты:

     ♦ Исполнение – активная форма поведения субъекта, точное, обязательное следование субъектов управленческих отношений положениям нормативно-правовых актов во исполнение возложенной на него обязанности.

    ♦ Соблюдение –  субъект соблюдает установленные запреты, в основном пассивная форма поведения, связанная с реакцией участников управленческих отношений на запреты и выражающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормой административного права (запрет на охоту в заповеднике).

    ♦ Использование – добровольное совершение правомерных действий при осуществлении субъективных прав. В отличие от предыдущих видов субъект сам решает воспользоваться или нет своим правом  и возможностями, которые предоставляются нормой (участвовать в конкурсе на должность или нет, наследник может предъявить свои права на наследство, а может отказаться).

    ♦ Применение – выражается в практическом разрешении конкретного дела и издании управомоченным субъектом управления нормативного акта, основанного на требованиях материального или процессуального права (приказ о назначении на должность).

     Реализация норм права осуществляется в процессе их применения, в ходе регулирования отношений между субъектом управления и управляемым им объектом. Отношения субъектов и объектов в процессе административно-правового регулирования имеют несколько аспектов, среди которых:

    * социальный – использование политики и власти, их институтов для выражения интересов публичного характера;

    * познавательный – расширение возможности для научного обоснованного и планомерного воздействия;

    * организационный – установление новых структурных видов субъектов и объектов и их связей;

    * правовой – совершенствование систем управления, субъектов и объектов в рамках закона для дальнейшего развития демократических основ общества.

     Во всех случаях реализации административно-правовых норм в основе лежит нормативно-правовой акт, содержащий определенные нормы административного права. В отдельных случаях изложение содержащихся в актах норм права может по-разному трактоваться (пониматься) в силу их расплывчатости, нечеткости. Это вызывает необходимость пояснения их направленности или разъяснения их смысла. Разрешению таких вопросов служат акты официального толкования норм административного права, к которым относятся правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм административного права. Такие акты имеют свои особенности:

      = Они не отменяют и не изменяют разъясняемую норму, не устанавливают новых норм.

      = Обладают юридической силой и могут применяться только в течение срока действия толкуемой нормы.

      = Раскрывают содержание толкуемой нормы и порядок ее реализации.

      = Обладают государственно-властным характером, так как исходят от управомоченного государством субъекта управления.

      = Адресуются всем субъектам правоприменения.

    Акты толкования норм административного права могут быть:

       a. по форме выражения: письменные и устные;
         b. по юридическому содержанию: нормативного толкования и казуального:
         c. по виду государственного органа: законодательных органов, исполнительных органов, судебных органов, органов прокуратуры и др.;
         d. по субъекту толкования: аутентичные и легальные.

 

5. Административные нормы и методы государственного управления

       Административно-правовое регулирование проявляется в разных формах, что подтверждает его динамичное реагирование на изменения в объектах управления. Оно может находиться в рамках общего государственно-правового регулирования в качестве его составной части, элемента.  Часто оно может осуществляться Президентом или органами исполнительной власти самостоятельно, на основе указов или постановлений, приказов, положений, для которых общей юридической базой служит закон.

    Другим критерием классификации административно-правового регулирования может служить форма его осуществления по объему и методу:

  • формы государственной поддержки;
  • императивные количественные и качественные нормативы;
  • легализующие способы (регистрация физических и юридических лиц, лицензирование и т.п.);
  • административные режимы, связанные с обеспечением государственных состояний;
  • административно-функциональные режимы;
  • введение государственной монополии.

     В зависимости от решаемых задач средства административного регулирования не одинаковы по своему назначению и содержанию и могут быть и жесткими, и ориентирующими, и поддерживающими.

     К программно-ориентирующим средствам регулирования могут быть отнесены концепции развития сфер и отраслей, перестройки управления, государственной политики и т.п. Концепции представляют собой нормативно-целеориентирующий документ для всех юридических и физических лиц в какой-либо сфере. Она служит долгосрочной основой их согласованных действий. Примером может служить Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».

     К программно-целевым актам относятся федеральные целевые программы. К другим способам нормативно-целевой ориентации административно-правового регулирования относятся  приоритеты развития отдельных отраслей и подотраслей и решения тех или иных задач, которые после их разработки учеными и утверждения государственным органом (Президентом, Правительством или др.) приобретают форму административно-ориентирующего акта.

     Используемый в административно-правовом регулировании метод нормативов, как количественный измеритель может выражаться в экспортно-импортных квотах, нормах расходования средств, нормативах обеспечения, стандартах, в технических требованиях и т.п.

     В административно-правовом регулировании используются договорные методы (соглашение о кредитах, бюджетных ссудах), где сторонами являются государственные органы. Более широко стало использоваться государственное поручительство. Правительство поручает Минфину предоставлять поручительство по кредитам для других органов исполнительной власти, где залогом поручительства служит государственная казна.

     Методы государственного регулирования обладают определенной гибкостью: есть устойчивые методы (как регистрация предприятий), есть более подвижные методы (разные виды налогов, лицензий), есть оперативно изменяемые (сезонные пошлины на сахар).

     Административно-правовое регулирование обеспечивает выражение и приоритет публичных интересов, применяя императивные, властные методы. Динамизм и многогранность объектов регулирования вызывает использование разнообразных способов воздействия на них административно-правовых режимов. Назначение административно-правовых режимов заключается в регулировании особых государственных состояний с помощью системы специальных средств. К этим средствам относятся:

       • правовые акты нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах;

уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;

      • детальная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;

      • строгая система контроля и ответственности за деятельность в рамках административно-правового режима;

      • более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов;

      • наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.п.).

     Таким образом, административно-правовой режим есть специфический порядок деятельности субъектов права в разных сферах государственной жизни, устанавливаемый специальными или общими законами и подзаконными актами для поддержания требуемого государственного состояния. Например, ФЗ «О государственном регулировании внешнеполитической деятельности».

     Административно-правовые режимы по цели можно разделить на виды:

  • государственные состояния (чрезвычайного и военного положения, охраны государственной границы, регулирование ВЭД, включая протекционизм и др.);
  • функциональные, призванные обеспечить функции управления и сферы деятельности (налоговой, санитарной,  экологической и т.п.);
  • легализующие (регистрация физических и юридических лиц, регламентация нормативных требований к видам деятельности).

    Кроме того выделяют следующие режимы:

    Режимы для граждан: гражданства, въезда-выезда, разрешительный (оружие, ИЧП и др.), миграционный, вынужденного переселенца, регистрационный (общественных объединений граждан, регистрация временного проживания и др.).

    Учетно-легализующие режимы: государственная регистрация юридических и физических лиц, регистрация участников ВЭД, сделок с недвижимостью, лицензирование, стандартизация, сертификация продукции, выдача разрешений органами исполнительной власти и должностными лицами для совершения определенных действий (на покупку огнестрельного оружия).

    Административно-функциональные режимы: правила деятельности, порядок защиты прав потребителей, санитарно-эпидемиологические требования, национальные и природные парки, заповедники, режим чрезвычайных ситуаций и др.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!