Webarhimed

Webarhimed

Get Adobe Flash player

Русский алфавит и Древо Сефирот 

     Каббала, при всей приписываемой ей многотысячелетней истории, едва ли могла зародиться ранее VIII-IX веков нашей эры, когда интересы и взгляды оккультных обществ, занимав­шихся теорией и практикой тайных наук, стали ощутимо противоречить интересам и взглядам христианской церкви. Соб­ственно, Каббала - это попытка увязать воедино христианство (в том числе его главный корень - иудаизм) и оккультизм.

     Так называемая догматическая, или умозрительная, Каб­бала могла появиться несколько ранее в виде философского учения, которое первоначально не очень продолжительное время передавалось исключительно из уст в уста (отсюда и наименование «кваббалах» - «то, что передаётся»). К ней мож­но отнести космогонический миф о сотворении мира Богом при помощи знаков и слов. К ней были притянуты Тора (или пятикнижие Моисеево) и Талмуд как толкование Торы. Кни­ги «Сефер Иецира», «Зогар», «Бахир» и т.п., в основном эксплуатирующие исходный миф, появились гораздо позднее - не ранее XII века. В ногу со всем этим шагает Каббала прак­тическая, главным образом связанная с магией. Так называе­мая литеральная (буквенная) Каббала - не что иное, как раз­витие нумерологических идей греков - Пифагора иже с ним, тщательно привязываемое к знакам «древнейшего письма», которым каббалисты «почему-то» полагают иврит.

     Каббала была и остаётся модным занятием, традиционно связываемым с «непостижимыми тайнами», «загадками», «секретами», якобы издавна хранимыми еврейским народом. Для сравнения: создание Таро долгое время упрямо припи­сывали цыганам, которые едва ли в силу особенностей своей культуры способны были создать столь стройную философ­скую систему. Иные каббалисты вполне европейского проис­хождения даже брали себе еврейские или псевдоеврейские псевдонимы (аббат Констан - Элифас Леви).

     Миф о Каббале гласит, что эта хитрая наука, оказывается, была известна Богу и ангелам ещё до сотворения мира. То есть, Господь Бог творил Вселенную, поминутно заглядывая в Пяти­книжие Моисеево. Велика же скромность народа, его создавшего!

     После первого грехопадения некий ангел, очевидно, следуя Высшей Воле, преподал Каббалу Адаму и Еве, как знание, при помощи которого можно вернуть Милость Господню. Однако Адам и Ева, не послушавшись, предали это знание забвению. Потом (после потопа) Каббалу пытались преподать Ною и его сыновьям - с тем же результатом. В следующий раз готовый впасть в отчаяние ангел делится знаниями теперь уже с Авраа­мом, Исааком, Иаковом... Но, судя по всему, и эти праведники не особо спешили в рай. Наконец, очередь дошла до Моисея, и на свет появилась Тора. Моисей в своём Пятикнижии «вполне достоверно» описывает не только своё житие, но и свои похо­роны. Такова, очевидно, невероятная сила данного учения...

     Светлым пятном на удивление запутанном, бутафорски громыхающем, «доступном только истинно посвящённым» учении Каббалы была и остаётся система Божественных Про­явлений или Сефирот, которую адепты считают ключом ко всей каббалистической системе.

     Как бы то ни было, Сефирот - это то, что ещё можно по­нять и принять в Каббале, даже не будучи её адептом. Наибо­лее вероятна их связь с нумерологией литеральной Каббалы, ведущей своё происхождение от учений пифагорейской и ей подобных школ.

     Посему, Сефирот - едва ли открыта собственно каббалистами.

     Слово «Сефирот» есть множественное число от слова «сефира», «сфира» или искаженного «сфера», что в переводе оз­начает «исчисление» или «лучезарность». Этими словами каббалисты обозначают наивысшие мировые Качества или Проявления Абсолюта во Вселенной. Девять сефирот обозна­чают непосредственные Проявления, а десятая - реализацию первых девяти на Земле и в человеке. Отдельно выделяют ну­левую сефиру Айн-Соф («Непознаваемое», которой отмеча­ют мир непроявленного.)

     Пожалуйста, не попадайтесь на удочку иных «уж очень знающих» авто­ров и никогда не говорите во множественном числе «сефироты»! Это необы­чайно безграмотно, а кроме того, с головой выдаёт человека, знакомого с прак­тикой Каббалы исключительно по популярным изданиям.

     Сефирот строятся на основе принципа тернера (троицы), который предполагает обязательное наличие трёх отправных начал: активного, пассивного и результативного, дающих, в свою очередь, начало четвёртое, реализационное, переводящее тернер в иное качество, именуемое квартернером (четверицей).

Упомянутые три первых начала присутствуют в трёх ми­рах - духовном, астральном и физическом. Четвёртое начало есть Земля, человек. Следовательно, (3 х 3) + 1 = 10.

     Три сефиры мира духа традиционно изображают в виде треугольника вершиной вверх:

I - Кетер («Венец», «Корона»),

II - Хокма или Хохма («Мудрость»),

III - Бина («Разум»).

Далее следуют два опрокинутых треугольника астрально­го и физического миров:

IV - Пешад или Гебура («Страх», «Строгость»),

V - Хесед или Гедула («Милосердие»),

VI - Тиферет («Красота», «Гармония»),

VII - Низа или Ница («Победа», «Свершение»).

VIII - Од, или Ход, или Год («Слава», «Воздаяние»).

IX - Иесод («Основа»), Десятая (земная, человеческая, реализационная) сефира называется

X - Малкхут или Маликут («Царство»).

     Популярные издания нередко представляют полученное Древо Сефирот как Древо Жизни. Это не совсем так.

     Древо Сефирот разделено на три «столпа»: срединный и два боковых. Более искушенные каббалисты соотносят с Древом Жизни лишь те четыре сефиры, которые составляют его срединный стержень: I, VI, IX и X.

     Три другие пары основных Сефирот, которые симметрич­но расположены в трёх первых мирах, представляя собой край­ние проявления качеств каждого из них, есть Древо Позна­ния Добра и Зла.

     Как видно на рисунке, срединный столп Сефирот состав­ляют сефиры: I-Кетер, VI-Тиферет, IX-Иесод и Х-Малкхут.

     По чётным (пассивным) сефирам, как считается, снисхо­дят божественная энергия и информация в мир: II-Хокма, IV- Пешад, VIII-Од.

     Нечётные (активные) подразумевают восхождение: III- Бина, V-Хесед, VII-Низа.

     Сефира VI-Тиферет - промежуточная и в том, и в другом случаях.

     Соединённые прямыми линиями в порядке номеров сефи­ры образуют так называемый «Зигзаг Огненного Меча». Счи­тается, что это тот самый меч, который держит херувим, не пуская обратно в рай Адама и Еву.

     Бросается в глаза сходство в толковании Сефирот и пер­вых десяти CAT. Оно легко объяснимо: ведь и та, и другая системы строятся на основе одной и той же пифагорейской нумерологической традиции. Разница лишь в четвёртом и пятом пунктах, которые в Сефирот меняются местами. Объяс­няется это несходство достаточно сложно и об этом речь впе­реди. В первую очередь, хочется обратить внимание на рази­тельное сходство Сефирот и упомянутых выше последних десяти букв русского алфавита. Четыре и шесть - три раза по два. Вновь «совершенно случайное» совпадение?

     Попробуем совместить две системы.

     Упомянутые буквы могут встать на места Сефирот следующим образом (приведем наиболее рациональный и жиз­неспособный вариант):

     Два жезла в руках Девы из Аркана 22 подозрительно на­поминают палочки букв «Ы» и «Ю».

     Получается, что в нашем алфавите, помимо Таро, присут­ствует и система Сефирот, причём она целиком посвящена высшему из Старших Арканов. Она образует как бы опору, каркас, скелет, на котором держится всё остальное.

     Возможно, Аркан «Mip», до сих пор не обозначенному нами какой-либо одной буквой, следует приписать буквы, соответ­ствующие сефирам Древа Божественных Проявлений. Либо (и это более вероятно) «Mip», символически открывающий врата новой Вселенной, есть сефира Айн-соф, за порогом ко­торой - пока не освоенный океан познания...

     Однако, прежде чем погрузиться в этот океан, ничто не мешает нам исследовать ещё один весьма немаловажный ас­пект в изучении Арканов - астрологический.

Навигатор сайта