Webarhimed

Webarhimed

Get Adobe Flash player

Арканы Таро и Русский алфавит 

Двадцать два Старших Аркана Таро (CAT) и четыре масти Младших Арканов Таро (МАТ) и десять Сефирот каббалистического Древа Божественных Проявлений совмещаются с системой нашего современного русского алфавита.

«Колесо Фортуны» - соответствия Старших Арканов и букв русского алфавита. 

 «Колесо Фортуны» - соответствия Старших Арканов и букв русского алфавита.

Аркан Один - «Маг» - буква А современного русского алфавита

Изображение:

     Молодой человек (без усов и бороды) стоит за квадратным столиком. Его ноги под крышкой стола расставлены, так что всё тело приобретает вид буквы А.

     Столик, благодаря прямым ножкам, в объёме имеет форму куба. На крышке стола предметы: меч, посох, пантакль и чаша (в некоторых колодах посох отсутствует).

     В поднятой вверх левой руке человека - жезл в виде индийской ваджры. Правая рука опущена и указывает на столик. В целом вся возвышающаяся над столиком часть фигуры имеет вид буквы N (или буквы «алеф» иврита, на что обращал внимание Леви).

     Прошу обратить внимание: мы видим, что поднята именно левая рука. Дело в том, что здесь мы имеем дело с зеркалом. Карта изображает того, кто на неё смотрит - что характерно не только для этого, но и ещё для некоторых CAT.

     Подобный жест, встречающийся в изображениях, начиная с эпохи неолита, у специалистов именуется жестом адорации.

     Адорация (лат. adoratio — «поклонение») — поза, жест — перед божеством; его честь, его именем, обращение к Богу и поклонение ему.

     Возможно, именно от этого, принятого у очень многих народов, пошло современное воинское приветствие? Маг приветствует нас!

     Над головой Мага: изображение лемнискаты - знака бесконечности; иногда ещё остроконечный свод арки, образующий верхнюю часть картины.

     Карты Таро, согласно традиции большинства школ, в прямом и перевернутом виде имеют различное истолкование. «Маг», выпавший прямо, говорит о начале чего-либо, о воле, самости и самостоятельности. Выпавший в перевернутом положении - о подчиненности, безволии, бездействии, неудаче и т.п.

     В качестве русского наименования Аркана предлагается слово «Апостол» (в переводе с древнегреческого - «Посланник»), что полностью соответствует смыслу данного Старшего аркана.

 

Аркан Два - «Жрица» («Папесса») - буква Б

Изображение:

     Трон, на котором - молодая женщина, закутанная в одежды, которые, впрочем, ещё более подчеркивают её формы. Правая рука её - на коленях, придерживая и одновременно прикрывая свиток пергамента; написанное разобрать нельзя.

     Иногда в одной из рук Жрицы - ключи, реже - протянутый вперед и вверх факел Познания - (как на некоторых средневековых изображениях этого Аркана), тогда в профиль фигура совпадает с очертаниями буквы «Б». В готском алфавите Вульфиллы буква Б имела форму перевернутой буквы «Я».

     За спиной Жрицы - две колонны: белая и чёрная (иногда чёрная и красная, либо красная и белая). Они называются колоннами Яхин (солнечная) и Богаз (лунная). Как повествует легенда, такие же колонны стояли при входе в Храм Соломона. Старое наименование Аркана «Жрица» - «Врата Храма».

     Колонны образуют как бы створки ворот; просвет - вход в святая святых занавешен тёмной тканью. Голову женщины венчает корона в виде лингама, совмещающего диск Солнца и рога Луны.

     Как метко выразился И.А.Ефремов, «женщина по своей древней природе - страж». Страж мудрый и потому - недоверчивый.

     Карта «Жрица» странна и малопонятна. На практике, в толкованиях, она бывает обманчива и ведёт себя непредсказуемо, как, впрочем, и положено молодой, знающей себе цену, в меру кокетливой женщине.

      Гордая и неприступная дева, чью тайну предстоит разгадать Магу, в разных колодах предстаёт то в качестве коварной соблазнительницы Ведьмы, хозяйки колдовского сборища, то в образе скромной Монахини, то в облике Папессы - отражении известной печальной истории о женщине, которая ухитрилась стать римским папой Иоанном.

     Прямое положение чаще: тайна, знание, опыт, верный выбор.

     Обратное положение: двусмысленная ситуация, неверные действия, плохой совет и т.д.

     В обоих положениях нередко означает - искушение.

     Каково будет наше наименование этого загадочного CAT?

     Обратимся к наименованию «Врата Храма». В славянских землях синонимом слова «врата» было слово «баба». Впоследствии этим словом стали называть женщину, помогающую ребенку появиться на свет (повивальная баба). Пусть ныне значение его изменилось, но «баба» как привратница, открывающая вход во дворец Истины - согласитесь, название вполне достойное.

 

Аркан Три - «Императрица» («Хозяйка») - буква В

Изображение:

    Беременная женщина в свободных одеждах восседает на троне. В её правой руке - щит с изображением Орла, несущего в когтях равноплечий крест, в левой руке - скипетр с навершием в виде древнеегипетского знака «анх» (вновь - зеркальное изображение). Женщина попирает ногою серп луны, за спиной её - крылья, поднятые вверх, а вокруг головы - 11 звездочек. 12-я, более крупная, горит во лбу (намёк на один из двенадцати Знаков Зодиака, в котором находится Солнце при рождении человека).

     Серп месяца напоминает о том, что эта молодая женщина. В прошлом - та самая дева из второго Старшего аркана «Жрица». Однако Императрица - это прежде всего Хозяйка, зрелая деловая женщина, хлопотунья. Помимо этого, она ожидает ребёнка (новое начало).

     Отсюда главное истолкование этой карты в прямом положении - инициатива, содействие со стороны судьбы (или каких-либо лиц) появлению на свет всего нового, деловая активность, гибкость, изобретательность и т.д.

     В перевёрнутом положении, наоборот: лень, застой в делах, противодействие новому и т.д.

Исторически буквы Б и В произошли от одной и той же буквы греческого письма, которая у древних греков называлась «бета», а у византийцев - «вита». Напомню, что по-латыни слово «вита» означает «жизнь». Эти две «женские» буквы расположены рядом только в русских алфавитах, кириллице и глаголице. Справедливости ради отметим: в иврите тоже различаются два написания одной и той же буквы: знак просто «бет» и знак «бет» с точкой наверху, так называемое «вет». Но Леви прошёл мимо такой подробности, прочитав их очевидно за одну и ту же («двойную») букву. В результате порядок сочетания букв и Арканов сместился на один пункт.

     В других европейских системах письма знак, соответствующий звуку «в» обычно ставится в конце. По этому признаку русский алфавит можно сравнить лишь... с системой Старших Арканов Таро.

     Русское, вернее, обрусевшее имя «Василиса» (по-гречески - «царица») - это имя, можно было бы также дать третьему Аркану. Подошло бы, кстати, и собственно русское «Владычица».

 

Аркан Четыре - «Император» («Хозяин») - буква Г

Изображение:   

 В колоде Гулината-Папюса - зрелый бородатый мужчина в короне Верхнего и Нижнего Египта стоит в профиль, прислонясь ногами к камню кубической формы. Правая нога согнута в колене и прижимается к камню пяткой, отчего вся фигура приобретает вид цифры 4 (йоговская «поза дерева»).

     В колодах иных школ Император сидит на троне, характерно закинув ногу на ногу. На Руси это называли «сидеть по- хозяйски».

     На камне - изображение Орла, несущего крест (копия изображения на щите Старшего Аркана 3). В протянутой правой руке мужчины - скипетр, такой же как у Императрицы, но более крупный. Локти полусогнуты - так, что вся фигура чем-то напоминает свастику, древний символ благополучия и развития. А то, что образ буквы Г есть основной элемент этого символа, нам известно со времен Великой Отечественной.

     Впрочем, знак свастики был широко распространён и на Руси. Он может символизировать вихреобразное движение как в левую, так и в правую сторону. Суммировать же эти две возможности развития должен следующий по порядку Аркан.

     Император - муж, составляющий пару жене, Императрице. Он - опора дому, финансам, деловым взаимоотношениям и планам, а также - физическому здоровью. Он именно хозяин, властелин, порой - диктатор, олицетворение власти, закона и порядка. Другое дело - насколько крепки и долговечны бывают привносимые его властью закон и порядок. Эти две возможности на практике определяют прямое и перевёрнутое истолкования карты.

     На букву Г в русском языке начинаются такие слова, как «Государь», «Господин», «Глава».

 

Аркан Пять - «Жрец» («Папа») - буква Д

Изображение:

     Первосвященник-Иерофант, на голове которого такая же лингамическая корона, как у Жрицы-Папессы, со своего трона благословляет двоих путников - в светлой и тёмной одеждах - склонившихся к нему с обеих сторон. Согласно пособиям по Таро, указательный и средний пальцы руки Иерофанта должны быть раздвинуты «рожками» (наподобие популярного жеста «виктория»), в реальных рисунках карт пальцы обычно сложены по католическому или православному образцу (двоеперстие или, реже, троеперстие), что есть, в общем-то, отступление от канона.

     Так или иначе, иносказательный образ этого персонажа можно истолковать как знак прощения и благословения всем, независимо от происхождения и образа мыслей. Поскольку жрец в чём-то подобен своему богу, то сам факт прихода к нему того или иного человека немедленно засчитывается в его пользу. Путник в тёмных одеждах - символ души, которая достаточно помоталась по миру, образ, родственный библейскому блудному сыну. Путник в светлых одеждах - символ души, ещё только вступающей па свой путь, неопытной, незапятнанной, чьи поступки непредсказуемы.

     Если Император - представитель власти, главным образом материальной, то Жрец представляет власть духовную.

     Жрец также и Духовник, то есть священник, принимающий исповедь. Существуют три основных правила, за нарушение которых в христианстве, например, духовника должно ожидать расстрижение и лишение духовного сана. Насколько строго эти три правила исполняются в действительности - разговор особый.

     Они могут быть (и должны!) рекомендованы также всем, кто занимается консультациями с применением предсказательных техник.

     Первое из них общеизвестно. Это - сохранение тайны исповеди. Тайна, известная трём лицам, перестает быть тайной.

     Второе правило. Из исповедуемого нельзя тянуть информацию, нельзя насильно добиваться признания или покаяния.

     Третье правило: никогда и ни за что не судить человека. Пусть он закоренелый вор, негодяй или неисправимый грешник - судить его имеет право только Господь Бог.

     Существует и четвертое, неписаное правило, особенно важное для тех, кто не просто время от времени раскладывает карты, но регулярно проводит консультации. После исповеди духовнику следует постараться немедленно и накрепко забыть всё, о чём только что шла речь. Иначе груз лишних эмоций отяготит не только его, но и тех, кто придёт к нему позднее на исповедь. Это почти наверняка отрицательно скажется и на делах, и на самочувствии.

     В истолковании Аркан сложен. Выпавший прямо, он говорит о духовной близости с кем-либо или духовном росте кого-либо, но не подразумевает, что человек может также надеяться на более практическую помощь. В перевёрнутом положении карта предупреждает об обмане, лести, лжи, реже - о материальных, меркантильных интересах.

     Спинка трона Духовника и две склонившихся углами (лучами противолежащих свастик) по его сторонам фигуры путников составляют рисунок буквы Д. В его левой руке, на отлёте - длинный жезл, увенчанный «катакомбным» крестом (в виде соединённых спинками двух букв Е). Но ведь за буквой «Д» следует именно «двойная» буква «Е», то есть «Е» и «Ё»!

     Замечаете? Персонажи Таро как бы передают друг другу знаки букв кириллицы!

     Итак, каждый из паломников получает благословение Жреца и трогается в путь. Какую из дорог им следует выбрать?

 

Аркан Шесть - «Возлюбленный» («Влюбленные») - буквы Е и Ё

Изображение:

     В Таро Гулината-Папюса: молодой человек стоит на перекрёстке дорог, скрестив на груди руки (вспомните лежащую восьмерку-лемнискату над головой Мага). Справа от него - нарядно одетая, привлекательная женщина в вызывающей позе. Слева - просто одетая женщина, поддерживающая его под локоть (карта зеркальна). Вверху - небесный гений со стрелой-молнией наготове (Амур как символ случайного выбора?).

     Рисунок карты этого Аркана некогда включал в себя лишь фигуру одинокого путника, озабоченно стоящего на перекрестке двух дорог (либо на развилке; отсюда старое название карты - «Два пути»). Две дамы справа и слева от него появились позднее. В дополнение к прежнему истолкованию «выбор», прибавилось новое - «любовь», а также - «искушение». Ну, а где любовь и искушение, там, разумеется, никак не обойтись без сюжета о первородном грехе.

     Вот и появились во многих колодах, на месте былого одинокого, мучимого сомнениями странника, Адам, Ева, Древо и, само собой, змей-искуситель с антоновским яблоком в зубах... Что до вопроса о том, в какой степени присутствие сей веселой компании может соответствовать Аркану-архетипу, отразить смысл которого призвана карта, - на него нам, видимо, придется ответить несколько позднее.

Можно предположить, что буква Е - это юноша, а Ё - две женщины (две точки). Возможен и такой вариант: Е - это женщина возвышенная, а Ё - земная (рогатая!).

     Буква Ё - одна из самых молодых в нашей азбуке. Введённая по инициативе княгини Дашковой, в своём нынешнем виде она впервые появилась у Н.М.Карамзина (альманах «Северные Аониды») в 1799 году и на «птичьих правах» просуществовала до 1956 года, когда, получив официальное признание, заняла нынешнее место в алфавите. Её, рогатую, до сих пор не признали служители православной церкви.

      Три горизонтальные поперечные линии в знаках этих двух букв - символ проникновения активной души (вертикальная линия) сквозь три мира, три плана существования. Пока ему дают возможность сделать свой выбор самому. Пока.

     Путник размышляет: кого выбрать; ЕЁ или ЕЁ? На это ему дано так мало времени...

     В прямом положении карта обозначает верный выбор пути.

     В перевёрнутом - выбор сомнительный. Что касается любви, то здесь карта весьма часто «вертится». Что ж, как говорится, от любви до ненависти - один шаг.

     Назвать этот Старший аркан по-русски непросто. Подошло бы, вероятно, слово «пЕрЕкрёсток» или слово «ЕрЕсь», происходящее от греческого «хайресис» - «выбор».

     «А путник, оказавшийся на перекрестке, мог бы пойти и прямо...» - замечает в «Книге Песка» Олард Диксон.

 

Аркан Семь - «Колесница» - буква Ж

Изображение:

     На двухколёсной повозке под балдахином стоит возничий. В его руке иногда меч, иногда - жезл, переплетённый двумя змеями (так называемый кадуцей Гермеса). На его голове - лингамическая корона, как у Жреца и Жрицы. Он правит двумя конями или двумя Сфинкс (Сфинкс - существо женского рода) - чёрным и белым, запряжёнными в колесницу. На передке колесницы - изображение Орла с крестом (см. рисунки карт Императора и Императрицы).

     Следует обратить внимание на то, что точно так же, как число семь можно математически представить себе в виде суммы чисел один + шесть; два + пять или три + четыре, Аркан под этим номером собирает и концентрирует в себе символику предыдущих Арканов. В рисунке его карты мы видим и молодого человека с рисунков карт Арканов «Маг» и «Возлюбленный», и лингамическую корону, и императорского орла.

     Возничий правит Колесницей, увлекаемой двумя противоположными по действию и направлению силами. Его задача - удержать при этом равновесие, двигаясь к избранной цели. Вот почему этот Старший аркан: во-первых - Победы, а во-вторых - Дороги, как пути чистого духа, идеи, мысли, поступка. Достаточно сильное отклонение от него ведёт к тому, что повозка переворачивается вверх колёсами. Эти два истолкования определяют смысл карты в раскладах.

     В знаке буквы «Ж» мы видим по бокам либо две лунообразные дуги, либо две головочки и две лапочки - намёк на двух Сфинкс, а также срединный крест - возничего в повозке.

     Как назвать эту карту? «Жизнь», поскольку жизнь есть скольжение по острию бритвы? Или же «ВоЖдь»?

 

Аркан Восемь - «Правосудие» («Темис» или «Фемида») - буква З

Изображение:

     Традиционное изображение богини Фемиды, восседающей на троне, с повязкой на глазах, мечом в правой руке и весами в левой. За её спиной - две колонны, раскрашенные так же, как и в рисунке Cтаршего аркана «Жрица».

     Когда-то, в одном из ранних вариантов Таро, место Фемиды занимал старец, предположительно - Кронос, Сатурн, бог всемирного порядка. Карта, как считается, должна олицетворять символ Высшего Суда, предначертанной Свыше судьбы, кармы. В то же время она отнюдь не символ слепого Рока. И, в самом деле, если Рок неумолим, то Фемида, в свою очередь, может склониться к тому, чтобы изменить той или иной душе меру и степень отработки на Земле её задачи - как говорят, «изменить карму» (хотя карму, если говорить серьёзно, изменить нельзя: её можно лишь видоизменять). Это разрешается, но только в тех случаях, когда по какой-либо внешней причине способности, изначально заложенные в человеке, не могут в полной мере реализоваться.

     Карта Фемиды в раскладах способна означать начало, продолжение или, в перевёрнутом положении, - завершение какого-либо дела, занятия, работы, знакомства и т.д.

     При истолковании карта довольно сложна, требуется проявить максимум интуиции, а в теории её истолкование требует дополнительных изысканий.

     Не предположить ли, что буква «3» - изображение весов богини? Помимо этого, буква «3» по своему рисунку подозрительно напоминает букву «В». Арабская цифра 8 состоит из двух знаков тройки...  Получается прямая зависимость: действие - воздаяние.

     Русским названием этого Аркана, вероятно, могло бы стать слово «Зеркало», возможно - слово «Зыбки» (весы), а всего правильнее - «Закон». Или «Законность».

 

Аркан Девять - «Отшельник» («Гермит») - буквы И и Й

Изображение:

     Человек (старец), закутанный в плащ настолько, что не видно (или почти не видно) лица. В левой руке - простой прямой посох с тремя сучками, вокруг которого обвиваются две маленькие змейки (подобно тому, как на кадуцее Гермеса). В правой руке - фонарь, на его стекле узор в виде песочных часов. Он наполовину скрыт складками плаща.

     Отшельник или, как называли на Руси отшельников, Инок владеет тремя знаками Посвящения: плащом, посохом и фонарём. В сравнении с Магом, только начинающим свой путь, Инок человек поживший, опытный, мудрый, достаточно много совершивший и понявший. Прежде всего - в области осознания своей индивидуальности и миссии на земле. Вследствие этого ему дано великое право сотворения нового мира. Вот почему появление этой карты иногда считается знаком Высшей Воли.

      В то же время он нелюдим. Это замкнутая личность, умело скрывающая под плащом молчания как великие знания, так и великие пороки. Его посох, в принципе, «состарившийся» жезл Мага, которым он был когда-то.

     Само слово «отшельник» можно этимологически перевести как «отошедший». Согласно другой точке зрения, оно могло произойти от древнего слова «шель» («шелуха») - «оболочка», «скорлупа». Отсюда, Отшельник - тот, кто добровольно заточил себя в неком ограниченном пространстве, изолировал от окружающего мира с целью выработки своего взгляда на жизнь, с целью построения своей Вселенной.

     Он не такой как все. Он иной.

     Свою Вселенную он никогда не раскрывает профанам, ещё не достигшим определенного Посвящения. Это зрелище лишь для избранных, для тех, кто не желает более вслепую идти по жизни, а намерен разобраться в ее тайнах для того, чтобы, отрекаясь от всего случайного, наносного, искусительного, более гармонично и последовательно стремиться к своей истинной цели на земле.

     Уголок и палочка (плащ и посох) - буква И. «Птичкой» над буквой И - фонарь.

     Интересно происхождение этой «птички». Это - не что иное, как редуцированная древнеславянская буква (ст. 02) «омега-твердо» или, сокращённо, «от». Многим она знакома по древним иконам, где располагается в нимбе Спасителя. Прочитанное вместе с И, это название дает слово «йот» или «йота».

Следует сказать несколько слов и о букве «i» («И» десятеричное»). В дореволюционном русском алфавите она входила в состав слова «Mipb» (в смысле «Вселенная») - в отличие от слова «Мир» (в смысле «Покой»).

     Обратите внимание: символически эта буква - изображение фигуры человека или посоха (палочка), над ним - фонарь (точка). Знак мог бы также соответствовать образу Инока-Отшельника.

     Помимо Высшей Воли, эта карта способна обозначать благоразумный выбор, самоопределение, одиночество, мудрость. Её перевёрнутое положение - противодействие Высшей Воле, тайная порочность, неблагоразумие, нарушение одиночества, хотя и не всегда ведущее к худшему.

 

Аркан Десять - «Колесо Фортуны» - буква К

Изображение:

     Это первый из Старших арканов, в изображении которого нет собственно человеческих фигур. Мы видим Колесо Фортуны, в которое помещена гексаграмма. В её середину воткнута заводная ручка в виде буквы N. Справа от нас по Колесу поднимается гений добра Германубис, слева - спускается гений зла Тифон. Германубис-киноцефал, человек с головой шакала Анубиса, с жезлом Гермеса в руке. Тифон - рептилия, иногда с головой человека. Колесо имеет две стойки, обвитые змеями, представляя собою, таким образом, тот же кадуцей Гермеса. Вверху, на специальной полочке, восседает расправившая крылья Сфинкс с мечом, лезвие которого направлено вверх. Колесо укреплено на лодочке, плывущей в Океане.

     Если в рисунке буквы Ж мы могли видеть двух Сфинкс, то в рисунке буквы К видим одну. Но где же тогда будет располагаться само Колесо?

     Напомню, что волей случая автор ознакомился с буквенным переложением Таро в ту пору, когда работал с алфавитным кругом. Спиритизм такого рода был особенно популярен

именно в России. В круге русского алфавита, согласно традиции, буква, называемая «яз» (Я) - закономерно переходит в «аз» - А.

     Ни одна из мировых систем письма в истории не имела и не имеет обыкновения замыкать себя в круг, кроме русской аз-буки. Отсюда, Колесо и есть именно русская система письма!

     Аркан символизирует собой успех или удачу, последовавшие в результате длительной, упорной и кропотливой, но незаметной для проделавшего её человека работы. Это - результат, воспринимаемый нами как случайность... Однако, воспринимая то или иное событие как случайное, мы демонстрируем наше незнание скрытых механизмов мироздания и того, что мы творим на самом деле.

     Аркан говорит об удаче, успехе, выигрыше, неожиданном подарке судьбы, причем даже в перевёрнутом положении этот рисунок не предвещает плохого. Просто не оправдаются кое- какие надежды.

     Что тут делать: «Колесо» - оно и есть Колесо.

 

Аркан Одиннадцать - «Сила» - буква Л

Изображение:

     Молодая, привлекательная, но не кокетливая женщина спокойно укрощает Льва, взявшись двумя руками за его челюсти. На ней одежды красного и белого цвета, над головой у нее такой же знак бесконечности, как у Мага. В картах Таро различных редакций позы девушки, долженствующей укрощать зверя не силой физической, но духовно-нравственной, сильно разнятся между собой. Иногда она стоит, отстранённо поглядывая в сторону, иногда садится льву на спину, порою вообще оставляет львиные челюсти в покое и начинает забавляться, накидывая льву на шею венок из цветов. Символика всех этих превращений, очевидно, понятна только разработчикам колод.

      Если Маг как представал олицетворение духа, то Дева, очевидно, олицетворение души, укрощающей дух и направляющей его силу и энергию в надлежащее, регулируемое русло. В толкованиях эта карта часто интерпретируется как одна из карт любви, причём любви гармоничной, разумно соизмеряющей в себе как духовное, так и телесное начала.

     Отсюда прямое положение карты означает силу, здоровье, любовь, иногда - деньги и вообще укрепление материального положения. Перевёрнутое положение имеет обратный смысл.

Знак буквы Л напоминает по своему написанию зодиакальный символ Льва. Повернутый под прямым углом, он приобретает разительное сходство с древнееврейской буквой «каф»: которую с одиннадцатым CAT соотносил Элифас Леви. Каббалистическое значение ее - сжимающаяся рука.

     Когда-то эта карта называлась «Лев». Оставим это название и для русского варианта наименования карты.

 

Аркан Двенадцать - «Повешенный» («Висельник») - буква М

Изображение:

     На перекладине, укреплённой меж двух деревьев, подвешен на цепи за одну ногу человек. Другая нога его согнута в колене и образует с первой угол (поза, обратная позе Императора). Это вполне сходится с начертанием буквы «М». Руки связаны цепью впереди (правая выше левой), образуя вместе с головой ещё один нисходящий угол. Под мышками у повешенного - мешочки, откуда сыплются деньги. Над перекладиной ветви деревьев образуют восходящий треугольник.

     Старший аркан 12 - одна из трудных в истолковании карт. Согласно старинным источникам, Повешенный - предатель, и выпадение его карты - предвестие наказания за грехи. Папюс указывает на неё как на карту, предвещающую насильственную смерть. В иных источниках мы можем встретить указания на болезнь, травму, затруднительное положение.

     Так или иначе, все исследователи сходятся на том, что в прямом положении это Аркан самопожертвования, потери, отдачи (сил, энергии, способностей и т.д.). Человек погружён с головой в мир материи, в дела земные, он не видит и не замечает того, что творится наверху.

     Однако попробуйте перевернуть карту: Повешенный немедленно превратится в Висельника, разбойника и эгоиста, который с этакой небрежностью заложив ногу за ногу, собирает денежки в мешочки.

     Этот персонаж символизирует момент переоценки ценностей, когда все вещи в мире встают с ног на голову, момент просветления и познания истины, момент в который человеку свойственно отвергать всё то, что раньше было дорого, и принимать то, что ранее казалось непонятным, чуждым или враждебным.

     Не зря великий Один вот так, вниз головой, да еще пронзённый собственным копьем, и провисел девять дней, покуда на него не снизошло озарение.

     Русским названием этого Аркана вполне могло бы стать слово «Мученик».

 

Аркан Тринадцать - «Смерть» - буква Н

Изображение:

     Задрапированный рваной тканью скелет широко шагает по лугу, где растут головы и руки. Он срубает их взмахом косы, но позади него они вновь вырастают.

     В подавляющем большинстве случаев карта «Смерть» не говорит о смерти как о таковой, но предвещает приход чего-то нового. Иногда это может обернуться каким-либо известием, порой - знакомством, а в некоторых случаях - просто вихрем событий, разобраться в котором будет не так-то просто. Это Аркан новаторства, входа в жизнь новых программ развития, но в то же время и неотвратимого разрушения старого, отживших представлений. Именно поэтому это ещё и Аркан инициации, новой ступени посвящения человека в тайны Вселенной.

    Перевёрнутое положение карты - стагнация, застой в делах, порой - стабильность, устойчивость в них.

    Собственно Смерть рассматривается как переход из одного состояния в другое. Современная русская версия буквы «Н» и напоминает об этом процессе: две вертикали, соединенных «мостиком». Но вспомним, что в России некогда писали эту букву и в ином виде, как латинскую N. В этом значке нетрудно разглядеть и опрокинутый уголок - косу, и вертикальную палочку - фигуру Смерти. Он - зеркальный близнец нашей современной буквы И (которую, заметим, в свою очередь когда-то писали как Н). На букву Н начинается библейское слово «назорей» - отшельник.

     И и Й, как мы уже знаем, соответствуют CAT Отшельника, одно из толкований которого порой также предполагает смерть, хотя и мнимую, ритуальную - как уход от обычной реальности. Некогда Отшельник в рисунке своего Аркана держал в руке вовсе и не фонарь, а песочные часы - один из традиционных атрибутов Смерти.

     «Новь» (или «Новое») - такими могут быть русские наименования этого Аркана.

 

Аркан Четырнадцать - «Воздержанность» («Время») - буква О

Изображение:

     Андрогин, или ангел, переливающий жидкость из сосуда в сосуд. Жидкость льётся как из верхнего сосуда в нижний, так и наоборот. Руки ангела и струя жидкости образуют вместе круг - букву О.

     Перед нами - карта-антагонист предыдущей. Если Смерть - неотвратимый разрушитель, новатор, то Время - консерватор. Этот Аркан традиционно напоминает о точности, размеренности и целостности бытия. Кто-то или что-то должно заботиться об этом, поддерживая ход часового механизма.

     Карта очень благоприятна, когда предсказывает, например, здоровье. Но во многом остальном, главным образом в том, что касается чего-либо нового: замыслов, планов, встреч, решительных действий, она полностью соответствует своему негласному прозвищу - «ножницы». Всё, что только возможно, будет подвергнуто корректировке и загнано в прокрустово ложе различных тормозящих дела обстоятельств. Серость, скука, обыденность - вот что зачастую подразумевает лучезарный ангел, олицетворяющий собой прекрасный и равнодушный в своём совершенстве вселенский механизм. Он не допускает никаких отклонений от стандарта.

     Впрочем... быть может, порою он действительно прав?

     Толкование карты в перевернутом положении - катастрофа, внезапный выход за рамки, прорыв, неприятность...

«Ограниченность» или «Ограничение» - иное название Аркана «Время».

 

Аркан Пятнадцать - «Диавол» - буква П

Изображение:

     Это - карта, которую, наряду с арканом «Смерть», обожают использовать создатели голливудских «ужастиков». Козлоподобный «князь мира сего», меж рогов которого - пятиконечная звезда (прямая или перевёрнутая), восседает на троне кубической формы, укреплённом на глобусе. В правой лапе его лезвие меча (вариант: факел), левая - опущена.

     На переднем плане рисунка - фигуры мужчины и женщины с «классической» цепью: у мужчины цепь на плечах, у женщины - на бёдрах.

     Перед нами один из самых загадочных и малопонятных Арканов. «Дьявол - это то, чего мы не в силах понять в Боге», - устами одного из своих персонажей замечает Станислав Лемм.

     Порой его называют «Тифоном», хотя у греков Тифона изображали иначе. Его краткие толкования (рок, фатум и т.п.) также не отражают подлинных качеств Аркана.

     Это - Аркан обольщения. Диавол олицетворяет, во-первых, земные радости и удовольствия: деньги, богатство, секс (в том числе - извращённый), бизнес, карьеру, славу и т.д. Во- вторых, это Аркан искусств и тайных знаний.

     Нельзя сказать, что цель сего мистического существа, олицетворяющего силы природы, - прямо подвергнуть человеческую душу искушениям. Но в то же время не следует забывать: за всё, что нам даётся на этом свете, рано или поздно придётся платить. Это своего рода ростовщичество. Человек получает некоторый кредит, но при этом ему нельзя забывать о двух вещах: первое - незримые очи постоянно следят, как человек потратит этот кредит, и второе - возвращать взятое рано или поздно придётся сторицей. Причём вполне возможно... в жизни последующей.

     Карта, помимо всего прочего, может говорить о способностях к колдовству, либо о наличии колдовства, а также о столь «беззаветно любимых» экстрасенсами порчах, сглазах, проклятиях и вообще разного рода непрошенных магических воздействиях.

     В прямом положении карты - человек получает желаемое (вытекающее из смысла карты). В перевёрнутом - понесёт наказание, порой - жестокое.

     Кубической формы трон - не что иное, как тень стола Мага, а восседающий на этих своеобразных вратах устрашающий страж («страш»!) - тень самого Мага. Врата имеют форму буквы П. Что скрывается за ними?

     Не исключено, что когда-то на месте Диавола мог восседать гностический демиург Абраксас с головой петуха, туловищем и руками человека и ногами в виде двух змей.

     Петух - нередко символизирует земной огонь, отвагу, жизнелюбие, он посвящён Знаку Стрельца. Под символом «галльского петуха» процветает Франция. Нашей букве П - насесту петуха - в руническом строе Футарка соответствует руна «Перт» или «Петра». У знатоков она ассоциируется с птицей Солнца - Фениксом.

     Итак, названием этого Аркана может быть «Петух» или «Петел» по-древнеславянски, а изображён на его рисунке быть не кто иной, как Абраксас, а вовсе не ужасный персонаж, усердно помещаемый сюда оккультистами.

 

Аркан Шестнадцать - «Башня» - буква Р

Изображение:

     Мы видим высокую каменную башню (вариант - пирамиду), в которую попадает разрушающая её молния. От этого же удара страдают два человека: один поражён у подножия, другой летит с верхушки башни.

     Этот Аркан считается, пожалуй, самым зловещим. Он предрекает удары судьбы - столь же неотвратимые, сколь и неожиданные. Всё, достигшее совершенства, должно претерпеть разрушение - таков неумолимый принцип действия этого Аркана. Он способен предсказывать болезни и разорения, несчастные случаи и травмы, а также предупреждать о глубоких нравственных страданиях и о физической гибели.

     Однако в сочетании с картами, предвещающими удачу, Башня может говорить о внезапных взлётах творческого гения, об озарениях и просветлениях, о приятных сюрпризах и неожиданных открытиях. Количество полезной информации, равно как и наших эмоций, чувств, идей, рано или поздно должно перерасти в качество (причём зачастую это происходит молниеносно). То же самое происходит и в обществе, когда в нём накапливается определённое количество новых идей и настроений.

     Идея стоящих прямо жезла, посоха или башни объединяет этот Аркан с Арканами «Маг» и «Отшельник». Какую бы новую информацию мы ни вносили бы в окружающую обстановку - это неминуемо влечёт за собою элемент разрушения.

     Основное качество, описываемое этим Арканом, - внезапность, с которой неузнаваемо меняется обстановка вокруг каждого из нас. Перевёрнутое положение Башни иные знатоки трактуют как символ начала периода стабильности после периода беспокойств и разрушений.

     Само слово «Разрушение» могло бы стать русским названием этой карты. В древней Греции удар молнии ассоциировали с ударом топора. Буква Р похожа по форме на топор, на боевой молот Тора, на огненный перст, направленный в землю, на клюв мистического Орла Кастанеды.

     Но это ещё и Росток, пустивший корень в неподатливую землю... Что-то раскалывается и обречено на гибель, давая жизнь чему-то новому.

     Дойдя до этого места в цепочке Арканов, мы по традиции временно пропустим Старший аркан 17 «Звезда». Смысл пропуска станет ясен в дальнейшем.

 

Аркан Восемнадцать - «Луна» - буква С

Изображение:

     Сумерки. На извилистой S-образной дороге сидят напротив друг друга два животных: то ли волки, то ли псы. На переднем плане выползает из пруда рак. На дороге, ведущей к горизонту, капли крови в виде запятых; справа и слева - две отдельно стоящие башни (вариант: пирамиды).

     Вверху - серп молодой луны.

     Символика этой карты туманна и многозначна. Нередко её связывают с пресловутым астральным миром, о котором невозможно утверждать что-либо со стопроцентной уверенностью. О чем красноречиво свидетельствует и другое название Аркана - «Сумерки».

     Иногда эту карту именуют «Неверные друзья», подразумевая тем самым, что друг-собака всегда может сговориться с врагом-волком, а приятель-рак - цапнуть сзади за штаны. Однако этот взгляд кажется чересчур упрощённым.

     На самом деле символика Аркана тесно связана с символикой знаменитой восточной эмблемы «тай-цзы» (в других переводах «тай-ши»). Извилистая дорога - это тончайшая линия дао, разделяющая и в то же время объединяющая две противоположности - светлую сторону Ян и тёмную Инь. Глазам двух «рыб» соответствуют две башни.

     Этот же рисунок монады бытия (или души) легко наложить на зодиакальный круг. Тогда S-образная линия дао-пути протянется от знака Рака к знаку Козерога. Глаза (или башни) обозначат положение двух звезд: альфы Тельца - Альде-барана и альфы Скорпиона - Антареса, которые в Зодиаке располагаются почти точно напротив друг друга.

     А что же рак? (кстати, «Рак» - одно из старинных названий этой карты). Символ созвездия Рака напоминает рисунок греческой буквы «пси», являющейся эмблемой человеческой души... Получается, что на изображении зафиксирован момент выхода души человека на извилистую дорогу жизни.

     «Луна» - одна из «белых» карт в колоде Таро. Что-то обязательно произойдёт. Однако, что именно это будет, равно как и чем обернётся, - вечная тайна.

     Карта в обоих своих положениях способна предсказывать неведомые опасности, нередко связанные с предательством друзей или партнеров. Прямое положение часто означает дорогу (один из вариантов прочтения символа буквы С - подкова), перевёрнутое - развязку событий.

     Русским вариантом названия этого CAT будет, скорее всего, именно «Сумерки». Или «Серп», поскольку обозначение буквы С представляет собою изображение серпа Луны.

Аркан Девятнадцать - «Солнце» - буква Т

Изображение:

     Двое малышей (мальчик и девочка), взявшись за руки, идут (вариант: танцуют) вдоль стены, которая постепенно снижается. Из-за стены над их головами восходит Солнце.

     Это - Аркан ясности, света, завершения пути и исполнения желаний. Он считается одним из самых благоприятных в Таро.

     При всей кажущейся простоте рисунка в нём заключен глубокий смысл: в судьбе человека наконец-то гармонично сочетаются все противоположности. Это - Аркан мудрости, достижения цели (что и символизирует стена), возможности немного расслабиться и отдохнуть. На практике его часто связывают со всем самым лучшим, что человек мог бы себе только пожелать. Аркан «Солнце» в толкованиях сходен с Арканом «Колесо Фортуны», однако, в отличие от него, говорит об успехе и удаче, пришедших в результате целенаправленных усилий.

     Буква Т есть не что иное, как изображение греческого «солнечного» креста или стауроса. Двое танцующих детей могут являть аналогию двух зарождающихся и гармонически взаимодействующих противоположно закрученных вихрей или свастик - символов вихревого движения. Как можно убедиться на примере четвёртого и пятого Арканов, свастику в нашем алфавите представляет угол буквы Г. Сложенные спинками два зеркальных отражения этого знака превращаются в букву Т. В подобном случае (и это надо иметь в виду), две свастики вращаются навстречу друг другу.

     Те же лучи свастики присутствуют и в обозначении буквы П. Однако там они взаимнопротивоположно направлены, что символизирует непрочность, распад и разрушение построений материального мира.

Русским названием Аркана «Солнце» могло бы стать, например, «Тепло». Не исключено также и использование слова «Творчество»: оно отражает прямое толкование этой карты как Аркана синтеза, гармоничного слияния и сочетания противоположностей.

 

Аркан Семнадцать - «Звезда» - сочетание РСТ или СТЬ

Изображение:

     Один из красивейших в исполнении Арканов.

     Молодая обнажённая женщина (вариант: андрогин), стоя на одном колене, держит слегка разведёнными в стороны, полуопущенными прямыми руками (из-за них верхняя часть тела становится похожей на стрелу) два кувшина - золотой и серебряный. Из них льётся вода: струя из золотого кувшина даёт начало ручью, струя серебряного - увлажняет землю.

     За спиной девы на ветке кустарника сидит кукушка (вариант: бабочка).

     В небе - звёзды (вариант: созвездие Большой Медведицы, причём три звезды ковша находятся по одну сторону карты; а остальные - по другую). На самом верху горит ещё одна крупная звезда (вариант: Полярная).

     Так или примерно так древние египтяне изображали бога реки Нил - грудастого женоподобного Хапи, который восседал под скалой с двумя изливающими воду кувшинами.

     Основное толкование этого Аркана - надежда. «Надежда - сестра веры» - можно прочитать в одном из популярных толкований. Но надежда способна оказаться и ложной, она может обернуться самовнушением, иллюзией, искушением... Карта не говорит прямо о том, что событие, которого мы ждём, должно или не должно произойти на самом деле. И более того - даже если оно произойдёт, по-прежнему неясно, когда именно...

     С другой стороны, перевёрнутый Аркан может говорить о том, что ваши хлопоты наконец увенчались успехом и вы можете отпраздновать свой триумф.

     Согласно древнегреческому мифу, у богини правосудия Фемиды была дочь по имени Астрея. Она правила людьми в Золотой век, но, оскорблённая человеческой неблагодарностью, бежала с земли на небо, где превратилась в созвездие Девы.

     С точки зрения нумерологии числа 8 и 17 по своим индексам идентичны. Имя «Астрея» можно перевести как «звездная». Быть может, и Арканы «Правосудие» и «Звезда» объединяет что-то общее - не только символически, но и в толкованиях?

     Теперь - о причине перемещения этого Старшего аркана в нашем изложении.

     Дело в том, что в строе современного русского алфавита нет буквы, которая точно соответствовала бы этому Аркану. Однако попробуем обратить внимание на соседние с ним арканы.

Карта «Башня» (буква Р) указывает на иллюзорность, непрочность и в то же время - переходность состояний материального мира.

     Карта «Луна» (буква С) - на изменчивость, текучесть, непостоянство астрального мира.

Карта «Солнце» (буква Т) - на незыблемость принципов гармонии и созидания, закладываемых миром духа.

     Рассмотрим сочетание букв РСТ. Слова «астр», «стар», «эстер» и им подобные в языках различных стран и народов мира означают одно и то же понятие - «звезда». Вспомним имена: «Зороастр», «Асторет», «Астарта», «Истар» («Иштар»)... И в русском языке мы найдём немало слов с этим древнейшим сочетанием букв: «старина», «история», «стрела», «страсть», «строка», «струя», «стремление»; а также «перст», «горсть», «отверстие» и др. Корень «ст» или «стр», или «рст» - один из древнейших в нашем языке, он имеет значение «быть», «совершаться».

     Нумерологическое сложение трёх номеров Арканов даёт нам следующий результат:

16+18+19 = 53;5 + 3 = 8,

     что возвращает нас к Аркану «Правосудие», к Фемиде, давая возможность еще раз поразмыслить о карме прошлого и карме будущего.

     Таким образом, этот аркан как бы уходит в сторону от основной линии Арканов, вбирая в себя информацию от трёх из них, символизирующих три уровня мироздания. Это - Аркан информации, причём информации, устремленной в будущее. Его именем могли бы стать такие слова как «Стремление» или «Страсть».

     Вообще взаимосвязь Арканов этой группы значительно сложнее и богаче, включая в себя, в частности, символику Арканов «Диавол» и «Время».

 

Аркан Двадцать - «Суд» - буква У

     Рисунок каноничен: вверху, в облаках, трубит ангел. Под звуки его трубы из могил встают мёртвые: мужчина, женщина и ребенок, руки которых простёрты к небу.

     Вероятно, рисунок в своё время навеян эсхатологическими идеями о конце света, хотя суть самого Аркана гораздо проще и в то же время более многозначна. Аркан обозначает собой завершение любого процесса или дела, независимо от того, библейский это Страшный Суд или окончание рабочего дня. Карта, констатируя в прямом положении наличие завершающей точки, ещё ничего не говорит о том, какой характер такое завершение примет (об этом должны сказать другие карты).

     Несмотря на этот нюанс, карта Суда чаще всего считается благоприятной. В перевёрнутом положении она символизирует незавершённость, обыденность, в которой в то же время могут быть и свои положительные стороны.

     Начертание буквы У ведёт свое происхождение от знаменитой «пифагорейской» буквы Y. Мало какому знаку в истории человечества по силам соперничать с ним в популярности. В этом рисунке адепты школы Пифагора видели дарованную человеку свыше возможность выбора жизненного (или иного) пути. Именно поэтому в магической традиции Запада появились маги «правой» и «левой» руки (то есть «белые» и «чёрные»).

     Впоследствии знак Y стал одним из символов христианства. Может быть потому, что он отчасти напоминает человеческую фигуру с молитвенно воздетыми вверх руками или же распятую на кресте (в русском алфавите перед ним стоит буква Т - греческий «солнечный» крест). В букве Y в разные времена видели то раздвоенное жало Змия-искусителя, то крылья ангела-хранителя, то пасть чудовища, то «рожки» от сглаза, то особый знак, покровительствующий в различного рода рискованных предприятиях («крест воров»).

     Применительно к рисунку карты можно добавить, что по виду Y (или У) напоминает трубу ангела, возвещающего наступление сУдного дня. Отсюда, русским наименованием Аркана вполне могло бы стать слово «СУД».

     Отчего автор написал все три буквы прописными? Вспомним CAT «Жрец» (буква Д), где Духовник благословляет путников, расставив пальцы именно таким образом.

     Правда, иногда знак «рогов» - признак нечистой силы. Приход Страшного Суда по Библии должен сопровождаться первоначальным утверждением власти Антихриста. Далее же, как мы помним, следует второе пришествие Христа, царствованию Которого не будет конца.

     В одном и том же знаке заложены два противоположных друг другу смысла.

     Рассказывая о буквенном символизме «Суда», необходимо прояснить ещё кое-что.

     Если обозначение буквы «А» представляло из себя верхний уголок или луч пентаграммы, поставленной прямо, то знак буквы «У», наоборот, нижний уголок или луч пентаграммы, которая перевёрнута и устремлена вниз.

     В прямую пентаграмму мистики склонны вписывать фигуру человека, а в перевёрнутую - голову козла (знаменитый «козел Мендеса»).

     Буква «А» символически сопоставляется с ветхозаветным Древом Жизни, а «У» - с Древом Познания Добра и Зла.

     Библейская легенда гласит, что в раю, среди прочих, было два Древа. Бог запретил первым людям вкушать плоды от Древа Познания Добра и Зла (хотя ничего не сказал о плодах с Древа Жизни).

     Буква У (символические аналоги её - латинские V, U и Y) когда-то называлась «оук» - «наука», «познание». Её уголок, в отличие от буквы А, дающей жизнь алфавиту, направлен вниз. Возможно, в планы Господа при обучении людей вначале входило ознакомление с архетипом, представленным буквой А.

     В этом случае они постепенно прошлись бы по кругу архетипов-Арканов (так же, как это сейчас делаем мы), последовательно обретая бы всю заключенную в мире мудрость. Это подготовило бы их к восприятию плодов Древа Добра и Зла. Однако, вмешательство Змия (чей раздвоенный язык, мы уже знаем, трактуется как знак «Y») внесло непоправимый сбой в эту программу. Люди поторопились и сразу «заглянули в ответ».

     Они стали судить обо всём раньше времени! Ими овладела гордыня «всезнания».

     Увы, очевидно, Колесо обратного хода не имеет. Алфавит, прочитанный наоборот — от «У» к «А» — это восстание против замыслов Творца, начавшего опасаться как бы люди не отведали теперь ещё и плодов с Древа Жизни. Став бессмертными, они внесли бы еще больший хаос в Его замыслы. Поэтому Он предоставил великому Колесу вращаться своим ходом и... Адам и Ева оказались сброшенными из Эдема в недра мирского бытия.

     Что же находится за буквой «У»?

 

Младшие Арканы Таро (МАТ) - буквы Ф, X, Ц, Ч

     Из двадцати двух арканов мы не разобрали только два. А букв в алфавите ещё весьма и весьма немало! Но не будем спешить и внимательно рассмотрим четыре из них - своеобразный «заповедник шипящих»: «Ф», «X», «Ц», «Ч».

     До сих пор автор избегал говорить подробнее о Младших Арканах. И это не случайно. Как то ни покажется странным, карты Младших арканов Таро, в отличие от Cтарших арканов в арканологии исследованы гораздо хуже и скрывают в себе немало необъяснимых пока странностей.

     Считается, что с Младшими арканами Таро символически соотносятся, в частности, изображения четырёх священных существ: Льва, Орла, Тельца и Человека (Ангела) в рисунке аркана «Mip». С ними же ассоциированы четыре стихии, четыре мира или плана существования: духовный, астральный, земной и человеческий и т.д.

     

Масть пик (Мечей) символизирует фатальность и непрерывную борьбу. Обозначением этой масти мог бы служить средневековый «пылающий меч» с извилистым лезвием - фламмен. Не исключено, что эзотерическим, скрытым наименованием этой масти могло быть не только «Мечи», но и «Пламена» - ведь пиковый туз по своему виду напоминает язык пламени.

     Многие слова, в толкование которых входят понятия огня или света, начинаются на букву Ф («ферт»): «факел», «фонарь», «фитиль», «фейерверк». По форме буква «Ф» напоминает эфес меча и пиковый туз.

 

     Масть трефов (трилистников) или крестей в Таро носит название масти Жезлов или Посохов. Начертание буквы X («херувим») и представляет собою два скрещённых жезла или посоха. Ещё оно напоминает распростёршего крылья Орла, символизирующего именно эту масть. Хлопоты (хлопанье крыльев), суета, увязывание мелких дел - вот основное толкование карт этой масти.

     Вернуться обратно в райский сад (CAT?) людям не даёт Херувим с огненным мечом.

     

 

 

     Далее масть бубен. Буква Ц («цы») - квадратная, с крючком, похожим на хвост Тельца, указующим в землю. Её можно принять в качестве обозначения масти бубен (Пантаклей) или Ценностей.

     

 

 

 

 

     Ч - безусловно, Чаши - масть черви. Её когда-то и изображали в виде чаши. В обычных колодах карт Чаши (Кубки) в Младших арканах отвечают за проявление Чувств.

     Ранее в кириллице эта буква («совершенно случайно»!) и называлась именно «червь».

Кто, собственно, есть червь? Полезное животное, которое трудолюбиво рыхлит и удобряет землю, чтобы в неё могли проникать влага и воздух, создающие наилучшие условия для произрастания деревьев. Древ Жизни.

     Одухотворение косной материи - одна из величайших задач человека на земле.

     

     Итак, по совершении первородного греха человечество оказывается воплощённым в мире, символизируемом Младшими Арканами - в мире страстей и иллюзий, мире Майи.

     Здесь придётся обратиться к Каббале. Попробуем воспользоваться одним из её приемов - нотариконом.

     CAT - «сат» («сад»?), откуда человечество было изгнано - древнее слово, обозначающее истинную, извечную, абсолютную первооснову всего сущего.

     МАТ - «мат», слово, обозначавшее, в числе прочего, смерть - мир мнимой реальности, приземлённого «реализма», мир существ, подверженных смерти в физическом теле.

     «Нет, не умрете, но изменитесь», - так сказал Адаму и Еве старый «подколодный» змий.

     Помимо этого, Младшие Арканы хранят свою, особую тайну.

     Если Старшие арканы - это буквы, то не могут ли младшие арканы быть числами?

     Во времена Кирилла и Мефодия самой совершенной системой записи чисел была римская. Римляне применяли в ней ровно 14 основных разрядов:

I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X; а также: L, С, D и М.

     Первые десять служили для обозначения чисел от 1 до 10, следующие четыре - для обозначения чисел больших разрядов.

     В каждой масти 14 карт: десять цифровых Арканов от 1 до 10, а также, в классическом Таро, четыре (валет, всадник, дама, король) придворных Аркана.

     Как теперь становится очевидным, они соответствуют:

L - валету-Лакею;

С - валету-Кавалеру (по-латыни пишется через С);

D - Даме;

М - Монарху (Королю, Фараону).

     Масть Мечей могла служить символическим обозначением прямых расходов: денег, сил, здоровья, времени.

     Посохи - расходы попутные (трефы - трения).

     Пантакли (Динарии, Цехины) - доходы.

     Чаши - личные нужды.

     Не представляла ли из себя система Младших Арканов Таро изначально обучающую математическую игру, наподобие популярной сейчас игры в «бизнес»?

     Тогда выходит, что система CAT должна была игровым способом обучать грамоте?

 

Аркан Двадцать один (0) (иногда 22) - «Шут» - буквы Ш и Щ

Изображение:

     На вершине горы - человек в одеянии шута. Он делает шаг в сторону от вершины. У него трёхрогий колпак о трёх бубенцах, одежда скроена из разноцветных ромбиков, как у Арлекина. Сзади его хватает (вариант - выпускает из своей пасти) собака. Спереди, под обрывом, открывает пасть крокодил. На плече - на палке (жезле?) у Шута узелок (или сума), другую палку - посох он держит в руке.

     «Шут» - карта, обладающая множеством названий. «Безумец», «Дурень», «Сумасшедший», «Арлекин» - в этом он сравним только, пожалуй, с картой «Маг».

     Это свободный, не привязанный ни к чему и в то же время зависящий от любых случайностей персонаж; дух, несущий душу после её выхода из тела; переносчик информации, заключающей его будущую задачу на земле. О нём следует сказать особо и более подробно.

     Арканологам по сей день неясно конкретное место этого аркана в цепочке Арканов. Если принимать Шута за 0 и с нуля начинать перечисление, то после Аркана 20 «Суд» по справедливости должен следовать Аркан «Mip», приобретающий, таким образом, номер 21. Так обстоит дело в английской школе Таро. Но, согласно французской школе, в которой перечисление Арканов начинается не с Шута, а с Мага, Шут чётко занимает 21-е место. Место же 22 достается Аркану Mip.

     Нуль - единственное из чисел, с которого можно начинать отсчёт «по новой», признав за него любую точку на числовой оси. Он везде и - одновременно нигде. Отсюда образ бродяги Шута. Он играючи проходит сквозь весь порядок не только Старших, но и Младших Арканов, с легкостью принимая любое обличье. Он вездесущ.

     Там, где Шут, единственный из старших арканов, уцелел в игровой колоде, он - ни много, ни мало - джокер и обладает чудесным свойством превращаться в любую из карт Младших арканов.

     «Шут» - одна из «белых» карт. Появление её в раскладе как в прямом, так и в обратном положении говорит о том, что дальнейшие события последуют настолько непредсказуемо, что от каких-либо прогнозов лучше всего воздержаться. Шут способен перевоплотиться в любую форму - от святого и «калики перехожего» до психически больного и даже преступника. Сказать, что это усложняет формулировку прогнозов, означает не сказать и сотой доли правды. Не зря во Франции в колоде игрального Таро ему дали прозвище «скьюз!», дескать - «извините!» Он обладает воистину волшебной способностью влезать в самые благополучные и понятные расклады и сводить на нет все усилия толкователя.

     Помимо Шута, находящимся в движении в колоде старших арканов часто изображают скелет Аркана «Смерть». Скелет - древняя эмблема бессмертия. Почитание его сохранилось по сей день, например, в Центральной Америке, где существует даже посвящённый этому жутковатому, на взгляд европейца, символу праздник «калавера».

     Если в рисунке букв «Е» и «Ё» мы видели три горизонтальных линии, три пассивных горизонта, которые пронизывал вертикальный, активный «горизонт» человека, то в рисунке букв «Ш» и «Щ» линия человека, наоборот, пассивна, а три составляющих остальной Вселенной активно навязывают человеку свою волю. Трезубец буквы «Ш» - один из древнейших знаков на земле. В виде иероглифов, в разном обличии, он почти всегда обозначал именно звук «ш» и встречался в Египте, Шумере, Вавилоне, Китае... Трезубец именовался: «шикм», «шин» (вспомним привязку Элифасом Леви этого Cтаршего аркана Tаро именно к этой букве иврита), «шат», «шань», в переводе означавшие: «гора», «холм», «острие», «вершина».

     Именно на вершине горы мы и встречаем нашего Шута. Более русского названия этой карте можно не искать.

     По одному из толкований карта Шута именуется «Картой воровства». Человечек на рисунке карты следует с мешком, в котором сложены меч, пантакль, чаша, иногда - жезл; в руке его - посох. Налицо явная перекличка с атрибутикой мастей Младших арканов Таро. Кстати, одно из значений слова «мат» по-французски - «шут». Но «мат» - ещё и «смерть», о чем уже было упомянуто. Случайно ли такое совпадение?

     Как мы помним, четырём мастям Младших арканов соответствуют, помимо четырех стихий и священных животных, ещё и четыре мира: духовный, астральный, земной и человеческий. Пусть человеку соответствует он сам. Но откуда берутся три других?

     Перед нами - отражение древнего обычая, полностью соответствующего одному из законов архетипического построения мира. Человек не может уйти туда, не забрав с собой самого ценного - информации.

     Иначе куда бы девалась Дева Cтарший аркан 17? Та самая, что выпадает из общего ряда букв-Арканов?

     Что, в конце концов, Арлекин без своей Коломбины? По-тому-тО в своей суме заплечной Шут-Арлекин несёт не просто сумму знаний, не просто информацию, но... похищенную им невесту. Информацию. Душу...

     В продолжение этого мифа упомянутый женский образ, на сей раз необыкновенно преображённый, должен встретиться на рисунке Аркана «Mip».

 

Аркан Двадцать два (0, 21) - «Mip»

Изображение:

     Одна из самых сложных по символике карт. Молодая обнаженная женщина стоит, согнув левую ногу в колене и разведя опущенные руки, в каждой из которых держит жезл: в право-золотой, в левой - серебряный. Жезлы вертикальны и параллельны друг другу. Фигура женщины окружена овальным венком из цветов либо змеем-Уроборосом, закусившим над её головой свой хвост.

     По четырём углам карты - изображения четырёх священных животных: человека (ангела), орла, льва и быка, которые символизируют четыре масти Младших Арканов, четыре основных элемента мироздания, четырёх евангелистов, четыре Знака астрологического фиксированного креста Зодиака... и т.д., и т.п. Кольцо Уробороса в принципе и обозначает зодиакальный круг. Если же сравнить этот рисунок со сходным с ним рисунком Колеса Фортуны, наложив Зодиак на Зодиак, несложно убедиться, что эти два изображения должны располагаться по отношению друг к другу перпендикулярно.

     Голова женщины в кольце Уробороса указывает на место, где на рисунке Колеса располагается человеческая голова «Тифона», а её ноги (и все тело) - на то, где помещается фигура Германубиса. Голова и тело человека разобщены, мысли его «влачатся» по одному краю великого круга, в то время как материальная составляющая – по-другому. Сама же фигура женщины указывает собою путь от Знака Рака к Знаку Козерога. Эта извилистая линия и есть та дорожка-Дао, которую мы наблюдали на рисунке Cтаршего аркана «Луна».

     Таким образом, древняя восточная эмблема «тай-ши» («тай-цзы», «инь-ян») вновь и вновь проявляется в символике рисунков карт, что позволяет говорить о возможном влиянии философских систем Востока.

     Если Аркан «Шут» - Микрокосм человека, то Аркан «Mip» - Макрокосм Вселенной. И тот, и другой Арканы - нулевые.

     Одно из толкований Аркана «Mip» - красота.

     В прочтении эта карта напоминает «Колесо Фортуны» и «Солнце» (правда, привнося элемент познания нового: знакомств, посланий и вообще получения какой-либо новой информации о мире).

Вернёмся к алфавиту. Буквы Ъ, Ы, и Ь обладают одним общим признаком - наличием значка «Ь». Предположим, что этот символ аналогичен символу цифры 6. Шестёрка - обозначение вихря, направленного вниз, в материю, в отличие от девятки - вихря, направленного вверх.

     Эти три буквы существуют в алфавите для того, чтобы указывать огласовку других букв. Они выполняют опорную, подчинённую функцию, это тени букв. Их наименование в кириллице - «еры», а слово «йер» в древности иногда обозначало землю. Но, в противоположность трём шестёркам, в нашем алфавите имеются и три девятки.

     Буквы Э, Ю и Я когда-то писали именно похожими на девятки. Отголосок этого начертания мы видим в последней из них «Я».

     В знаменитой китайской «Книге Перемен» («И-цзин») пассивные, земные обозначения названы шестёрками, а активные -    девятками, хотя толкователи не объясняют, откуда взялись эти наименования: китайские обозначения цифр имеют совершенно другой рисунок, а сами «шестёрки» и «девятки» «Книги Перемен» ничуть цифровые обозначения не напоминают. Зато слияние знаков шестёрки и девятки мы можем наглядно увидеть и узнать в символе «Тай-ши» - графическом отражении извечной борьбы и единства двух противоположных начал.

     Три шестёрки, три девятки... Три мира, сквозь которые проходит эта борьба двух единств.

Четыре обозначения Знаков фиксированного креста Зодиака (лев - Лев, орёл - Скорпион, бык - Телец и человек или ангел - Водолей). Это то, что объединяет два Аркана - «Шут» и «Mip». И, в придачу к ним, ещё три пары взаимно противоположных другу другу символов. Всего десять букв.

Навигатор сайта