Webarhimed

Webarhimed

Get Adobe Flash player

Древо Надежды

Дерзнём вновь пошевелить один из краеугольных кам­ней каббалистики - поговорим об уже обсуждавшейся систе­ме Сефирот. Не служит ли она каркасом для построения всей совокупности букв - с их числовыми значениями, астрологи­ческими привязками и т.д.?

Напомню, что, согласно схеме В.Гурченко, Cтаршие арканы Таро распола­гаются парами так, чтобы сумма номеров в каждой паре была равна двадцати двум - номеру Cтаршего аркана «Mip»:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

22 (0)

11

21

20

19

18

17

16

15

14

13

12

     

Старший аркан Таро 11- «Сила» - при этом уходит от обычно­го линейного строя, вставая в оппозицию «Mipy» (см. малый треугольник схемы «Божественного Ока»).

 

 

     Попробуем спроецировать этот порядок на Сефирот.

     Мы пройдём сверху вниз от первой сефиры до последней. Дойдя до сефиры Малкхут, оставим в самом нижнем положе­нии CAT одиннадцатый, затем по тем же пунктам продвинем­ся вверх, до первой сефиры, где должна произойти долгож­данная встреча Мага и Шута.

     В изучении Сефирот есть ещё один интересный аспект, который также необходимо учесть. Дело в том, что эту систе­му издавна и небезуспешно пытались совмещать с системой каналов и чакр человеческого тела. Сефиры можно располо­жить, в частности, таким образом, чтобы они составляли эта­жи, соответствующие семи основным чакрам (см. рис. Древо надежды). Срединный канал Сушумна ляжет на срединный столп, кана­лы Ида (нисходящий ток энергии) и Пингала (восходящий ток энергии) образуют в совокупности знак восьмёрки или, точнее, двойной спирали, наподобие цепочек ДНК и РНК.

     Нулевой сефире будет соответствовать чакра Сахасрара - самый верхний энергетический центр, макушка головы. В ас­трологии символика этой сефиры отражена Знаком Рыб.

     Айн-Соф совпадает с нулевым (двадцать вторым) Арка­ном «Mip». Толкование их совпадает: Непознанное, Абсолют, Всеохватность. Эта сефира обозначает одновременно всё и ничто, всю организацию мирового порядка, его нескончаемость и протяжённость - как внутрь схемы, так и наружу.

     Термин «Айн-Соф» можно перевести двояко. С одной сто­роны это, конечно, «Не-Познаваемое». Однако «айн» в пере­воде может означать не только частицу «не», но также число один и слово «глаз». Поэтому значение нулевой сефиры мо­жет быть понято, во-первых, как выражение некой первоздан­ности, «Первичной Мудрости». Во-вторых, вспомним знаме­нитый «Глаз Дангма», «Глаз Мудреца», неоднократно упоми­наемый в тексте «Книги Дзиан». Выходит, что непознаваемым мир остаётся лишь для того, кто ленив мыслью, кто не стре­мится овладеть мудростью, чтобы возвышением духа прибли­зить себя к Богу - Величайшему из всех учителей.

Рис. Древо надежды.

     

     Отправной точкой нашего путешествия станет первая се­фира. Мы видим букву «А», сопровождаемую Арканом один («Маг») и планетой Солнце. Число один в нумерологии - символ активности и начала, проявления индивидуальности и воли. Буква «Ф» символизирует часть Мечей (пик), подразу­мевающую в толковании борьбу, противостояние Року. Каббалистическое наименование первой сефиры - Кетер или Кесэр - обычно переводят как Корона, Венец; буква «Ф» также напоминает корону.

 

 

 

      Вторая сефира - пограничный пункт. С неё начинается спуск вниз, в астральный и физический мир, к воплощению идей и одухотворению косной материи. Буква «Ъ» одновре­менно - вихрь, турбиллон, закрученный вниз, шестёрка и ука­зующий вниз перст.

Этот значок совпадает, кстати, со значком Козерога (Ар­кан «Суд»), Луна, символизирующая отражение и присут­ствующая в лингамической короне Папессы, число два, пара колонн Яхин и Богаз в рисунке второго Аркана - всё пред­писывает двойственность и располагает к ней. Если первая сефира как вершина большого треугольника в схеме «Боже­ственного Ока» может быть соотнесена с образом Бога-Отца, то вторая - с образом Бога - Духа Святого. Её имя - Хокма, Мудрость совпадает с одним из главных толкований второ­го Аркана.

      Третья сефира есть результирующее начало, проистекаю­щее из взаимодействия активного и пассивного начал первой и второй сефирот. Буква «Я» напоминает нам о Боге-Сыне, именно так и поименованном в Евангелиях. Наименование «Бина» («Бинах») имеет древний корень «бин» (в значении «собирать», «связывать»), что этимологически совпадает со значением слова «святость» как «связь», в данном случае - между духом и материей, Богом и человеком. Меркурия именовали вест­ником богов, а его Аркан - третий («Императрица», «Хозяй­ка», женщина, которая ждёт ребенка). Толкование Инициа­тивы этого Аркана во многом согласуется с обычным перево­дом наименования третьей сефиры - Разум.

      Четвёртая сефира - Хесед как сефира чётная, является, согласно каббалистике, воспреемницей второй. Одновремен­но, поскольку здесь размещается четвёртый Аркан Таро, от­мечающий собой нацеленную вверх вершину треугольника в гексаграмме «Божественного Ока» (что означает его преем­ственность по отношению к соответствующей вершине Бога- Отца в той же схеме), эта сефира может обозначать и мужс­кое, активное начало. Но начало это направлено не наружу, а внутрь - к укреплению закона и порядка. Толкование - Власть, планета Юпитер, буква «Ю» (один из жезлов персо­нажа Старшего аркана Таро «Mip»), а также число четыре, что вносит свои кор­рективы. Всё это определяет спектр влияний, присущий этой сефире.

     Наименование её сефирой Милосердия с большей веро­ятностью могло бы быть отнесено к противолежащей пятой сефире. Её наименование, переводимое как Строгость, несом­ненно более подошло бы именно сефире четвёртой. Это зас­тавляет предположить либо уловку средневековых каббалистов, которые шли на многое, лишь бы сокрыть знания от не­посвящённых, либо, скорее, своеобразное дополнение к толкованиям Аркана и планеты: астрологически Юпитер - планета вовсе не злая, а четвёртый Аркан «Император» - ещё и символ домашнего очага.

     Сефиры IV, V и VI представляют астральный мир системы Сефирот. Это мир матриц, с которых затем отпечатываются форы мира материи. Вполне вероятно поэтому, что качества, в толкованиях присущие той или иной - противоположной - сефире, не разделены раз и навсегда, а как бы перетекают, по­добно пластической массе, от Хеседа к Пешаду (Гебура) и обратно. Аст­ральный мир - не раз и навсегда данная определённость. Быть может, именно на это указывают видимые несоответствия в толкованиях рассматриваемой части системы.

      V сефира - Строгость, Пешад (Гебура), пятый Аркан «Папа», Нептун. Каббалистически это продолжение III сефиры, Бина, Разум, однако толкование пятого Аркана - Вдохновение (бук­ва «Д» - слово «дух», «душа») - заставляет нас вспомнить о II сефире, соответствующей Богу-Духу Святому. Знаки чи­сел два и пять подозрительно похожи друг на друга, а Папесса и Папа изображены в одном и том же лингамическом голов­ном уборе. Планета Нептун в своем влиянии не отличается строгостью. Здесь мы имеем дело всё с тем же принципом ас­трального мира. 

     Срединная сефира всей системы - VI, именуемая Тиферет, что значит Красота, Гармония. Это - перекрёсток мира, место, где сходятся пути и гармонично распределяются силы. В медицинской каббале её ассоциировали с сердцем. Буква «X» - мать крестей, трефов, Посохов - здесь оказывается как нельзя кстати. Если масти Мечей соответствовали стихии Огня и Света, то с этой мастью соотносится стихия Воздуха. Буква «X» своим рисунком живо напоминает не только скрещённые посохи, но и расправляющего крылья Орла.

     С точки зрения астрологии орлу соответствует и Знак Скорпиона, представленный здесь шестнадцатым Арканом, поднимающимся снизу.

     Шестой, Старший Аркан Таро - Любовь, Выбор, Перекрёс­ток путей и вместе с ним астрологически планета Венера. А навершие папского или катакомбного креста - буквы «Е» и «Ё» - дополняют своими значениями символический ряд этой сефиры. Здесь же мы наблюдаем соответствие гармонии и рав­новесию, нумерологически выраженное числом шесть, кото­рое представляется в виде гексаграммы.

Сефиры VII и VIII - две основы сил мира материи, кото­рые выражаются через активность и пассивность.

      Седьмой Аркан Таро, которому в астрологии соответствует Марс, при истолковании имеет значение доносимое нам и VII сефирой: Победой. Каббалистическое наименование её - Ница или Неца, Нетцах (более точное значение этой сефиры можно было бы определить как Поступок, Действие). Победа эта достига­ется в упорной борьбе с одной стороны - с косными силами материи, с другой - со своими внутренними амбициями.

     Буква «Э», соответствующая этой сефире, предполагает нахождение оптимального равновесия и, благодаря ему, вер­ного пути к цели (колеблющаяся стрелка). На это же намека­ют две Сфинкс буквы «Ж» и Аркана семь - «Колесница». Борьба может протекать незаметно, обособленно, внутри каж­дого отдельно взятого человека (о чём напоминает толкова­ние числа семь).

      Если спектр значений VII сефиры, согласно каббалистике, получался из значений нечётного ряда активных сефир I, III, V, то VIII сефира Од (также: Год, Ход и проч.) продолжает ряд пассивных сефир II, IV, VI. По этому пути в материальный мир спускается Дух. Его влияние именовалось «Слава» - таково в более точном переводе название сефиры. Однако дух может быть направлен на разные дела, что регулируется противопо­ложной сефирой Ница. Но какие именно дела, какая именно слава? Слава может обернуться и позором. Поэтому более точ­ным толкованием значения сефиры является не просто Слава, но «Воздаяние за совершённый Поступок». На это же намека­ет значение седьмого Аркана «Правосудие» (приписываемого по нашей системе этой сефире), которому астрологически со­ответствует Сатурн.

      Сатурн и Марс в астрологии - две недобрые планеты, оп­ределяющие пассивную и активную стороны земного бытия. Буква «Б» - шестёрка, но без указующего перста (какой был присущ букве «Ъ», начинавшей спуск вниз, в материю), ука­зывает на последний, крайний этап этого спуска.

Обе эти сефиры физического мира объединяются в тре­тьей сефире, Иесод (в этом наименовании сходятся наимено­вания обеих крайних сефирот - Ницы (Исы) и Од). Она урав­новешивает их влияние. Вполне вероятно, что это название эзотерически перекликается со словом «исход» как выраже­нием некоего завершающего выхода, вывода из системы.

 

Девять - число мудрости и наработанного жизненного опыта, а также число индивидуализации и некоторой обособ­ленности от окружающего мира. IX сефира «Иесод», чьё имя в перево­де означает Основа, девятый Аркан Таро «Отшельник» - Бла­горазумие, Посвящение, Индивидуальность; планета Уран - обособленность, создание собственной Вселенной. На такой спектр значений следует ориентироваться, чтобы понять внут­ренний смысл этого участка эзотерической карты Мирозда­ния. Бубны, динарии, пантакли - материальные формы мира, его ценности дополняют смысл.

 

 

Из IX сефиры рождается X сефира Малкут, символизиру­ющая мир человека - семя всего Древа. Наименование X се­фиры переводят как Царство. Нумерологически число десять, как известно, переходит в число один, таким образом, назва­ние первой сефиры - Корона - должно скрыто переходить к десятой сефире.

     Средневековое каббалистическое изображение системы Сефирот представляет собою Древо, чьи корни находятся в небе, а крона повёрнута к земле, причём ветви на опущенной вниз макушке увенчаны короной. Подобная картина указы­вает, во-первых, на преемственность всего порядка мирозда­ния сверху донизу, а, во-вторых, на его бесконечность как вверх, так и вниз: как в духовность, так и в материю; как в бес­конечную сложность, так и в бесконечную возможность по­стигать эту сложность.

     Здесь мы наблюдаем четыре буквы: «Ч», «К», «Л», «М». Из них складывается немало слов, первое из которых - «че­ловеком», характеризует собой мир, символизируемый X се­фирой. Слово «червь», как старинное название буквы «Ч», аллегорически соотносится именно с человеком, его неустан­ными трудами и думами, в ходе которых он выполняет свою миссию на Земле - одухотворяет косную материю.

     Три других буквы послужили стержнем многих слов во многих языках мира. Слово «мелек» значит «царь», отсюда «малкут» - «царство». Русское слово «комель» означает «корень» - вспомним о корнях Древа Сефирот, Древа Жизни. Можно вспомнить и слово «камель» - «чаша», отсюда «Ка­мель Грааля», чаша Тайной Вечери, куда была собрана кровь Христова. Известное на Востоке слово «калым» - «выкуп». Наконец, наше «молоко» - драгоценная жидкость, основа жизни. Поискав, вы сами найдёте множество слов, каждое из которых, так или иначе, поможет вам точнее выявить глубо­кий тайный смысл существования человеческого мира на Земле.

     Плутон, Сфинкс десятого Аркана ведёт нас сквозь зрачок «Божественного Ока» от планет к Знакам Зодиака, от погру­жения в материю до поднятия из неё. Обособленно, в самом низу, стоит одиннадцатый Аркан - Знак Овна. Это некий ос­тровок в центре сефиры Малкут, иголочка, на которой дер­жится вся мировая система.

     Постепенно поднимаясь, мы снова встречаем знакомые сефиры. Первая - Иесод. Неустойчивость, изменчивость ма­териального мира здесь характеризует тринадцатый Аркан «Смерть» - Изменение, Перевоплощение и с ним знак Близ­нецов.

     Аркан «Отшельник», находящийся с другой стороны, на­поминает нам о том, что отшельнический уход от жизни, ког­да человеку становится всё равно, где и в какое время он жи­вет, равносилен Смерти. Таким образом, эти два сопредель­ных Аркана взаимодополняют значения друг друга.

     По тому же принципу дополняют друг друга все сопредель­ные по сефире Арканы.

     Так, Аркан четырнадцатый - «Воздержанность» с его зна­чением ограничения, точности, аккуратности вкупе со знаком Весов, несомненно, стыкуется с восьмым Арканом - «Право­судие» (Воздаяние, Карма), находящимся под влиянием при­писанной к нему планеты Сатурн. Греческое имя Сатурна Кронос (Хронос) означает Время. Так часто называют и че­тырнадцатый Аркан.

     Пятнадцатый Аркан «Дьявол» вместе со знаком Стрельца полностью отвечает энергичной натуре Марса и стремитель­ности седьмого Аркана и VII сефиры.

     Шестнадцатый Аркан «Башня» и знак Скорпиона. Изоб­ражение Башни трактуется многими арканологами как алле­горическое изображение фаллоса, Скорпион же, согласно ме­дицинской астрологии, «заведует» гениталиями. Сопредель­ный Аркан VI сефиры - «Влюбленные», планета - Венера.

     Толкование семнадцатого Аркана «Звезда» многозначно, но чаще всего его трактуют как Судьбу, Надежду. Папа в ри­сунке сопредельного ему Аркана благословляет людей, кото­рым уготованы различные судьбы. Здесь возможно всё: и ми­лосердие, и строгость (об этом мы говорили выше).

     Восемнадцатый Аркан «Луна» предупреждает о трудности и опасности пути. Знак Рака напоминает о необходимости остерегаться в дороге. Сопредельный по сефире Аркан «Им­ператор» предусматривает создание крепкой обороны, надёж­ной защиты. Юпитер как владыка напоминает о поддержании порядка - прежде всего внутри, потому что большинство про­блем и опасностей, подстерегающих человека, берёт начало в нём самом.

     Девятнадцатый Аркан, изображающий двух малышей и символизирующий благополучное завершение дела, удачно дополняет третий Аркан, где дело только-только начиналось. Он же может символизировать и удачные роды, что является закономерным продолжением рисунка третьего Аркана.

     Двадцатый Аркан «Суд» со знаком Козерога толкуется как решение дела и как рубежная черта, разделяющая мир на две половины. Напомним, что этот Суд - Страшный Суд и что книга Судеб, раскрытая на коленях Папессы во втором Арка­не, определяет, что кому впереди уготовано. В этом - тайна, которую символизирует Луна.

     Двадцать первый Аркан «Шут» - истинный Аркан знака Водолея, непредсказуемый, живущий по собственным зако­нам, подвластный всем ветрам и влияниям - такова оборот­ная сторона Мага в первом Аркане. Человек может считать себя Солнцем, вокруг которого вращается мир, на деле оста­ваясь во власти судьбы и собственных необузданных желаний. Буквы «Ш», «У» и «Т» верхнего треугольника об этом нам и напоминают.

     Если же первой мы возьмём букву «А», то получим слово АУТ, т. е. положение «вне игры». Действительно, далее сле­дует Абсолют, непознанный и в значительной мере непозна­ваемый.

    Сказано в знаменитой «Изумрудной скрижали»:

«Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю и воспринимает силу высшего и низшего миров...»

     Бросим беглый взгляд на то, что у нас получилось.

     Первое, что бросается в глаза: двойные буквы «ЕЁ», «ИЙ» и «ШЩ» заняли чёткие места в районе Сефирот срединного столпа (или канала Сушумна).

     Сердечной чакре Анахата уделено несколько больше мес­та, чем остальным - три сефиры. Египтяне считали, что чело­век мыслит сердцем...

Анахата - сложная чакра, состоящая именно из трёх под­разделений.

     Далее любопытное тройное совпадение: сефира МаЛКхут совмещается с чакрой МуЛадКхара и при ней находятся три буквы: «М», «Л» и «К». «Совершенно случайно»...

     Одиннадцатый CAT «Сила», толкуемый как проявление Силы и Энергии, может быть ассоциирован со змеей Кундалини - энергетической спиралью, свёрнутой в районе копчика. Правильнее говорить не просто «Кундалини», но - «Кундалини-Шакти». Слово «шакти» и переводится как «сила». Этот Аркан часто символизирует не просто Силу, но сексуаль­ную Силу, а название Знака (Овен) напоминает о древнем сла­вянском слове «овьи» (мужские органы воспроизводства по­томства). Чакра Муладхара и энергетическое начало Кундалини также напрямую связаны с этой функцией организма.

     Наконец (пока наконец!), четыре буквы блока ФХЦЧ по­дозрительно напоминают четыре буквы генетического кода ДНК: Ф - аденин, А (Ф и А располагаются в одной сефире), X - гуанин, Г (может быть, «хуанин»?), Ц - цитозин, Ц, а Ч - тимин, Т («чимин»?). В РНК на место тимина встает урацил (У).

     Буквы Ч и У (Y) когда-то имели почти что тождественное написание.

     Нельзя сказать, что, совмещая Таро и Сефирот, мы ориги­нальны. Начиная с XIX века, это пытались сделать многие, но при этом, свято следуя явно надуманной традиции, идущей от Афанасия Кирхера, вставляли Арканы между Сефирами - вне подробного, а главное, доказательного объяснения сво­их построений. Естественно, что схемы при этом получались (и продолжают получаться) настолько сложными, что разоб­раться в них были способны воистину только «Немногие Ис­тинно Посвященные в Высшем Экстатическом Состоянии Духа...» и т.п. Между тем, чрезмерные недомолвки вкупе с не­нужной усложненностью в построении любой конструкции - явный признак оной ущербности!     

     Следует упомянуть, что популярная кирхеровская схема соединения меж­ду собой Сефирот является отнюдь не единственно возможной и общеприня­той. Например, Пауль Риций в сочинении «Porta Lucis» (Аугсбург, 1516) дела­ет это совсем по-другому (рис.).

Рис. Древо Сефирот по представлению Пауля Риция.

     В ходе обсуждения дальнейшего материала мы ещё не раз с самых различных позиций возвратимся к «Древу Надежды»: так, по толкованию одного из судьбоносных Старших арканов Таро - семнадца­того Аркана «Звезда», предлагает именовать эту конструкцию автор.

     Путешествия по этому миру весьма увлекательны и рас­сказывать о них можно бесконечно. Кроме того, эта схема обя­зана иметь (и имеет) свои продолжения, в том числе - выход в объём, в трёхмерное (и даже более чем трёхмерное) простран­ство...

     Обнаруживаемые при этом «случайные совпадения» (большинство из них мы подробно рассмотрим позднее) на­зывать так уже и язык не поворачивается. Автор ещё и ещё раз хотел бы напомнить: исследуя упомянутые схемы симво­лов, он ни в коем случае не стремился к тому, чтобы всё полу­чилось именно так, а не иначе. Всё происходит само собой, ес­тественно и непредвзято, что доказывает: мы имеем дело да­леко не с искусственной, не с «притянутой за уши» системой символов.

     Но впереди нам предстоит столкнуться с самым интерес­ным...

     Наша схема должна на что-то опираться, должна иметь некий внутренний, жёсткий стержень.

     Какова же форма этот каркаса?

Навигатор сайта