Webarhimed

Webarhimed

Get Adobe Flash player

Астрологические соответствия в Таро 

Всякая знаковая система, сколь слу­чайными ни казались бы её исходные начала, в ходе своего раз­вития неминуемо подчиняется одному и тому же закону. Этот закон диктуется процессами человеческой психики, которая, бу­дучи основана на сугубо биологических особенностях нашего вос­приятия, вычленяет в окружающем мире характерные законо­мерности, которые затем, в виде конкретных образов переносятся в создаваемые воображением символы и системы символов.

     Именно в силу действия описанных закономерностей учё­ных не раз поражало сходство символов в ритуальных и деко­ративных узорах даже у народов, не имевших связей друг с другом в силу пространственных и временных барьеров. То же можно сказать о персонажах и сюжетах легенд и мифов. Естественно, что особенно сильным это сходство бывало в тех областях и районах, где народы всё-таки могли как-то контак­тировать друг с другом.

     Одним из таких мест были и остаются районы Передней Азии, Ближнего Востока, где в течение тысячелетий сосуще­ствовали самые разные культуры и где вместе с развитием общества развивались и совершенствовались науки, в том чис­ле оккультного, мистического толка.

     Сопоставление данных этих наук не просто помогает про­следить те или иные смысловые и знаковые параллели меж­ду ними, но, опираясь на архетипическое сходство, логически дополнить каждую из систем знаний новыми подробнос­тями. Разумеется, к осуществлению подобных операций следует подходить с большой ответственностью, стараться не делать скороспелых выводов и не следовать слепо авто­ритетам, а в особенности (вот воистину бич многих совре­менных авторов!) - не впадать в безоглядный мистицизм, когда выводы делаются не на основе трезвых размышлений, а то под диктовку «голоса Вселенского Разума», то по «совета у Учителей» - короче, следуя всему тому, что невозможно проверить, и что ныне именуется модным словом «контактерство». Всякое полученное так утверждение необходимо проверять и доказывать, только тогда оно может быть при­знано верным.

     Далеко не все знаковые системы легко соотнести друг с другом. Попробуйте достаточно убедительно точно сопоста­вить смысловые значения символов в Таро и в Футарке, в Таро и в И-цзине, и поймёте, насколько трудна эта задача.

     Система астрологических понятий и система Арканов Таро сосуществовали достаточно долгое время. Возможно, они воз­никли в одном и том же регионе. Они одинаково были приня­ты средневековыми мистиками и традиционно были связаны с иными оккультными науками: нумерологией, каббалистикой, магией. Сама возможность сопоставить их, их способность вза­имно дополнять друг друга в качестве предсказательных зна­ковых систем не подвергается сомнению. Более того, задача ка­жется если и не простой, то, во всяком случае, не столь слож­ной, особенно в наше время: развести по 22-м Арканам десять планет и двенадцать Знаков - вроде бы дело одной минуты... Но не будем спешить с выводами.

     Надо отдать должное астрологам: они в большинстве сво­ём либо не настолько хорошо знакомы с Таро, либо достаточ­но осторожны, поэтому, говоря о Таро, не делают скороспе­лых выводов. В арканологии же мы, наоборот, наблюдаем пря­мо противоположную картину: пожалуй, ни один из знатоков Таро не удержался от того, чтобы продемонстрировать свои познания в астрологии и «с лёгкостью необычайной слепить» Арканы и планеты со Знаками. В результате сих многочис­ленных, чаще - весьма бесцеремонных спекуляций при сопо­ставлении по смыслу астрологических и арканологических по­нятий возникла невообразимая путаница.

     До тех пор, пока Уран, Нептун и Плутон оставались неиз­вестными науке, часть Арканов списывали на лунные узлы, точки неба, Землю, созвездия, не входящие в Зодиак и т.д. Вот, для примера, последовательность Арканов по Папюсу, кото­рая может быть признана образцовой для большинства подоб­ных схем XIX века:

1 - «Маг» - центр Неба

2 - «Жрица» - Луна

3 - «Императрица» - Венера

4 - «Император» - Юпитер

5 - «Жрец» - Овен

6 - «Влюбленные» - Телец

7 - «Колесница» - Близнецы

8 - «Правосудие» - Рак

9 - «Отшельник» - Лев

10 - «Колесо Фортуны» - Дева

11 - «Сила» - Марс

12 - «Повешенный» - Весы

13 - «Смерть» —

14 - «Воздержанность» - Скорпион

15 - «Дьявол» - Стрелец

16 - «Башня» - Козерог

17 - «Звезда» - Меркурий

18 - «Луна» - Водолей

19 - «Солнце» - Рыбы

20 - «Суд» - Сатурн

21 - «Шут» - —

22 (0) - «Mip» - Солнце

     Как видим, планеты и Знаки стоят вперемешку, посколь­ку четко не определено, какому из Арканов должна соответ­ствовать планета, какому - Знак.

     Составляя подобную схему, её автор обычно берёт за ос­нову линейный порядок чередования Арканов, хотя символы Таро могут и должны складываться в сложные геометричес­кие фигуры и узоры, которые в идеале должны, видимо, со­ставить одну большую сверх-карту, закономерно объединяю­щую в одно целое все разрозненные прежде фрагменты.

     Вспомним: персонажи и предметы, изображённые на ри­сунках Арканов, переходят от карты к карте в изменённом виде, как бы демонстрируя грани одного и того же кристал­ла. Жезл Мага превращается в посох Отшельника, затем - в Башню. Молния, ударяющая в Башню, одновременно - за­водная ручка Колеса Фортуны, имеющая форму латинской буквы N, а также фигура Мага, поза которого копируюет ту же букву. Таких параллелей и превращений в Таро множе­ство; они и должны бы служить главным объектом интереса арканологов.

Состояние «высшего экстатического вдохновения», кото­рое, некие «особо просветлённые» или «продвинутые» инди­видуумы, следуя одному лишь наитию, способны использо­вать как единственно достоверный источник постижения сек­ретов Бытия, отчётливо проступает и в современных нам схемах соответствий. Вот, например, одна из схем, предлагае­мых ныне. Её придерживаются, в частности, Семира и В.Веташ. Вроде бы, всё уже стремится к тому, чтобы уложить «са­поги к сапогам, пироги к пирогам»:

1 - Меркурий;

2 - Луна;

3 - Венера;

4 - Овен;

5 - Телец;

6 - Близнецы;

7 - Рак;

8 - Лев;

9 - Дева;

10 - Юпитер;

11- Весы;

12 - Нептун;

13 - Скорпион;

14 - Стрелец;

15 - Козерог;

16 - Марс;

17 - Водолей;

18 - Рыбы;

19 - Солнце;

20 - Вулкан;

21 - Сатурн;

22 (0) - Уран (Плутон).

     Но и эта схема весьма уязвима для критики. Авторы ни­как не аргументируют хотя бы то, откуда в систему планет врывается гипотетический Вулкан, а ведь он путает всё на­столько, что вместо стройной, выверенной схемы мы получа­ем некую аморфную массу! Чего стоят одни лишь Уран с Плу­тоном, которые будто бы коммунальную жилплощадь никак не поделят - один и тот же 22-й Аркан!

     Более осторожные авторы часто указывают на некое всесто­роннее влияние сразу нескольких планет и знаков, оказывае­мое на тот или иной Аркан. Примечательно мнение Мишеля Мо­рана, по представлениям которого каждому из Старших Арка­нов должна соответствовать планета, находящаяся в одном из знаков, например:

     1 - «Маг» - Марс в Овне; 2 - «Жрица» - Луна в Тельце; 3 - «Хозяйка» - Меркурий в Близнецах и т. д.

     В результате иным планетам достаётся по три Аркана, иным по два, а иным по одному. То же происходит и со знаками.

     Но факт остаётся фактом: символические связи, пусть даже самые парадоксальные, в арканологии установить чрез­мерно легко. Аркан - (как бы) часть голограммы: поглядев сквозь один, можно разглядеть все остальные. Но при этом следует не забывать и об угле зрения.

     Проведём эксперимент. Возьмём любой из знаков Зодиа­ка, например, Водолей, и попробуем поискать соответствую­щий Аркан:

- Чем, допустим, не Водолей: 14-й Аркан? Те же традици­онно присущие изображениям Водолея сосуды, да и вода тоже в наличии!

- А 17-й? Опять же - две подобные бутылки и струйки из них, к тому же в разные стороны. Форменный Водолей!

- Простите, а как быть с 12-м, где под мышками у Пове­шенного наличествуют два мешочка, сочащиеся золотыми монетками? Чем не иносказательный образ Водолея?

- Ну, а как быть с толкованием Водолея? Непредсказуемость, неопределённость... Да, разумеется! Это же 18-й Аркан - «Луна»!

     Впрочем, непредсказуемость как одно из наиболее веро­ятных истолкований смысла карты, если быть полностью справедливым, свойственна не только этому, но и 21-му, и 6-му, и 8-му, и 13-му, и 16-му Арканам...

     Давайте вообще всё припишем одному Водолею, давайте разорвём беднягу на 22 больших и 56 малых кусочка! Давайте следовать «просветлению», давайте лениться проявлять эле­ментарный здравый смысл и скептицизм, вслепую компили­ровать авторитетные мнения, не решаясь взглянуть на про­блему открытыми глазами!

     Задача, действительно, не из лёг­ких, сколь бы несложной она на первый взгляд ни показалась. Разрубить тонкое полотно астрологии на лоскутки равной ши­рины, чтобы хватило каждому из Старших Арканов Таро легко. Но куда как труднее обернуть означенное полотно вокруг жезла Мага таким образом, чтобы гармонично слить воедино великие системы знаний.

     Для начала совершим экскурс в историю и вспомним о неоднократно упоминавшейся в литературе по эзотерике Таб­личке Изиды (рис. Табличка Изиды). Как принято считать, эта табличка с изображением богов и священных животных служила алта­рём в одном из подземных залов Великой Пирамиды - в Егип­те, - там, где проходили обряды инициации.

     Элифас Леви считал, что «Табличка» является неким Клю­чом к Древней Книге Тота (Таро) и что в ней содержатся древние изображения Арканов и Знаков Зодиака.

Рис. Табличка Изиды кардинала Бембо.

     Артур Уэйт этой версии не поддерживал, полагая Таблич­ку либо подделкой, либо изображением, несущим какую-то иную информацию.

     Египтологи, со своей стороны, считают Табличку подлин­ной, хотя и относят её к векам более поздним, когда в древнем мире стал популярен культ Сераписа.

     Тем не менее, не может не вызвать интереса сам принцип, согласно которому, как считали Леви и его единомышленни­ки, Табличка показывает порядок распределения Арканов и знаков Зодиака - отнюдь не линейный, но по треугольникам. При этом знаки формируют четыре треугольника вокруг че­тырёх букв священного имени Бога.

     Неизреченное Имя Бога, Тетраграмматон (йод-гхе-вау-гхе) каббалистически читается справа налево, также, справа налево, по четырём временам года (зима, весна, лето, осень) следуют знаки (По Э. Леви).

     Схематическое отображение одного из фрагментов таблички Изиды (даны современные символы знаков Зодиака).

     Знаки распределены по временам года следующим обра­зом:

зима: Козерог, Водолей, Рыбы;

весна: Овен, Телец, Близнецы;

лето: Рак, Лев, Дева;

осень: Весы, Скорпион, Стрелец.

     При этом в каждом из треугольников знаки равноценны и могут меняться местами (треугольник имеет свойство вра­щаться), не выходя за пределы своего времени года.

Рис. Распределение Арканов в порядке номеров по треугольникам с точкой (по П.Д.Успенскому).

Из точки возникает очередной треугольник.

     Подобным же образом, в виде системы треугольников, рас­полагали и Арканы. Так, по П.Д.Успенскому, старшие арканы Таро распреде­лены по треугольникам с точкой посередине. Из этой точки возникает вершина следующего треугольника (рис. выше). В прин­ципе, описанный способ ничем не отличается от использо­ ванного в Табличке Изиды.

     И, наконец, в арканологии издавна применяется ещё и принцип попарной расстановки Арканов, когда, например, первый рассматривается во взаимодействии с последним, второй - с предпоследним и т. д., образуя символические пары.

Рис. Нумерологически симметричные расклады карт Старших Арканов Таро (по Ф. Эльдемурову).

     

 

     Построим нашу собственную схему, исходя из описанных предпосылок.

     Вначале отнесём планеты к планетам, знаки к знакам. Вспомним, что десять первых Арканов по смысловой после­довательности представляют собою особый, самозаконченный раздел, предшествуя остальным двенадцати. Поэтому весь блок старших арканов Таро легко раскладывается на десять Арканов-планет и двенадцать Арканов-Знаков.

     Ранее в астрологических расчётах учитывали лишь семь планет. Согласно точке зрения современной астрологии это было связано с тем, что человечество не было готово к вос­приятию энергии высших планет (Урана, Нептуна, Плутона). Их влияния начали осознанно восприниматься на физичес­ком плане Земли лишь с момента официального открытия астрономами. Однако не исключено, что об их существовании могли знать древнеегипетские, а, вероятно, и более ранние Посвящённые.

    Как же, сохраняя принцип распределения по треугольни­кам, совместить эти треугольники так, чтобы в одной полной схеме избежать повторения одних и тех же Арканов?

     В результате поисков в основу схемы был положен древ­нейший мистический и религиозный символ - знак «Боже­ственного Ока», глаз в треугольнике. В пифагорейской шко­ле этому знаку соответствовал так называемый Великий Тетрактис, т.е. десять точек, символизирующих число десять, Великое Число всех вещей, иначе говоря - архетип Вселен­ной. Одна из разновидностей изображения Великого Тетрактиса как раз и объединяла в себе треугольник со вписанной в него гексаграммой (символом взаимодействия двух сил) и точкой внутри (тем же, видоизменённым геометрически, сим­волом «Божественного Ока») (рис. Великий Тетрактис).

     Гексаграмма-шестиугольник на этом рисунке представля­ет воплощённые миры (число шесть в оккультной символике - вихрь, обращённый книзу, символизирует нисхождение в материю), в то время как внешний треугольник представляет Божественное Триединство. Поэтому, приняв рассматривае­мую схему за основу, мы начинаем нумерацию с внешнего большого треугольника (рис.).

Рис. Старшие Арканы и их астрологические соответствия в схеме «Божественного Ока».

     Гексаграмма способна вращаться, принимая различные положения, оптимальным из которых будет то, которое пока­зано на рис. 8 (существует его зеркальный вариант, но мы его не рассматриваем).

Итак, внешний большой треугольник, Божественное Три­единство, может, в нашем случае, выражать принципы:

Солнца - Бога-отца - Аркан 1 - «Маг» -Воля;

Луны - Бога-Духа Святого - Аркан 2 - «Жрица» - Зна­ние;

Меркурия - Бога-Сына, Посредника - Аркан 3 - «Импе­ратрица» - Инициатива.

     «Жрица» традиционно изображается в «лунной» коро­не. Знание, тайна, противоречивость, свойственные толко­ванию этого Аркана, полностью соответствуют и толкова­нию Луны в астрологии. Третий же Аркан -  «Императри­ца» - традиционно несёт андрогинное, гермафродитное начало, что соответствует образу Меркурия. С другой сто­роны, Меркурий - в греческой мифологии Гермес - вест­ник богов.

     Остальные планеты распределяются внутри в положени­ях, также соответствующих смыслам Арканов:

4 - «Император» (Власть) - Юпитер;

5 - «Колесница» (Победа) - Марс;

6 - «Влюбленные» (Любовь, Выбор) - Венера;

7 - «Папа» (Вдохновение, Милосердие) - Нептун;

8 - «Правосудие» (Воздаяние, Карма) - Сатурн;

9 - «Отшельник» (Благоразумие) - Уран;

10 - «Колесо Фортуны» (Удача) - Плутон.

     Полученное распределение, где Арканы «Папа» и «Колес­ница» по смыслу должны поменяться местами (5 и 7), под­тверждает высказанную П.Д.Успенским идею о том, что чис­ло семь более соответствует религии, а пять - магии, поэтому этот обмен и оказывается возможным. Таким же образом спо­собны меняться местами другие Арканы: восемь и одиннадцать, шестнадцать и семнадцать, двадцать один и двадцать два. Но это - особая тема.

     Как бы в нарушение принципа гармонии планеты распо­лагаются друг за другом не в том порядке, который традици­онно принят в астрологии. Но, зная планеты-управители зна­ков Зодиака, нетрудно заметить, что смысл получается более тонкий и полностью согласуется со значениями рассмотрен­ной выше Таблички Изиды: планеты распределены по трой­кам, включающим в себя знаки Зодиака, соответствующие временам года.

Треугольник 1-2-3 - лето: Солнце - Лев, Луна - Рак, Меркурий - Дева;

треугольник 4-5-6 - осень: Юпитер - Стрелец, Марс - Скорпион, Венера - Весы;

треугольник 7-8-9 - зима: Нептун - Рыбы, Сатурн - Козерог, Уран - Во­долей.

     Что соответствует весне, станет ясно немного ниже.

     Обратим внимание на центральную точку нашей схемы. Десятый Аркан, «Колесо Фортуны», символизирует завер­шение определённого этапа в каком-либо жизненном процес­се и проникновение в будущее как результат выхода на но­вый уровень (значение этой карты - удача, успех). Толкова­ние этого Аркана как символа проникновения в тонкий мир, выхода за пределы Майи смыкается по смыслу с обычным толкованием влияния планеты Плутон. Это - «зрачок» «Бо­жественного Ока».

     Проникнем же в сей зрачок!

     Попробуем распределить Знаки Зодиака по временам года. Распределив все двенадцать по символам Таро, получим сле­дующую картину:

 

 

Весна:

11 - «Сила» (Энергия, Сила) - Овен,

12 - «Повешенный» (Жертва) - Телец,

13 - «Смерть» (Перевоплощение) - Близнецы.

 

 

  

 

Лето:

17 - «Звезда» (Надежда) - Дева,

18 - «Луна» (Осторожность) - Рак,

19 - «Солнце» (Достижение) - Лев.

   

 

 

 

Осень:

14 - «Воздержанность» (Ограниченность) - Весы,

15 - «Дьявол» (Рок) - Стрелец,

16 - «Башня» (Разрушение) - Скорпион.

 

  

 

 

Зима:

20 - «Суд» (Завершенность) - Козерог,

21 - «Шут» (Непредсказуемость) - Водолей,

22 - «Mip» (Абсолют) - Рыбы.

 

 

      Чёткая последовательная нумерация наблюдается по на­шей системе в Знаках весны и зимы. В блоке Знаков лета Знак Девы перемещается с последнего места на первое. В блоке Знаков осени меняются местами Стрелец и Скорпион. Меж­ду тем, если мы разместим Знаки в их обычной последователь­ности - строго по порядку Арканов - неизбежен смысловой сбой. В чём же дело?

     Нам уже известно, что семнадцатый Аркан, приписывае­мый Деве, представляет собою сложную систему, опирающу­юся на три близлежащих старших аркана 16, 18 и 19. Вероятнее всего, наблюдающиеся перемены можно объяснить теми возмуще­ниями, которые при этом возникают. Арканы, не теряя своих номеров, уходят от линейного расположения и приобретают более сложную пространственную конфигурацию. Это может послужить стартовой точкой для более тщательного исследо­вания, которое ещё только предстоит.

     Далее. Непонятно, что будет дальше с уже намеченной схе­мой треугольников. Можно предположить, что схема «Боже­ственного Ока» зеркальна, то есть знаки в ней должны располагаться так же, как до того располагались планеты: зеркаль­но отражая гексаграмму с точкой, помещённую в большой треугольник. Должны получиться как бы две стороны одного и того же треугольника.

     Попробуем, как это было обещано выше, распределить Ар­каны Таро попарно.

Поскольку принято считать, что двадцать второй Cтарший аркан является особым, высшим, всеобъемлющим и одновременно ещё и нулевым, то сумма номеров Арканов, оказавшихся пря­мо противоположными друг другу, будет равна двадцати двум (числу высшей мудрости):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

22 (0)

11

21

20

19

18

17

16

15

14

13

12

     Зрачок «Божественного Ока», Плутон, десятый Аркан привёл нас к знакам Зодиака. Мы увидели, что чередова­ние времен года в знаках идёт перекрёстно. Отсюда ясно, что прежняя система треугольников должна быть видоиз­менена. Но как именно?

     Аркан двадцать второй (нулевой), как начинающий и за­вершающий, неминуемо окажется вне системы, окружая её со всех сторон. Однако нуль и есть круг. Это символ Макро­косма.

Аркан одиннадцатый не выходит наружу, всё время оста­ваясь внутри схемы и символизируя Микрокосм.

     А теперь ещё раз посмотрим на рис. соответствия в схеме «Божественного Ока».

     Маленький треугольник десять-одиннадцать-двенадцать оказывается в толще фигуры, одна сторона которой посвяще­на планетам, а другая - знакам, одиннадцатый Аркан - Овен оказывается противоположным внешнему двадцать второму - Рыбам - и даёт с ним в паре нумерологическую сумму, рав­ную тридцати трём. Ту же сумму он даёт в сложении с Арка­нами десятым и двенадцатым своего треугольника, который также символизирует и Троицу: одиннадцатый - Бог-Отец, двенадцатый - Бог-Сын (Телец), тринадцатый - Бог - Дух Святой.

     Интересно вспомнить притчу, которую приводит в своей книге «Начало начал» Бхагаван Шри Раджнеш.

Бог справедливо и мудро управлял людьми и вынужден был ежечасно выслушивать всё новые их мольбы и просьбы. В конце концов Бог решил укрыться от людей, но никак не мог найти места, где люди бы его не достали: укрылся в земле - люди прокопали тоннели, в воде - люди опустились на дно морское, пробовал вознестись на небо - и люди за ним. И тог­да Господь спрятался в самом человеке - ведь там человек наверняка искать его не станет...

     Размещение Знаков по Арканам согласно схеме «Боже­ственного Ока» может встретить возражения. Главное из них обычно таково: а чем вы, собственно, можете доказать, что вышеприведённые доводы - не пустая игра ума и что арканологи прошлого были менее правы, нежели вы? Докажите, что ваше размещение действительно имеет под собой какие-то более глубокие основания!

     Отвечая на эти вопросы на одной из лекций, автор начер­тил на доске круг, в котором разместил Знаки Зодиака и воз­ле каждого из них поставил номера Арканов. А потом (уже отчасти сам, отчасти - по подсказке аудитории) прочертил линии, соединяющие Знаки начала и конца зодиакального круга - так, как показано на рисунке: Аркан одиннадцатый (Овен) и двадцать второй (Рыбы) дают сумму, равную трид­цати трём. Такая же сумма получается при сложении двенад­цатого (Тельца) и двадцать первого (Водолея), тринадцатого (Близнецов) и двадцатого (Козерога) и т.д.

Рис. Симметричная упорядоченность соответствия Знаков и Арканов в зодиакальном круге.

     В нижней части круга - перекрещивание, но это исклю­чение лишь подтверждает правило: нам действительно уда­лось выйти на оптимальную схему распределения Знаков по Арканам.

     Попробуем теперь вычислить, на какое число единиц от­стоят друг от друга Знаки:

от Овна (одиннадцатый Аркан) до Тельца (двенадцатый Аркан) - на один;

от Тельца (двенадца­тый) до Близнецов (тринадцатый) - на один;

от Близнецов (тринадцатый) до Рака (восемнадцатый) - на пять;

от Рака (восемнадцатый) до Льва (девятнадцатый) - на один;

от Льва (девятнадцатый) до Девы (семнадцатый) - на два;

от Девы (семнадцатый) до Весов (четырнадцатый) - на три;

от Весов (четырнадцатый) до Скорпиона (шестнадцатый) - на два;

от Скорпиона (шестнадцатый) до Стрельца (пятнадцатый) - на один;

от Стрельца (пятнадцатый) до Козерога (двадцатый) - на пять;

от Козерога (двадцатый) до Водолея (двадцать пер­вый) - на один;

от Водолея (двадцать первый) до Рыб (двад­цать второй) - на один.

Числовая последовательность симметрична: (1-1-5-1-2)-3-(2-1-5-1-1).         

     Центр её приходится как раз на день осеннего равноден­ствия - середину астрологического года, когда Солнце перехо­дит из Знака Девы в Знак Весов. Это время Праздников Уро­жая, с ним связаны славянские Осенины, Рождество Богоро­дицы, Зачатие Иоанна Крестителя.

     

На рисунке семнадцатого Аркана, соответствующего Деве, андрогин или девушка выли­вает воду из двух кувшинов в разные стороны.

     

 

На рисунке че­тырнадцатого Аркана, соответствующего Весам, андрогин (де­вушка, ангел) также выливает воду из двух кувшинов, но те­перь эти струи образуют одно целое.

Навигатор сайта